Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эффективный брендинг предполагает создать на рынке, т. е. в сознании потенциального потребителя, новую нишу и стать в ней первым. При этом необходимо убедиться, что существуют достаточные стимулы для перехода покупателей от привычного старого к новому. Сказать это легко — сделать очень трудно. Вся респектабельная маркетинговая наука предостерегает от таких действий. Первый вопрос, который обычно задает специалист по маркетингу: «А каков размер рынка?» Для нового бренда, для новой ниши размер рынка равен нулю.
В случае брендинга начинать надо со следующих вопросов: «Какую новую нишу можно создать на уже плотном рынке? Нужна ли она потребителям? Как убедить их воспользоваться новым видом товаров или услуг?» И вот если вам удастся создать новую нишу, стать в ней первым и найти мощный стимул для потребителей, то можно не сомневаться, что рекламная тусовка тут же заявится к вам и предложит помощь.
Все серьезные успехи и прорывы на рынке последнего времени были достигнуты с помощью PR, а отнюдь не рекламы. Вот наиболее яркие и известные примеры: Wal-mart, Microsoft, Yahoo!, Amazon.com, Body shop, «Гарри Поттер», PlayStation, Oracle. Wal-mart стала крупнейшей в мире розничной сетью, практически не тратясь на рекламу.
Главное отличие PR от рекламы состоит в использовании независимых от производителя источников информации. С ростом объемов и агрессивности рекламы люди становятся подозрительны и осторожны. Они обращаются за советом и информацией к независимым авторитетным источникам. Люди больше верят информации, которую получают не в рекламное время и на рекламных площадях СМИ, а новостным материалам, мнению экспертов, знаменитостей, своих друзей, наконец, самим себе. Все это для современного человека — островки объективности в море предвзятости и ангажированности.
Сталкиваясь с рекламой, человек думает: «Если бы то, о чем говорят эти ребята, было правдой, то я об этом обязательно знал бы». Поэтому, чтобы реклама была эффективной, ей необходимо предварительное подтверждение, чтобы человек уже знал об этом из независимых источников, желательно авторитетных для него.
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
8. БРЕНДИНГ, PR И РЕКЛАМА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Вот несколько поучительных примеров.
Компании Microsoft нет тридцати лет, тем не менее, ее бренд стоит сейчас $65 млрд и стал вторым в мире, уступая только Coca-Cola. В мире есть компании, намного опережающие ее своими размерами, но до масштабов бренда MicrosoftuM далеко. Успех был достигнут не за счет рекламы. Бренд созданной с нуля фирмы был обеспечен тем вниманием, которое уделили СМИ продуктам компании: MS DOS, Windows 95/98/ NT/2000/XR Word, Exel, PowerPoint. Попутно внимание СМИ к персоне компании сформировало мощный персональный бренд Билла Гейтса. Аналогична история бренда Linux, который не рекламировался вообще, поскольку изначально никому не принадлежал. Linux — открытый источник программного обеспечения, который можно получить совершенно бесплатно и приспособить к потребностям пользователя. Сыграли свою роль почти стопроцентное признание этого бренда специалистами в области высоких технологий, а также безуспешные попытки Microsoft хоть как-то очернить создателей Linux.
Защита окружающей среды, экологическое движение в сознании подавляющего большинства людей ассоциируются с брендом Greenpeace, создание которого — целиком заслуга ярких публичных акций, проводимых по всему миру этой неправительственной организацией.
В информационном обществе победу или поражение определяет общественное сознание. А поскольку в его формировании ключевую роль играют СМИ (включая Интернет), то, если битва за благосклонность публики проиграна в СМИ, то она проиграна и на рынке.
Для старта раскрутки бренда иногда достаточно одной благосклонной фразы в статье или телепередаче, упоминания в выступлении популярного политика или звезды кино или эстрады. Их можно будет бесконечное число раз использовать в различных публикациях и передачах, цитируя и ставя на самое видное место.
