Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сообщение биографов 4 страница



Литература

1. Агеев А. Черная бабочка сновидений // Знамя. — № 7. — 1999.
2. Буйда Ю. Прусская невеста. — Москва: Новое литературное обозрение, 1998.
3. Елисеев Н. «К. Р.», или Прощание с юностью // Новый мир. — № 11. — 2000.
4. Немзер А. Замечательное десятилетие: О русской прозе 90-х годов // Новый мир. — № 1. — 2000.
5. Основы литературоведения. — М.: Московский лицей. — 2000.
6. Ремизова Н. Слишком человеческое. Некоторые размышления о литературе non-ficktion // Новый мир. — № 1. — 1999.
7. Славникова О. Обитаемый остров // Новый мир. — № 9. — 1999.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика-Пресс, 1998.
9. Яковлева Е. Это было, было... // Калининградский комсомолец. — 1990. — № 25.

Людмила

УЛИЦКАЯ

Т. Ю. Угроватова

Рассказ Л. Улицкой
«Народ избранный» (2001)

Цель урока: познакомить старшеклассников с произведением современного писателя, показать особенности жанра социально-философского рассказа, развивать навыки самостоятельного анализа.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой — прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на 17 языков. Она обладательница престижных премий, в том числе лауреат Букеровской премии 2001 года. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос:

Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?

Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.
В рассказе воплощены почти все названные страхи, обуревающие людей во все времена. Обратимся к названию.

Первая учебная ситуация Работа с названием

Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, объединенные в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью. Сравните названия рассказов из этого сборника: «Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Генеле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин дом», «Гуля», «Народ избранный».

Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?

Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.
Название последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.

Изменится ли смысл названия, если поменять слова местами?

Если не использовать инверсию, смысл названия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.
Теперь прочтите название отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.
Избранный — выбранный, отборный, лучший, отличный 5.

Какие ассоциации возникают у вас при этом?

Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.

Какие люди названы автором «избранными»?

Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом — маргиналы.

Какое определение больше подходит к слову «народ», если говорить о героях рассказа?

Народ отверженный.

Почему же автор называет этих людей «избранными»?

Вторая учебная ситуация Анализ текста

Кого называют «избранными»? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?

Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев (1-я группа работает с характером Зинаиды, 2-я — с характером Кати, 3-я — нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово «блаженный» (на доске записаны его значения):
Блаженный — 1. Счастливый, невозмутимо-радостный. 2. Глуповатый, чудаковатый 6.

Герои Детали внешности и поведения Авторская оценка и оценка героев
Зинаида «...Приволокла к церкви свое жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело». «...Была такой ширины, что в трамвай не влезала». «Обута была Зинаида мягко, в разрезанные впереди войлочные тапочки, к которым у нее дома были и галоши на мокрое время... и тренировочные штаны носила Зина, потому что никакие чулки на ее складчатые ноги не налезали. Поверх надет был новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая кофта, — по своей неразумности надела она на себя все самое лучшее, как в поликлинику, потому что шла на люди». «...Не дотумкала одеться победнее... заколыхала через проспект». «...Поковыляла к выходу». «...Она осела на самой дороге, как огромная растрепанная курица, укрывая голову белыми и пухлыми руками». «Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые». «Колышущаяся на ходу Зинаида» «Добрые люди помогут твоему убожеству за ради Божьей Матери» (мать). «Убогому человеку уже и притулиться негде!» (Катя). «...Квашня... прорва» (мать). «Ничего она не умела» (автор). «Слониха» (нищие)
Катя Рыжая «...Раздался свирепый и хриплый голос...». «...Железная рука легла ей на плечо...». «Перед ней стоял маленький, широкоплечий — сначала показалось — мальчишка, нет, не мальчишка, мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Желто-черная челка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали». «Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля». «...Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя». «...Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась» «Орала эта странная женщина» (автор)
Нищие «...Старуха, в клетчатом платке, с жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на самом давальном месте, перед ступенями, набросилась на нее, вывернула ладонь так, что посыпались на землю набранные монеты: „А ты сюда боле не ходи, ноги тебе переломаем!“ — и стала толкать ее в спину корявой сумкой». «Хромой старик поднялся с земли, зашел с другого бока и, черным словом обругав ее, замахнулся: „Давай, давай отсюдова!“„Иди, иди, нечего тебе здесь делать, своих хватает!“ — гнала ее совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке» «Шакалья стая, рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, все мало набрала! На тот свет заберешь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!» «...Банда попрошайская!» «Ишь, мафию развели, как в Сицилии... Хуже милиции!» «Они... темные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Все больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет». «У них одна забота — денег набрать» (Катя)

Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не может быть привлекательно убожество, нищета, безобразие. В этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и нищих. И все же эти люди, стоящие у храма, не одинаковы. Одни — жадные, гнусные, ничтожные — это попрошайки. Они злые, темные, у них одна забота — денег набрать. Другие — «настоящие нищие». Они больные, убогие, но они не ропщут — они блаженные. Бог создал их «для сравнения, для примера или для утешения», они Божьи люди.
В беседе с критиком о рассказе священник Игорь Поляков ошибочно называет рассказ «Народ Божий». Это не случайная ошибка! Как говорит Катя: «Настоящий нищий... Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то».
Кем избранный? Господом. Для чего избранный? Для того чтобы, во-первых, стать своеобразным связующим звеном между Богом, Матерью Божьей и людьми, так как просят Христа и Матери Божьей ради, одним присутствием своим обращая мысли окружающих к духовным помыслам. Во-вторых, чтобы ежедневно являть окружающим свое обнаженное страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества. И поэтому именно им дано быть по-настоящему счастливыми.
Учитель. Мало кто из вас согласится с последним выводом — о счастье «народа избранного». Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности.
• «Избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
• они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
• они не предаются греху гордыни;
• они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
• они могут довольствоваться малым — тем, что имеют: им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.
Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. И хотя тема «маленького человека» (нищего, убогого, деклассированного) не нова в русской литературе (в том или ином виде таких героев можно встретить в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова, Платонова и др.), все же нельзя отрицать нежелание общества (особенно в XX веке) мириться с ними в реальной жизни. Их будто не существует вокруг нас. Мы не любим о них говорить, стараемся их не замечать, стыдливо проходим мимо, испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже — чувство вины.
Такое же отношение к ним со стороны людей мы встречаем и в рассказе «Народ избранный». Нова для нас только позиция автора. Улицкая ставит их выше обывателей, называет избранными (значит, лучшими). Почему? Потому что они мудрее. Они познали истинное счастье.

Как вы думаете, что означает концовка рассказа?

Сон, смерть, забвение, счастье.

Что такое счастье, по мнению автора? В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

Катя рассуждает о смирении, о счастье, о вере. Счастье не в богатстве, не в красоте, но в смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в жизни, которое есть у каждого: «Господь поставил, там и стой!», в открытии для себя Бога и Его заповедей.
Учитель. Прежде чем вы выскажете свое мнение о рассказе, обратимся к критике. Перед вами высказывания критиков и читателей. Обобщите эти высказывания и запишите кратко в тетради. Слова, с которыми вы согласны, можете использовать в своей работе.

