Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сретенье



Когда она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма. Тот храм обступал их, как замерший лес. От взглядов людей и от взора небес вершины скрывали, сумев распластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца. И только на темя случайным лучом свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона. А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня, реченное некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем что глаза мои видели это Дитя: Он — Твое продолженье и света источник для идолов чтящих племен, и слава Израиля в Нем». — Симеон умолкнул. Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила, кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься. И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. «Слова-то какие...» И старец сказал, повернувшись к Марии: «В лежащем сейчас на раменах твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око». Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковская тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда Раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась. Март 1972

Карточка №1

1. Прочитайте отрывок из Евангелия от Луки, глава 2, параграф 25.
2. Сохранил ли Бродский сюжет и главную идею праздника?
В чем особенность авторского взгляда на эту тему? Для ответа на этот вопрос нужно:
а) выписать имена персонажей, место и время действия;
б) выписать сходные слова, фразы, эпитеты.
3. Оформите таблицу.

Евангелие от Луки

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый... и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица... которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме...» 9
Таблица может иметь следующий вид 10:

Что сравниваем? Стихотворение Евангелие
Персонажи (по мере появления в тексте) Мария, Младенец, Симеон, Анна Симеон, Мария, Иосиф, Младенец Иисус, Анна
Место и время действия Утро, храм Утро, храм
Лексика — Увидит он смертную тьму / не прежде, чем Сына увидит Господня. — Реченное некогда слово храня, / Ты с миром, Господь, отпускаешь меня... — Глаза мои видели это Дитя... —...Он — Твое продолженье и света / источник для идолов чтящих племен / и слава Израиля в Нем. — И странно им было. — В лежащем сейчас на раменах твоих / паденье одних, возвышенье других, / предмет пререканий... — И тем же оружьем... твоя / душа будет ранена. Рана сия / даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око Не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. — Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром... —...Видели очи мои спасение Твое... —...свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. —...дивились сказанному... —...се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... — Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец

Вывод по карточке № 1. Сюжет сохранен и повторен Бродским наиболее точно, как сюжет Нового Завета, вплоть до сохранения лексики Евангелия.
В чем же особенность авторского взгляда на праздник Сретенья? Сюжет стихотворения окаймлен, имеет вступление и завершение. Особое внимание Бродский обращает на образ Симеона и через его сознание видит происходящее в храме событие.
Одна из важнейших тем стихотворения — завершение жизни, переход из мира физического в «пространство, лишенное тверди», где «время утратило звук». Почему Симеон ушел умирать «не в уличный гул»? Что значит для него «образ Младенца с сияньем вокруг / пушистого темени»? В каком случае «образ Младенца» может стать «светильником» в темноте? И для чего вообще была необходима Симеону эта встреча — Сретенье? Попытаемся ответить на все эти вопросы сразу. Главное условие продолжения жизни — душа Симеона несла светильник — образ Младенца — принадлежность мира Высшего. Только вместив в сердце сиянье Младенца, тот огонь, которым он светился, ту любовь, которой Он жил, Симеон становится частью Высшего мира, его носителем, а значит, бессмертным (но не в теле, а в духе). Поэтому значение праздника Сретенья сводится не просто к встрече умирающего старца с Младенцем, а к мысли о том пути, который избирает Симеон: «уменьшаясь в значеньи и в теле», он стал «душой», вместившей свет. Произошла встреча, слияние чистейшего в человеке — его души и вечного источника света. Только при такой состоявшейся встрече возможен их дальнейший бесконечный совместный путь.

Вторая учебная ситуация Стихотворение «Сретенье» и произведения живописи

Некоторые особенности поэтического мастерства Бродского в стихотворении «Сретенье».
I. Внимательно рассмотрите русскую икону «Сретенье Господне» из праздничного чина (XV в.). Вслушайтесь в описание иконы, сделанное специалистом.

Описание иконы

«Окруженный небесной лазурью развертывается Иерусалимский храм. Он предстает здесь в виде необычайной, округлой золотистой стены, которая смыкается с башней. Перед башней, на ступенях высокой лестницы, стоит Симеон. Безмерная старость и готовность принять избавление от нее воплощены в необычайно могучей согбенной фигуре с простертыми руками, с которой ниспадают крупными складками бирюзовые одежды...
А навстречу Симеону друг за другом движутся Богородица с Младенцем на руках, Анна и Иосиф, несущий белых горлиц. Мерно ступают они; подчиненные единому ритму, ложатся складки их неярких вишневых, охристых одежд, а впереди, как вспышка света, сияет белизной рубашечка Младенца. Неуклонно их движение навстречу Симеону, навстречу будущему, которое он пророчит» 11.

Какую особенность стихотворения И. Бродского помогает понять древняя икона?

Стихотворение И. Бродского очень близко древнерусской иконе, но икона фиксирует момент встречи, а Бродский дает его развитие. Благодаря неожиданному продолжению эпизода в стихотворении появляются новые грани, по-другому расставлены акценты. «Сретенье» Бродского — не иллюстрация иконы, не пересказ Евангелия. Сохраняя связь с источниками, поэтический текст имеет собственную жизнь, собственное содержание, собственную энергию.
II. Однажды Бродского спросили: «Какая живопись может быть для вас источником творчества?.. Было предположение критиков о влиянии Рембрандта...»
На этот вопрос поэт ответил: «Я обожаю живопись... Вот в „Сретенье“, например, там даже такой рембрандтовский ход с этим лучом. <...> Но это в общем происходит бессознательно» 12.