Бренд Polaroid был создан в считанные часы — как только фирма Polaroid продемонстрировала мгновенную фотографию, доктор Лэнд и его новая камера попали на обложку журнала The Time, а информация о них попала в новостные программы общегосударственных телеканалов и практически всех местных СМИ.
Бренд Xerox также возник практически сразу после демонстрации нового копировального аппарата и последовавших публикаций, в которых обсуждалась новинка.
Важно сразу продемонстрировать собственную уникальность. В этом плане комичны попытки Гуманитарного университета профсоюзов (Санкт-Петербург)
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
позиционировать себя как «Русский Гарвард». Чтобы соперничать с Гарвардом, не надо быть таким, как Гарвард. Надо быть другим: MTI, Стенфордом, Бауманкой, Плехановкой... Для этого просто надо быть в чем-то лидером. Келлог — Высшая школа бизнеса Северо-Западного университета — не «Гарвард Иллинойса», а лидер в сфере маркетинга, первая высшая школа по подготовке маркетологов. Танеберд (Высшая школа международного менеджмента) тоже не «Гарвард Аризоны», а лидер в подготовке специалистов по международному менеджменту.
В этой связи все большие сомнения вызывает популярная идея «зонтичного бренда» — линии товаров различных марок, объединенных общим брендом. Toyota, раскручивая Lexus, не апеллировала к другим собственным уже раскрученным брендам. В отличие от «Балтики», номерами обозначившую свои сорта пива, Bravo International позиционировало свои сорта отдельными брендами: «Боч-карев», «Охота», «Толстяк»... И выиграло.
Новой и оригинальной должна быть не реклама, уникальным должен быть товар — продукт или услуга.
Подобно насморку, бренд лучше всего передается при личном контакте. Нужны общение потребителей, события, сообщения о которых попадают в прессу и на ТВ, становясь частью обыденной текущей жизни. Первый в мире бренд электротоваров General Electric основан в 1892 г., Mercedes-Benz — в 1885, коньяк Remi Martin — в 1724.
Поэтому, все-таки, чаще всего, создание бренда — долгая и кропотливая работа. Репутация завоевывается не сразу. Wal-mart начинал медленно, используя традиционные технологии PR, принятые в малых городках: карнавалы и парады с оркестрами, конкурсы стихов и пение колыбельных. Зато компания Volvo, в 1959 году первой установившая ремни безопасности, даже теперь пользуется славой самой безопасной и надежной модели. PR, в отличие от рекламы, добивается долговременного эффекта. Никакая креативная и агрессивная реклама западных брендов не смогла вытеснить у российских потребителей и даже жителей бывшей ГДР привычные бренды пищевой продукции, сигарет. В результате новые производители были вынуждены подстраиваться под эти старые бренды.
8. БРЕНДИНГ, PR И РЕКЛАМА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 305
Собственно, именно такова история наиболее известных брендов в сфере культуры (Лувр, Эрмитаж, Мариинка, Л. Н. Толстой...)
PR-стратегия брендинга в самом общем виде довольно проста:
■ создание своим товаром новости, события, вызывающего интерес общественности и СМИ;
■ не спешить, не форсировать события — лучше постепенно стать непререкаемым фактом бытия, чем сгореть однодневкой;
В тщательно поработать с персоналом, потому как именно он является лицом и голосом бренда для потребителей;
И придумать новое название.
Только после этого можно и нужно думать о рекламе. Нельзя останавливаться после раскрутки, повторяя ошибку «Балтики». Реклама необходима бренду как его страховка и напоминание о нем. Реклама Coca-Cola не столько привлекает новых потребителей, сколько закрепляет старых, как бы подтверждая их самодовольство: «Ты — молодец! Ты все делаешь правильно!» Лучшие рекламные проекты устроены по принципу: «Я это знал, но хорошо, что вы напомнили».
Бренд должен быть в некоторой степени эпатажным, привлекающим к себе внимание, создающим новостные поводы, события, в которых принимают участие известные люди (политики, деятели искусства, религиозные деятели и т. д.).