Мнение о рассказе Краткие выводы
В ее рассказах-притчах всегда есть какой-то выход на философско-религиозный уровень, осмысление жизни, прорыв к вечному. Ее персонажи — как правило, «маленькие люди», старики, больные и бедные, отверженные обществом — маргиналы, как сейчас модно говорить, — руководствуются принципом: никогда не спрашивай «за что?», спрашивай «для чего?». По мнению Улицкой, такова логика истинного христианина, убежденного в том, что все происходящее, даже самое несправедливое, самое мучительное, если его правильно воспринять, непременно направлено на открытие в человеке нового видения. Эта мысль лежит в основе многих ее рассказов («Лялин дом», «Народ избранный») 7.  
Священник Игорь Поляков: Тем не менее в современной литературе не исключена и некая дидактичность. Вспоминается рассказ Людмилы Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я читаю семинаристам в курсе Основного богословия. С моей точки зрения, это исключительно точное и ясное понимание искупления. Даже в святоотеческой литературе я не встречал такого простого и ясного объяснения того, что такое искупление. Это не догматическое богословие. Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что такое искупление, что совершает искупление в жизни человека, и я не нашел лучшего иллюстративного материала, чем у Людмилы Улицкой 8.  
Корреспондент. А какая из уже написанных и изданных книг вам милее других? Улицкая. Не могу сказать, что есть особенно любимое. Есть что-то для меня особенно важное. Например, рассказ «Народ избранный». Это вопрос размера открытия. Каждый раз, когда ты что-то маленькое даже пишешь, это полностью лишено смысла, если там нет твоего личного открытия. Эту точку зрения можно оспаривать, но она соответствует моему внутреннему ощущению. Какое-то внутреннее открытие должно произойти. Читатель может его чувствовать или не чувствовать, но без этого пишущему человеку неинтересно... Рассказ «Народ избранный» — с открытием 9.  
...Потрясающий по силе «Народ избранный» — об инвалидах, убогих людях, о попрошайках у православного храма. С помощью одной очень незначительной частной истории поднят колоссальный пласт жизни, которого мы в большинстве своем не то чтобы не знаем, а не хотим знать, инстинктивно бежим от него. А знать-то нужно. От тюрьмы да от сумы не зарекайся. От инвалидности тоже. Все под Богом ходим... Но мысль Улицкой проста, как все гениальное: Богом обиженные страдают, чтобы другим легче стало, а те, кто сумеет понять свое предназначение, находят в нем счастье... Вот о чем рассказ 10.  
Третья учебная ситуация Беседа

Нужно ли читать о нищих и калеках? Нужно ли писать об этом, или это запретная тема? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Какие открытия делает Улицкая в рассказе?

Учитель. Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать боль и страх, одиночество и болезни, страдания и смерть — дано понять трагизм жизни. Часто для того, чтобы жить, требуется немалое мужество. Не каждый смиренно принимает свою судьбу и безропотно несет свой крест. Высшая мудрость, по мнению автора, и состоит в том, чтобы научиться верить, уметь смиряться с неизбежным, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды и потери.

Л. Н. Соколова

Рекомендации по ведению
факультатива

«Русская проза
конца XX — начала XXI века»

Важным условием приобщения школьников к чтению представляется нам знакомство старшеклассников с современной литературой. Как показывает практика, произведения, недавно вошедшие в литературный обиход, вызывают живой интерес у школьников, поскольку обращены к сегодняшним проблемам, к реалиям современной жизни. Чтобы этот интерес развился и перерос в устойчивую читательскую позицию, предлагаем включить в программу литературы для старших классов факультативный курс «Русская проза конца XX — начала XXI века».
Факультатив рассчитан на 2 года (10—11 классы), количество часов определяет учитель (оптимально отвести на эту дисциплину не менее 1 часа в неделю).
В первый год обучения целесообразно обратиться к произведениям реалистической (неоклассической) современной литературы, поскольку в основном курсе изучается литература второй половины XIX века. Сходство методов облегчает понимание проблематики, а также позволяет проследить традиции русской классической литературы в современной прозе.
Второй год обучения посвящен изучению литературы с нереалистической доминантой («другой прозе», условно-метафорической прозе, постмодернизму). Методологическая разнородность новейшей литературы становится понятна ученикам 11 класса после их знакомства с многочисленными «измами» литературы рубежа XIX—XX веков.
Учитывая загруженность старшеклассников, в список обязательной литературы включены в основном произведения малой прозы (рассказы, небольшие повести). Такой подбор наглядно демонстрирует также одну из особенностей современного литературного процесса: рассказ — самый популярный жанр нашего времени.
В рамках факультатива учитель имеет возможность разнообразить форму занятий. Помимо традиционного урока, можно проводить читательские конференции, семинары и диспуты по актуальным проблемам новейшей литературы, встречи с писателями, мастер-классы (мы ввели региональный компонент: см. ниже произведения калининградских писателей), обучать написанию рецензии и аннотации и т. п.
Активное участие в занятиях факультатива предполагает, что школьники постоянно обращаются к «толстым» журналам, следят за книжными новинками, знакомятся с современной критикой, то есть непосредственно наблюдают живой литературный процесс.
Цель курса: воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекать из него нравственные уроки.
Задачи курса:
• дать представление о современном литературном процессе;
• расширить круг чтения учащихся;
• познакомить учащихся с произведениями современных авторов;
• воспитывать чувство языка, литературный вкус, научить отличать подлинную литературу от проявлений массовой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Класс

