Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сообщение биографов 3 страница



На сколько частей можно разделить рассказ? Озаглавьте их.

На 5 частей, которым мы даем условные названия: «Воображение и реальность», «Выбор дороги», «Превращение», «Верволки в средней полосе», «Зов судьбы».
Каждая часть заключает в себе ряд сцен и абзацев, из соотношения которых раскрывается истинный смысл происходящего. Рассматривая соположение сцен, частей рассказа В. Пелевина, мы воспользуемся замечанием В. Шкловского о том, «что называется монтаж, изменение смысла сцены благодаря тому, где ее помещают, она находится рядом с той или рядом с другой сценой, моментом жизни» 10.
Часть первая «Воображение и реальность» знакомит нас с главным героем рассказа, который оказался в окружении «глухого запустения соседних, уже безымянных, деревень». Анализ пейзажа в этой части приводит нас к мысли о «перевернутости» мира.

Какой представлялась в воображении поездка главному герою?

«Завалинка», на которой «мирно сидят выжившие из ума старухи», «кругом растет подсолнух», старики «тихо играют в шахматы».

Что увидел Саша в реальности?

«Жидкий лес, какой-то нездоровый, как потомство алкоголика... Все росло как бы с натугой и надрывом... будто выросло, испугавшись чьих-то окриков... Неприятные места, словно подготовленные к сносу с лица земли».

К какой мысли приводит нас соположение представляемой героем картины и увиденным им в реальности?

К мысли о вырождении русских деревень, о пустоте, наполняющей их, о небытии, в которое превращается бытие, «раненное нами», людьми.
Вторая часть рассказа названа нами «Выбор дороги». Мотив дороги, выбора пути традиционен для русской литературы (Н. Гоголь. «Мертвые души»; Н. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; Н. Лесков. «Очарованный странник» и т. д.).

Вспомните русские народные сказки, в которых герой останавливается у развилки, выбирая дорогу, по которой пойдет, — к счастью или к горю?

Главный герой рассказа «Проблема верволка в средней полосе» тоже оказывается перед выбором, его ведет слабый, неопределенной природы свет, он и приводит Сашу к поляне, на которой находятся люди.

Обычные ли это люди?

Да, на первый взгляд. «Мужчина в кроссовках», девочка в спортивном костюме «с адидасовской лилией на груди». Люди из нашего с вами мира.

Что странно в них?

Странно то, о чем они говорят. Они говорят о «зове», который якобы услышал Саша.
Сополагая сцену поиска дороги главным героем с разговором на поляне, можно предположить, что Саша выбрал «не ту дорогу» (а тогда какую же?), шел через черный, страшный лес, «следуя зову», который он услышал, почувствовал, понял. Значит, главный герой пришел туда, куда он должен был прийти, а вовсе не заблудился — такой смысл рождается из сопоставления сцен во 2-й части рассказа «Выбор дороги».
Часть третья — «Превращение», она представляется нам наиболее важной в рассказе, так как именно в ней мы увидим то, к чему шел главный герой, зачем его «звали».
Люди на поляне, отхлебнув из баночки («в таких продают майонез») эликсир, превращаются в волков.

В чем сущность перемен, произошедших с главным героем рассказа?

Перемены внешние — человек превратился в волка.

Это ли главное?

Нет! Главное — «метаморфоза... в самосознании... Изменение в самосознании касалось смысла жизни: он подумал, что люди способны только говорить о нем, а вот ощутить смысл жизни, так же как ветер или холод, они не могут. А у Саши такая возможность появилась, и смысл жизни чувствовался непрерывно и отчетливо, как некоторое вечное свойство мира...»
Герой превратился в волка, ощутил «вкус жизни», «вкус», людьми утерянный.

Какой теперь ему, человеку-волку, видится «темная и пустая дорога», по которой он шел, будучи человеком?

Полной жизни! «...Сейчас он всюду замечал жизнь: вдоль дороги сновали полевые мыши... реактивными истребителями промчались два зайца, оставив густой след запаха, по которому было ясно, что они насмерть напуганы, а один вдобавок полный идиот». Так, значит, только став волком, человек стал ощущать смысл жизни — такое представление появляется из соположения сцен в 3-й части рассказа «Превращение».
Сопоставим последнюю сцену 3-й части рассказа с первой сценой четвертой части, которую мы назвали «Верволки в средней полосе». Сцена стремительного бега волков-людей, полных жизни и движения, сменяется сценой описания деревни, в которой живут люди: «...крашеные домики... облепленные телеантеннами и курятниками, гаражи из ворованной жести и косой парфенон клуба, перед которым брел в никуда отвергнутый вождь, — все это казалось даже не декорацией к реальности, а пародией на декорацию».