Объяснить слова И. Бродского. Найти в «Сретенье» «рембрандтовский ход с этим лучом».

Ученикам предлагается посмотреть несколько репродукций художника XVII века Рембрандта: «Симеон во храме» (1631), «Апостол Павел» (1629), «Снятие с креста» (1632), в которых «Рембрандт использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов» 13.
Ребята без труда заметят, что на всех этих картинах источником света является Тот, Кто несет его в своем сердце: Младенец, Христос.
Источником света в стихотворении является «образ Младенца с сияньем вокруг».
Мы подошли к разгадке одной из особенностей мировосприятия Бродского: определили его тесную связь и с древнерусской живописью, и с западноевропейской. Хотя, по словам поэта, «это происходит бессознательно».

Карточка №2

Задание. Самостоятельно составьте таблицу «Лексика света и звуков в храме», разделив ее на две графы: «Звуки в храме» и «Лексика света в храме», по стихотворению И. Бродского «Сретенье». Какой дополнительный смысл вносит она в понимание стихотворения?
«Здесь вступаем в многоликое царство образов тишины, молчания. Как известно, паузы не нейтральны, они являются частью музыкальной ткани. Семантика истины достаточно разработана в мировой поэзии. Бродский является одним из самых чутких певцов молчания. Безмолвие, тишина, немота — их он слышит в широком диапазоне.
Молчание имеет различные уровни погружения, различные этические полюсы. В „Сретенье“ предстает многозначное, всеобъемлющее надгробное молчание при встрече с Высшим. В драматургии стихотворения может быть услышана борьба „шума жизни“ и тишины, с победой последней. Святой Симеон при вступлении в „глухонемые владения смерти“ наконец слышит, что „время утратило звук“. Подобно белому цвету, суммирующему цветовые оттенки, истина поглощает сиюминутные звуки жизни. Она не деон, спутник оцепенения, одиночества, отчаяния; она подчас превращается в персонаж...» 14.
В конце урока мы предлагаем еще раз прочитать стихотворение. Это чтение будет отличаться от начального, поскольку текст осознан, он понимается, чувствуется гораздо глубже и точнее и должен прозвучать в совершенно ином качестве.
В качестве домашнего задания мы предлагаем ответить на вопрос, который послужит мостиком к третьему уроку: почему стихотворение «Сретенье» посвящено Анне Ахматовой?

1 Вайль П. Рифма Бродского // Иосиф Бродский: труды и дни / Сост. П. Вайль, Л. Лосев. — М.: Независимая газета. — 1998. — С. 8.
2 Комментарий к карточке составлен по статье Куллэ В. Иосиф Бродский: Новая Одиссея // Сочинения Иосифа Бродского. — СПб.: «Пушкинский фонд», 1998. — Т. I. — С. 283.
3 Венцлова Т. «Он умер в январе, в начале года...» // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 232.
4 Уфлянд В. Традиция и новаторство в поэзии Иосифа Бродского // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 158.
5 Вайль П. Рифма Бродского // Иосиф Бродский: труды и дни. [Сб.] / Сост. П. Вайль, Л. Лосев. — М.: Изд-во «Независимая газета», 1998. — С. 10.
6 Болотова Л. Интервью с Бродским // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 100.
7 Давидович С. Две встречи с Бродским // Общая газета. — 1996. — № 4. — С. 16.
8 Битов А. «Смерть поэта...» // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 230.
9 Евангелие от Луки. — Глава 2, параг. 25 // Новый Завет. — Милан: Издание итальянского францисканского движения, 1990. — С. 89.
10 В целях экономии времени на уроке таблица может быть оформлена дома группой учеников и представлена в классе уже в готовом виде.
11 Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской живописи. — М.: Просвещение, 1993. — С. 72.
12 Болотова Л. Интервью с И. Бродским // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 100.
13 Популярная художественная энциклопедия. Книга II. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 162.
14 Петрушанская Е. «Слово из звука и слово из духа» (Приближение к музыкальному словарю Иосифа Бродского) // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 227.

Урок 3

«Речи дар в глухонемой Вселенной».
Поэт и творчество
в произведениях И. Бродского

Цель урока: объяснить, как И. Бродский понимал смысл творчества, роль поэта и значение языка.