Обязательная литература

1. Солженицын А. И. Настенька. Абрикосовое варенье. На краях // Солженицын А. И. На краях. — М.: Вагриус, 2000.
2. Астафьев В. П. Пролетный гусь // Новый мир. — 2001. — № 1; Людочка // Новый мир. — 1989. — № 9; Яшка-лось // Астафьев В. П. Веселый солдат. — СПб.: Лимбус-Пресс, 2000.
3. Буйда Ю. В. Ева Ева // Буйда Ю. В. Прусская невеста. — М.: НЛО, 1998.
4. Улицкая Л. Дочь Бухары. Народ избранный // Улицкая Л. Бедные родственники. — М., 2001.
5. Токарева В. Самый счастливый день. Я есть. Ты есть. Он есть.
6. Петрушевская Л. С. Глюк // Петрушевская Л. С. Где я была. — М.: Вагриус, 2002; Новые Робинзоны. Мост Ватерлоо.
7. Щербакова Г. Мальчик и девочка // Новый мир. — 2001. — № 5.
8. Распутин В. Г. В ту же землю // Наш современник. — 1995. — № 8; Женский разговор. — М.: Детская литература, 2001.

Дополнительная литература

1. Астафьев В. П. Веселый солдат // Новый мир. — 1998. — № 1, 2.
2. Буйда Ю. В. Прусская невеста. — М.: НЛО, 1998.
3. Лиханов А. Сломанная кукла // Путеводная звезда. — 2002. — № 2.
4. Улицкая Л. С. Казус Кукоцкого. — М.: ЭКСМО, 2002.
5. Владимов Г. Н. Генерал и его армия. — М.: ЭКСМО, 2001.
6. Гер Э. Дар слова // Знамя. — 1999. — № 1.

Класс

Обязательная литература

1. Маканин B. C. Кавказский пленный // Антология современного рассказа. — М.: Олимп, 2002.
2. Петрушевская Л. С. Свой круг. — М.: Вагриус, 2002.
3. Толстая Т. Н. Факир. Серафим. Сомнамбула в тумане. Сюжет. Пламень небесный // Толстая Т. Н. Река Оккервиль. — М.: ЭКСМО, 2002.
4. Пьецух В. Киллер Миллер. Дом на Мойке. Мужчины вышли покурить... // Пьецух В. Государственное дитя. — М.: Вагриус, 1997.
5. Буйда Ю. В. Синие губы // Буйда Ю. В. Прусская невеста. — М.: НЛО, 1998.
6. Пелевин В. Жизнь насекомых. Желтая стрела.
7. Михайлов С. Амба. — Калининград: КИПО, 1997.

Дополнительная литература

1. Маканин В. С. Андеграунд, или Герой нашего времени // Знамя. — 1998. — № 1—4.
2. Пьецух В. Новая московская философия.
3. Толстая Т. Кысь.
4. Петрушевская Л. С. Время ночь.
5. Крусанов П. Укус ангела. — СПб.: Амфора, 2000.
6. Пелевин В. Generation «П».
7. Бутов М. Свобода // Новый мир. — 1999. — № 1, 2.