К какой мысли приводит нас монтаж этих сцен?

К мысли о том, что у людей-волков — жизнь, а у жителей деревни — «пародия на декорацию».
В последней сцене 4-й части Саша-волк жалеет «старого волка, которого он загрыз в люди». Загрызть можно насмерть, но «загрызть в люди»?

Почему Саша-волк жалеет человека?

Потому что верволки ощущают, чувствуют смысл жизни. Они живут и наслаждаются этой жизнью.

А люди?

А люди владеют «домиками, курятниками, гаражами из ворованной жести». «Все это казалось даже не декорацией к реальности», сосредоточенной в середине площади, а пародией на такую декорацию. Деревня «напоминала состоящий из множества водонепроницаемых отсеков корабль: когда настала ночь и на улицы, которых было всего три, хлынула темнота, дома задраились изнутри... Никакой деревни уже не было, а было несколько близкорасположенных пятен света посреди мировой тьмы».
Пятая часть рассказа — «Зов судьбы», она возвращает нас к «зову», услышанному главным героем во 2-й части.

О чем говорит Саше вожак?

Он говорит о том, что только оборотни — реальные люди. «Если ты посмотришь на свою тень, ты увидишь, что она человеческая. А если ты своими волчьими глазами посмотришь на тени людей, ты увидишь тени свиней, петухов, жаб...»
Соотнесем сцену со сценами из 1-й и 2-й частей рассказа, в которых мы видим места, «словно подготовленные к сносу с лица земли», «покинутые избы», напоминающие больше «экспозицию этнографического музея, чем человеческие жилища». На улицах деревень нет людей, лишь «прошла бабка в черном», «веснушчатая пухлая рука» невидимой кассирши отсчитывает сдачу в кассе деревенского клуба; дед, свистевший «соловьино-разбойничьим посвистом» в полупустом зале; пьяные голоса местной молодежи.

Что стало с людьми, что случилось с безымянными деревнями?
Человек из Нomo sapiens превращается в верволка. Что дает такое превращение человеку, от чего он бежит?

Он бежит от цивилизации в природу, к свободе, любви, к ощущению смысла жизни; он бежит от «фонаря под жестяным конусом» к мелодии, которая, казалось, «исходила прямо от Луны...».
Учитель. Вспомним произведение, относящееся к постмодернистской литературе, в котором автором затрагиваются те же проблемы невозможности существования человека в цивилизованном мире и, как следствие, бегство от него.
Ученики называют повесть Л. Петрушевской «Новые Робинзоны».

Можно ли назвать рассказ В. Пелевина «Проблема верволка в средней полосе» рассказом-антиутопией, «алармистским» сочинением, рассказом-предупреждением о том, что с нами, людьми, будет, если не прислушаемся мы к голосу сердца нашего, к душе нашей?

Можно. Рассказ завершает фраза: «На горизонте возникали игрушечные дома надвигающегося города».

А легко ли «сломать игрушку»?

Да.

Третья учебная ситуация Монтаж

Учитель. Обратимся к эпиграфу, к названию урока. Сопоставим его с тем, о чем мы говорили, анализируя монтаж сцен рассказа, рождающий новые смыслы, новые представления. «Смонтируем» эпиграф, название и содержание рассказа В. Пелевина.

Что дает этот монтаж?

И эпиграф, и название, и рассказ «кричат о нашей с вами жизни», «раненном нами бытии». И если следующий век не наступит, то не наступит он из-за нас.

Литература

1. Гарин И. И. Многоликий Достоевский. — М.: Teppa, 1997.
2. Кожинов В. В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. — Т. 3.
3. Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М.: Наука, 1964.
4. Курицин В. Группа продленного дня // Пелевин В. Жизнь насекомых. — М.: Вагриус, 1997.
5. Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск, 1998.
6. Шкловский В. В. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. — М.: Сов. писатель, 1981.
7. Эйзенштейн С. М. Монтаж. 1938 // Избранные статьи. — М.: Искусство, 1956.