Первая учебная ситуация Бродский о творчестве, языке, поэзии

Прослушайте любое стихотворение И. Бродского в исполнении поэта в аудио- или видеозаписи.
Учитель. Стихотворения Бродского поражают своей необычностью. Каждый, кто слышал их в исполнении поэта, оказывался завороженным самой интонацией, глуховатым, идущим от сердца голосом, непрерывно развивающим перед слушателем одну мысль за другой, один образ за другим. Бродский сам пытался осмыслить природу своего дара, процесс творчества и особенно роль языка. Прослушайте отрывки из интервью 1995 года, сделайте краткую запись о взгляде Бродского на язык и творчество.
1. «Всякое творчество есть по сути молитва, направленная в ухо Всемогущего. В этом сущность искусства. Стихотворение, если и не молитва, то приводимо в движение тем же механизмом молитвы» 1.
2. «Язык — мощнейший катализатор процесса познания. Недаром я его обожествляю» 2.
3. «Язык — Начало Начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык» 3.
Запись в тетради выглядит следующим образом:
Язык — Начало Начал, мощнейший катализатор процесса познания.

Вторая учебная ситуация Мысли Нобелевской лекции

Перед нами необычный текст — фрагменты выступления И. Бродского после вручения ему Нобелевской премии в 1987 году. Эта лекция очень важна для понимания творчества поэта, так как является квинтэссенцией его мыслей, раздумий, переживаний, поэтическим кредо Бродского. Особенно интересен для нас текст Нобелевской лекции, поскольку в нем мы и найдем раскрытие понятий творчества, языка, поэта. Для удобства мы сделали нумерацию фрагментов.

Карточка №1

1. Определить главные темы фрагментов Нобелевской лекции (пункты 1—5).
2. Записать определения следующих понятий: язык, творчество, поэт.
1. «Эти тени (О. Мандельштам, М. Цветаева, Р. Фрост, А. Ахматова, У. Оден. — А. Ш.) смущают меня постоянно... В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой... Их, этих теней, — лучше: источников света — ламп? звезд? было, конечно же, больше, чем пятеро, и любая из них способна обречь на абсолютную немоту» (I, 5).

Из книги Соломона Волкова «Диалоги с И. Бродским»

«Взгляд на мир, который мы обнаруживаем в творчестве этих поэтов, стал частью нашего воспитания... То есть я, например, ни с чем более значительным не сталкивался, свое собственное мышление включая... Эти люди нас просто создали. И все. Ничто так нас не сформировало — меня, по крайней мере, — как Фрост, Цветаева, Кавафис, Рильке, Ахматова, Пастернак. Потому что они наши современники, пока мы живы. Я думаю, что влияние поэта — эта эманация или радиация — растягивается на поколение или два» 4.
2. «Если музыкальное произведение еще оставляет человеку возможность выбора между пассивной ролью слушателя и активной исполнителя, произведение литературы — искусства безнадежно семантического — обрекает его на роль только исполнителя... Роман или стихотворение — не монолог, но разговор писателя с читателем... И в момент этого разговора писатель равен читателю... Равенство это — равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь и определяет поведение индивидуума» (I, 10).
3. «Среди преступлений наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление совершает нация — она платит за это своей историей. <...> Я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительней, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Бальзака, Флобера, Мелвилла, т. е. литературы, а не о грамотности, не об образовании... Ленин был грамотен, Сталин был грамотен, Гитлер тоже; Мао Цзэдун, так тот даже стихи писал; список их жертв тем не менее далеко превышает список ими прочитанного» (I, 12).
4. «То, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; не язык является инструментом поэта, а поэт есть средство существования языка, он тот, кем язык жив» (I, 15).
5. «Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее... Порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал...» (I, 6).
В результате работа над первой карточкой в тетради может иметь следующий вид.
Темы фрагментов:
1. Об учителях, традициях, любимых поэтах.
2. Об искусстве чтения.
3. О значении книги, чтения.
4. О роли поэта.
5. О процессе творчества.
Язык — начало начал, волшебная лоза, мощнейший катализатор процесса познания.
Творчество — молитва, направленная в ухо Всемогущего.
Поэт — источник света, излучающий радиацию, средство существования языка.
Вывод по первой учебной ситуации.
И. Бродский, как и каждый великий поэт, много размышлял о предназначении, роли и ответственности поэта. Как мысль Бродского продолжает уже знакомого нам пушкинского «Пророка», который должен «глаголом» жечь «сердца людей»?
Для поэта конца XX века язык — высшее существо, начало начал. Поэт — тот, кто способен услышать Бога. Поэт является носителем языка, средством его существования.
Каким же образом Поэт может стать этим приемником и источником света? Лишь подключившись к Началу, с помощью «молитвы, направленной в ухо Всемогущего». Важен именно механизм молитвы: обратиться к Богу, чтобы взять Свет, понести его и стать самому источником света.

Третья учебная ситуация

Как стихотворение «На столетие Анны Ахматовой» (1989) повторяет и развивает мысли Бродского о поэте, о назначении творчества?

Организовать работу с карточкой № 2 учитель может по-разному:
все ученики подготовятся дома;
могут быть даны индивидуальные задания более сильным ученикам, которые на уроке сообщают результаты исследования, а класс будет их дополнять;
возможна организация самостоятельной работы непосредственно на уроке.

Карточка №2

1. Найти перекличку стихотворения с главными мыслями Нобелевской лекции, используя итог работы с ее эпизодами.
2. В каждом четверостишии выделить опорное слово, раскрыть его смысл и определить взаимосвязь этих понятий.
3. Как мысли о значении поэзии раскрывают роль и место Анны Ахматовой? В чем значение посвящения?





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...