Примерное планирование уроков
о русской прозе конца XX — начала XXI века

Тема, произведение Обсуждаемые проблемы
10 класс
  Современная русская проза (основные тенденции) Сосуществование нескольких художественных методов, жанровая размытость, антитоталитарный и антиутопический пафос, приоритет человеческих ценностей, взаимодействие с массовой культурой и т. п.
  А. И. Солженицын. Двучастные рассказы: «Настенька», «Абрикосовое варенье», «На краях» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве, невозможность свободы личности
  В. П. Астафьев. «Пролетный гусь» Трагедия военного поколения
  Ю. В. Буйда. «Ева Ева» (из книги «Прусская невеста») Страшные последствия войны; война и дети, война и женщина, война и народы
  «Женская проза»: Л. Улицкая. «Дочь Бухары», «Народ избранный» (из цикла «Бедные родственники); В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть»; В. Соловьева. «Войти дважды» (или другие произведения по выбору учителя) «Женская проблематика»: любовь, семья, материнство и т. п.
  Л. Петрушевская. «Глюк», «Мост Ватерлоо»; В. Токарева. «Самый счастливый день», Г. Щербакова. «Мальчик и девочка» Проблемы молодого поколения: поиски идеала, одиночество, взаимоотношения со взрослыми и т. п.
  В. Г. Распутин. «Женский разговор», «В ту же землю» Нравственные устои, роль женщины в обществе, семья, любовь. Нравственный выбор, сохранение традиций, проблема власти, поиск положительного героя
  Идейные и художественные особенности неоклассической прозы (урок-обобщение) Обращение к социальной проблематике, проповедническая направленность, активная жизненная позиция героя, наличие положительного идеала и т. п.
11 класс
  Нереалистические направления (обзор) «Другая проза», условно-метафорическая проза, постмодернизм
  Л. Петрушевская. «Свой круг», «Новые Робинзоны» Душевное одиночество, безысходность человеческого существования
  В. Пьецух. «Киллер Миллер», «Мужчины вышли покурить...» Замкнутость и алогичность мира, «разоблачение жанра» современного рассказа
  Т. Толстая. «Факир», «Сомнамбула в тумане», «Пламень небесный» Мечта и обыденность в человеческой жизни
  Идейные и художественные особенности «другой прозы» (урок-обобщение) Предельно сгущенная погруженность в быт, тема одиночества, отсутствие целей, идеалов, авторская позиция лишена учительства, назидательности и т. п.
  В. Пелевин. «Жизнь насекомых», «Желтая стрела» Духовная неполноценность людей воплощена в метафоре (люди-насекомые)
  Условно-метафорическая проза (урок-обобщение) Причудливый мир создается при помощи различных типов условности: аллегории, сказа и т. п., сильное игровое начало и т. п.
  В. Маканин. «Кавказский пленный» Разрушение духовного начала в человеке в бесконечной, «дурной» войне, полемика автора с Достоевским
  Ю. Буйда. «Синие губы» (из книги «Прусская невеста») Проблема человеческой памяти, полемика автора с Набоковым
  Т. Толстая. «Сюжет» Полифонизм культур, стилей, художественных языков в рассказе
  Постмодернизм как доминирующее направление литературы конца ХХ — начала XXI в. Постмодернизм как художественная система; включение опыта постмодернизма в современную реалистическую литературу
  С. Михайлов. «Амба» Толерантность, уважение к другому, городские мотивы в повести

Вопросы к зачету

1. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве (на примере рассказов А. И. Солженицына 90-х годов).
2. Трагедия военного поколения в современной литературе (на примере творчества В. П. Астафьева).
3. Проблематика и художественное своеобразие «женской прозы» (авторы и произведения по выбору учащихся).
4. Проблема нравственного выбора в современной прозе.
5. Проблемы молодого поколения в современной прозе.
6. Творчество современного калининградского писателя (В. Соловьева, С. Михайлов и др. по выбору учащихся).
7. Человек на войне в произведениях современных авторов.
8. Идейное и художественное своеобразие «другой прозы» (авторы и произведения по выбору учащихся).
9. Идейное и художественное своеобразие условно-метафорической прозы.
10. Рассказ как ведущий жанр современной прозы. Особенности современного рассказа (произведения по выбору учащихся).
11. Постмодернизм как доминирующее направление литературы конца XX — начала XXI в.
12. Своеобразие постмодернистской прозы (авторы и произведения по выбору учащихся).
13. Идеи русской классической литературы в современной прозе.
14. Герои русской классической литературы в современной прозе.
15. Проблема положительного героя в современной литературе.
16. Традиции и новаторство в произведениях современных писателей.
17. Нравственные искания нашего современника в прозе конца XX — начала XXI в.
18. Образ Кёнигсберга-Калининграда в современной прозе и поэзии.
19. Особенности современной мемуарно-биографической прозы.
20. Современная литературная критика.
21. Современная литературная ситуация. Тенденции развития.