1 Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск, 1998.
2 Интервью в журнале «Крестьянка». — 2000. — № 3.
3 Словарь русского языка АН СССР / Сост. С. И. Ожегов. — М., 1995. — С. 310.
4 См. в кн.: Гарин И. И. Многоликий Достоевский. — М.: Терра, 1997. — С. 388.
5 Кожинов В. В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1996. — Т. 3. — С. 694.
6 Эйзенштейн С. М. Монтаж. 1938 // Избранные статьи. — М.: Искусство, 1956. — С. 253.
7 Шкловский В. В. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. — М.: Сов. писатель, 1981. — С. 151.
8 Курицин В. Группа продленного дня // Пелевин В. Жизнь насекомых. — М.: Вагриус, 1997. — С. 8—9.
9 Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М.: Наука, 1964. — С. 434.
10 Шкловский В. В. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. — М.: Сов. писатель, 1981. — С. 151.

Юрий

БУЙДА

Л. Н. Соколова

Особенности жанра
современного рассказа
(на примере рассказа
Ю. Буйды «Ева Ева») (1998)

Что такое короткий рассказ?
Точка, из которой вырастает
бесконечность романа.
Н. Елисеев

Цель урока: познакомить старшеклассников с творчеством современного писателя, показать особенности жанра современного рассказа, развивать аналитические навыки.
Информация для учителя. Таблица, предложенная в 1-й учебной ситуации, готовится заранее одним из учеников.

Ход урока

Первая учебная ситуация Место рассказа в многообразии жанров

Учитель. Запишите тему урока. Мы говорили с вами о том, что система жанров — понятие очень сложное, а главное — непостоянное, поэтому более уместно говорить о системе жанров каждой исторической эпохи.
У каждой исторической эпохи свои жанры-фавориты: один или несколько жанров выходит на первый план.

Переходят ли жанры из «своей» эпохи в другие? Остаются ли они при этом неизменными? Что можно сказать о жанрах ХХ века?

Жанры развиваются, приобретают новые черты, иначе они обречены.
В XX веке трудно обнаружить жанры в чистом виде: они смешиваются, переплетаются друг с другом, многие писатели придумывают авторские жанры.

Как вы думаете, какой жанр самый популярный в наше время?

Рассказ.
Учитель. Действительно, в 2000 году в издательстве «Новое литературное обозрение» вышли в свет две огромные (по 600 и 300 страниц) антологии рассказов. Рассказы пишут многие современные авторы разного возраста и направлений — от А. Солженицына до В. Пелевина.
Антология (от греч. anthologia — выбор цветов) — собрание поэзии и прозы разных авторов, объединенное темой, образом, проблемой 1.
Мы с вами уже знакомы с жанром рассказа.
Исходя из жанровых особенностей, попытайтесь объяснить, почему именно рассказ стал «героем нашего времени»?
Кстати, подскажу: всплеск интереса к этому жанру отмечается и на рубеже XIX—XX веков.
Во-первых, это связано с динамикой времени: современный человек, как правило, не может посвятить чтению несколько часов в день; во-вторых, на рубеже веков, а в нашем случае и тысячелетий, люди особенно остро ощущают краткость, фрагментарность, скоротечность жизни, и в рассказе точнее, чем в других жанрах, отражается это ощущение.
В подтверждение этой мысли хочу процитировать критика Н. Елисеева: «Фрагмент, осколок, обломок — свидетельство непознаваемости мира. „Романность“, „эпопейность“ — напротив, свидетельство уверенности в миропознаваемости» 2.
Наверное, проникнувшись, уловив эти настроения времени, Юрий Буйда, уже будучи автором нескольких романов («Ермо», «Дон Домино», «Борис и Глеб»), создал в конце 90-х годов книгу рассказов «Прусская невеста». Возможно, у Буйды — нашего земляка — была и другая причина обратиться именно к этому жанру: герои многих его рассказов — переселенцы — люди без корней, начинающие новый «фрагмент» своей жизни на чужой, чуждой им земле. Впрочем, ученые-филологи только начинают изучать творчество Ю. Буйды.
Давайте откроем книгу... Наверное, главная тема, которая в ней звучит, — это тема необычности нашей с вами «маленькой родины». В предисловии к книге автору удивительно точно удалось передать ощущение двойственности, даже двусмысленности жизни в Калининградской области, которое он особенно остро ощущал в юности: «Я родился в Калининградской области через девять лет после войны. С детства привык к тому, что улицы должны быть мощены булыжником... Привык к островерхим черепичным крышам. К каналам, шлюзам, польдерам, к вечной сырости и посаженным по линейке лесам... Однажды я узнал, что родной мой городок назывался не Знаменском, а Велау. Жили здесь немцы. Была здесь Восточная Пруссия. От нее остались осколки — эхо готики, дверная ручка причудливой формы, обрывок надписи на фасаде... Рядом — рукой подать — был заколдованный мир, я жил в заколдованном мире, — но если русский человек в Пскове или Рязани мог войти в заколдованный мир прошлого, принадлежавшего ему по праву наследства, — кем был я здесь, человек без ключа, иной породы, иной крови, языка и веры?» 3 Этот же вопрос задают себе герои рассказов Буйды — первые переселенцы.
Автору удалось очень ярко и рельефно воссоздать их время и их чувства.
Обратимся к одному из лучших рассказов на эту тему.