1 Основы литературоведения. — М.: Московский лицей. — 2000. — С. 26.
2 Елисеев Н. «К. Р.», или Прощание с юностью. — Новый мир. — 2000. — № 11. — С. 186.
3 Буйда Ю. Прусская невеста. — Москва: Новое литературное обозрение, 1998. — С. 6—7.
4 Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика-Пресс. — 1998. — С. 108.
5 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — M., 1955. — Т. II. — С. 11.
6 Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. Д. Ушакова. — М.: Русские словари, 1994. — Т. 1. — С. 151.
7 Цуркан Анна. Единство в многообразии, или Народ избранный // Старое литературное обозрение. — 2001. — № 2. — http://magazines.russ.ru/ slo/2001/2/curk.html
8 Современная русская проза. Radio Grad Petrov / http://gradpetrov. narod.ru/arch/proza.html
9 Георгадзе Марина. Интервью. — http://www.litwomen.ru/forum/ search.php
10 Молчанов Антон. Настоящая женская проза, или Феномен Людмилы Улицкой / http://writer.fio.ru/news.php?n=20057&c=1668

Часть вторая

СОВРЕМЕННАЯ
РУССКАЯ
ДРАМАТУРГИЯ

Е. Р. Ядровская

Об обзорных уроках
по современной драматургии
и лирике

Практика показывает, что произведениям современной литературы в школе уделяется мало внимания, что объясняется как недостаточным количеством часов на изучение литературы в целом, так и тем, что концепция современного литературного процесса сложилась в науке относительно недавно.
Современной литературой сегодня принято называть произведения, написанные с середины 50-х годов до конца 90-х годов ХХ века, а также произведения «возвращенной литературы», литературы русского зарубежья и андеграунда. Произведения же последних лет характеризуют современную литературную ситуацию.
Ни для кого не секрет, что изучение литературы в 11 классе нередко заканчивается на произведениях о коллективизации и войне. Огромный пласт русской культуры второй половины XX века практически остается не освоенным учащимися, что не позволяет им приобщиться к недавней истории литературы, а тем более осознать ее связь с искусством сегодняшнего времени. При таком положении дел мы упускаем возможность помочь выпускникам разобраться в том, что сегодня предлагает книжный рынок.
Проблема изучения современной литературы встала уже во времена перестройки, когда резко изменилось само понятие «современная литература», скорректированное открывшимися возможностями читать «запрещенное» и как бы несуществовавшее.
Первой программой, активно включившей произведения современной литературы в урок, стала программа авторского коллектива под редакцией В. Г. Маранцмана (1996) и выпущенные в дальнейшем на ее основе методические комплексы.
Уже в программах для 5—9 классов были представлены для изучения (или предлагались для внеклассного чтения) произведения К. Паустовского, В. Набокова, Ч. Айтматова, В. Шукшина и других современных писателей; стихи Д. Хармса, лирика Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, Н. М. Рубцова, А. А. Вознесенского; стихи поэтов-бардов А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы. Современная драма была представлена пьесами Е. Шварца («Золушка», 5 кл., «Дракон», 8 кл.), а также пьесой В. С. Розова «Кабанчик», предложенной в программе 8 класса для внеклассного чтения.
В программе для старших классов принцип сопряжения различных эпох развития искусства позволял активно включать в уроки по античной и средневековой зарубежной литературе произведения русской и советской литературы второй половины XX века: так, лирика Катулла сопоставлялась со стихотворениями Ахматовой и Бродского, «Мещанин во дворянстве» Мольера — с пьесой Булгакова «Кабала святош», роман Лермонтова «Герой нашего времени» — с произведениями Вампилова и Окуджавы. Вместо привычного построения курса литературы в 11 классе (вслед за важными историческими событиями в стране) программа предложила проблемный путь изучения произведений: материал для изучения сконцентрирован вокруг важнейших философских проблем, особенно актуальных сегодня.
Таким образом, освоение курса современной литературы в 11 классе отчасти оказывалось подготовленным изучением предшествующего курса литературы: во-первых, уже состоявшимся знакомством с рядом современных авторов, во-вторых, имеющимся читательским опытом сопоставления произведений разных культур и эпох, в-третьих — самим принципом организации материала в 11 классе, позволяющим концентрировать произведения вокруг вечных, философских проблем. Менее подготовленными к освоению современной литературы оказывались учащиеся, работающие по другим программам.
Сегодня мы живем в условиях единых требований содержания литературного образования. В программах для основной и профильной школ современной литературе уделяется значительно большее внимание. Каковы же методические пути ее освоения?
Помимо включения современных авторов в программы для основной школы, в выпускном классе планируется проведение уроков-обзоров и семинаров по современной литературе и современной литературной ситуации.
Мы должны продумать эти уроки таким образом, чтобы у учащихся хотя бы в общих чертах сложилось представление о литературном процессе 50—90-х годов XX века, чтобы ими были прочитаны наиболее значительные произведения этого периода. Сложнее дело обстоит с тем, как представить учащимся литературу рубежа тысячелетий, что объясняется и катастрофической нехваткой времени в учебном плане, а также объективными трудностями, которые испытывает учитель, готовясь к таким урокам, поскольку смена эстетических, идеологических, нравственных парадигм привела и к смене литературного кода. По словам критика Ивановой, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя». Поэтому для обзорных уроков по этим произведениям целесообразнее отобрать те, которые в наибольшей степени отражают характер современной литературной ситуации.
Особое внимание при изучении современной литературы, с нашей точки зрения, необходимо уделить драматургии и лирике, поскольку драматические произведения наиболее остро раскрывают противоречия эпохи, а лирика отражает ее дух, музыкальную тональность. Учитываем и то, что произведения драматического и лирического рода наиболее сложны для восприятия и анализа.
Уроки-обзоры помогут учащимся представить панораму развития современного литературного процесса, сконцентрируют внимание на наиболее значительных произведениях периода, создадут установку на их изучение и дальнейшее самостоятельное чтение. Сам характер материала — современность — должен способствовать «включению» старшеклассников в процесс осмысления «недавней истории литературы», приобщению к ее вершинным произведениям. Знакомство с «сегодняшней» литературой привлечет внимание к явлениям современного искусства, поможет представить литературу как живой процесс и выработать по отношению к нему свою читательскую позицию.
Обзорные уроки по современной драматургии и лирике должны организовываться в соответствии с природой предлагаемого материала; материал и форма его подачи должны активизировать разные стороны восприятия учащихся, вести к новому осмыслению изученных ранее драматических и лирических произведений, а также опираться на читательский и иной опыт школьника, «провоцировать» ученика к внутреннему диалогу: они должны быть современными! Обзорные уроки по современной драматургии и лирике предполагают предварительное ознакомление учащихся с основными ведущими тенденциями развития искусства XX века: соцреализмом, постмодернизмом, постреализмом.
Хорошо подготовленный обзорный урок — одно из главнейших условий освоения данного литературного периода, ведь, несмотря на неоднозначность оценок, сложность, противоречивость литературоведческих толкований произведений современной литературы, без привычных опор (общественно-историческая ситуация в стране, тема, идея, авторская позиция в произведении, направление, литературная традиция и др.) невозможно ориентироваться в современном искусстве. Опыт показывает, что именно отсутствие контекста (исторического, литературного), который окружает изучаемое на уроке произведение современной литературы, мешает учащимся увидеть движение литературы, осмыслить литературный процесс, попытаться охватить его панорамным зрением.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...