Вторая учебная ситуация Работа с событийной основой

Как вы думаете, откуда Ю. Буйда мог взять сюжет для своего рассказа «Ева Ева»?

Воспоминания детства, рассказы очевидцев, журналистская работа. В первое послевоенное время подобных судеб было немало (см. очерк Е. Яковлевой «Это было, было...» («Калининградский комсомолец». — 1990. — № 25)).
Перед вами два событийных плана (рассказа и очерка), которые вы подготовили заранее.

Посмотрите на них внимательно: какую особенность вы видите?

Некоторые события совпадают.

Примерный план очерка 1. Жизнь героини до войны. 2. Начало войны и эвакуация в Восточную Пруссию. 3. Штурм Кёнигсберга. 4. Открытие медицинского пункта и работа в нем. 5. Появление в медпункте немецкого врача Зигфрида Визера. 6. Сын Эльзы идет в школу. 7. Депортация. Прощание Зигфрида и Эльзы. 8. Жизнь героини в Калининграде после войны. 9. Переписка Зигфрида и Эльзы. 10. Встреча в 1957 году Примерный план рассказа 1. Приезд Евы Евы в городок. 2. Начало ее работы в детском доме в качестве медсестры. 3. Двое молодых летчиков «поспорили из-за златоглазой женщины». 4. Ева Ева полюбила немого Ганса и стала жить с ним. 5. Арест и освобождение Ганса. 6. Ева Ева усыновила Сусика. 7. Смерть Сусика. 8. Реакция Евы Евы на сообщение о смерти мальчика. 9. Разговор с доктором Шеберстовым. 10. Сообщение о депортации. 11. Депортация немцев. Попытка попрощаться с Гансом. 12. Известие о самоубийстве полковника Милованова. 13. Отъезд Евы Евы из городка. Смерть героини

Мы видим, что писатель опирается на фактический материал, но как именно он с ним работает?
Какие именно эпизоды совпадают?

Приезд обеих героинь в Восточную Пруссию; любовь Евы и Ганса и любовь Эльзы и Зигфрида; депортация немцев.

Чем рассказ отличается от очерка?

В очерке в хронологической последовательности рассказывается вся жизнь героини, а в рассказе — небольшой по времени отрезок, эпизод; у Эльзы есть сын Витя, а Ева очень хочет, но не может иметь детей; Сусик (приемный сын Евы) умирает, а Витя идет в первый класс; Эльза встречается с Зигфридом после войны, в 1957 году. Кроме того, в рассказе гораздо больше, чем в очерке, действующих лиц.

Что произвело на вас большее впечатление: очерк или рассказ? Почему? Какова цель журналиста? А писателя?

Журналист рассказывает о конкретной судьбе реально существовавшего человека, а цель писателя — донести до нас определенную идею.

Какими приемами, художественными средствами пользуется писатель для того, чтобы донести до нас идею произведения?

Диалог, описание внешности героя, говорящие имена, художественная деталь и т. д. И самый сложный прием — композиция.

Третья учебная ситуация Анализ композиции рассказа

С чего начинается рассказ? Почему рассказ так назван?

Имя героини говорящее — Ева — это первая женщина на земле, «матерь человечества».

Почему имя Ева повторяется два раза?

Усиление.

Какое событие является завязкой рассказа?

Приезд Евы Евы в городок.

Как чувствуют себя первые переселенцы на чужой им земле?

Они боятся.

Какие слова в рассказе наиболее точно выражают их состояние?

«Смущенно-боязливо».

Что позволяет избавиться от страха? Когда люди чувствуют себя защищенными?

«Жались поближе к солдатам и офицерам своей армии»: от страха избавляет только оружие, военная сила.

А кто из героев не боится?

Ева Ева.

Почему?

Учитель. Обратимся к карточке.

Карточка №1

Ева Ева «Улыбалась так естественно и легко», «златоглазая красавица», «магнитная женщина», «скользнула чуточку насмешливым взглядом», «ответила с обезоруживающей улыбкой», «смехом парализовала»;
Ганс «недотепистый, длиннорукий немой парень», «дисциплинирован и кроток»;
Немцы «молчаливые, мертво стоявшие»;
Солдаты «хохочущие».

Какие слова чаще всего повторяются применительно к Еве Еве, и, заметьте, только к ней?

Смех, улыбка.

Как это характеризует героиню?

Она открыта, доброжелательна, и поэтому ей нечего бояться — люди любой национальности отвечают добром на добро.

Какая деталь подчеркивает эту особенность характера героини?

«Златоглазая» — ее глаза светятся, сияют добротой и любовью.

Какое событие считать кульминационным и почему?

Возможные ответы:
1. Смерть Сусика.
2. Разговор Евы с доктором Шеберстовым.
3. Депортация немцев.

Как эти события расположены в событийном плане рассказа? Почему?

Последовательно друг за другом. Автор таким образом усиливает трагизм судьбы Евы Евы.
Учитель. Такой прием называется градацией.
Градация (от лат. gradatio — постепенное повышение) — цепь однородных членов (семантический повтор) с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Градация служит средством повышения экспрессивности текста 4.
Действительно, каждое из названных вами событий по накалу, напряженности эмоций может стать кульминацией рассказа. Давайте попробуем представить все три события как кульминационные.

Четвертая учебная ситуация Определение проблемы и идеи рассказа

Работа по группам:

Какую проблему исследует автор и какую идею утверждает в рассказе, если считать кульминацией:
1-я группа — смерть мальчика;
2-я группа — разговор с доктором Шеберстовым;
3-я группа — день депортации немцев.

Учитель. Обратите внимание на то, что в тексте рассказа анализируемые эпизоды отделены друг от друга пробелами.
Каждая группа получает программу исследования в виде вопросов по тексту рассказа, с их помощью формулируются проблема и идея рассказа.

Вопросы 1-й группе:
В какие игры играют дети? Чем эти игры порой заканчиваются? Какие у детей игрушки?
Как дети относятся к сверстникам? к взрослым людям?
Как взрослые относятся к детям?
Вопросы 2-й группе:
Что мы знаем о жизни Евы Евы за рамками рассказа?
С помощью какого художественного приема автор рассказывает об этом?
Чего больше всего на свете хочет Ева Ева?
Какие ее поступки свидетельствуют об этом?
Почему ее желание неосуществимо?
Вопросы 3-й группе:
Какое настроение создано автором в сцене депортации?
Какие лексические и синтаксические средства использует автор в этой сцене?
Почему Еве Еве не удалось проститься с Гансом?
Почему никто не смог ей помочь?
Зачем автор сообщает о самоубийстве полковника Милованова?

По ходу обсуждения рассказа заполняется таблица.

Эпизод Проблема Идея
Смерть мальчика Война и дети Война страшна, потому что жестокость и ненависть поселились в нескольких поколениях
Разговор Евы Евы с доктором Шеберстовым Война и женщина Война страшна, потому что женщина не может выполнить свое высшее предназначение — родить ребенка
Депортация немцев Война и народы Война страшна, потому что она разрушает любовь, счастье, лишает людей Родины

Выводы. 1. Итак, кульминация в рассказе представлена целой цепью событий. Они равнозначны. Однако автор дает нам подсказку о том, какая проблема волновала его прежде всего. Какая это подсказка? Обратите внимание на название рассказа.
2. Закономерен ли финал рассказа? Почему Ева Ева покончила с собой? Можно ли было завершить рассказ иначе? Обратите внимание на начало и финал рассказа: какую вы заметили особенность? Такой прием называют кольцевая композиция. С какой целью использует его автор?
3. Каковы особенности жанра современного рассказа?
Многофигурность, глобальная проблематика, свойственные скорее жанру романа, а не рассказа; особая эмоциональность, достигаемая цепью кульминационных событий и т. п.
Домашнее задание. 1. Прочитать о послевоенной жизни в Калининградской области. 2. Написать произведение в жанре рассказа, используя приемы, аналогичные тем, которые вы увидели в рассказе Ю. Буйды.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 522 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...