Блестящим примером брендинга в отечественной сфере культуры являлся и является Театр на Таганке. Имидж театра формировался практически по всем возможным векторам социального окружения и адресатам, охватывая СМИ, органы власти, художественных экспертов и прочих лидеров общественного мнения. Вокруг театра всегда происходили и происходят социально значимые события, в которых участвуют известные люди. Активно и вполне профессионально ведут брендинг Ю. Гергиев, 3. Церетели. Продукт современной массовой культуры должен, с одной стороны, обладать некими уникальными, неповторимыми свойствами, позволяющими его легко идентифицировать, выделить среди других, а с другой — такими характеристиками, которые позволяли бы его
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
легко тиражировать в массовом количестве экземпляров и вариаций. Кроме того, он должен будить воображение, чтобы потребитель не просто заинтересовался, а быстро и по возможности полностью погрузился в воображаемый мир. Он должен вызывать интенсивные и немедленные переживания, это должны быть стимулы, соответствующие устоявшейся структуре воображения, интересов и установок массового потребителя.
Массовая культура стала временем второго рождения мифа, возврата к мифологическому мышлению. Но это мифы, которые рождаются не стихийно, а проектируются и сознательно продвигаются. Современный миф намеренно создается с целью не познания, а трансформации реальности. Поэтому говорить следует не столько о втором рождении мифа, сколько о создании нового типа мифологии, в котором используется лишь традиционный механизм, но подменяются цели и функции. Чтобы актуализировать механизм мифотворчества, необходимо апеллировать к соответствующим компонентам массовой психологии.
Массовая культура растворяет человека в стихиях бессознательного. Более того, она выводит на первый план две главные силы этой стихии — Эрос (инстинкт жизнеутверждающей сексуальности) и Танатос (разрушительный инстинкт смерти), взаимодействием которых родоначальник психоанализа объяснял сам феномен психики и жизни в целом. В общественно-психологической атмосфере растущей неуверенности человека, отчужденности его от устойчивых традиционных ценностных ориентации секс рассматривается как важнейшая сфера индивидуального самоутверждения, как чуть ли не последнее убежище человека в обезличенном и стандартизированном мире. Учитывая же ценностную и онтологическую деструктив-ность массовой культуры, можно сказать, что она акцентирование танатологична, поскольку в ней доминирует именно Танатос. Человеку массы свойственны эротическая завороженность смертью, сексуально-деструктивные «всплески агрессии, а массовой культуре — агрессивная жестокость, насилие, порнография, хоррор.
Еще точнее будет сказать, что поскольку и сексуальность, и разрушающая агрессия выражают, в конечном счете, одно и то же — инстинкт торжествующего
8. БРЕНДИНГ, PR И РЕКЛАМА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 307
обладания, власти, постольку массовая культура оказывается выпущенным на волю демоном власти во всевозможных его проявлениях.
Другим требованием к претенденту на бренд является способность к серийности (репродуцированию, диверсификации в другие технологии), воспроизводству в различных носителях и средствах социальной коммуникации. Но этот круг вопросов выводит нас за рамки брендинга в более широкий контекст маркетинга в условиях современной массовой культуры.
8.9.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ
МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
В последнее время в отечественной литературе довольно часто PR отделяется от рекламы и маркетига и даже противопоставляется им. Нередко это делается в связи с интегрированными маркетинговыми коммуникациями (IMC — Integrative Marketing Communications), в которых иногда видят «новый интегративный принцип» маркетинга.
Согласно этому принципу, бренд осознается как целостная система, а не набор функций. Один из наиболее сильных аргументов гласит, что разрозненная реализация рекламы и PR дорога, требует много времени и неэффективна. Поэтому сейчас эффективный менеджмент требует не столько тратить деньги на рекламу и СМИ, сколько прилагать усилия к созданию событий, обладающих рекламным и информационным потенциалом.
Не оспаривая терминологию (модные термины всегда будут появляться и это очень естественно), хочется отметить важную смену акцентов в отечественном коммуникационном менеджменте.
Прежде всего — и это очень отрадно — речь может идти о преодолении поверхностного, ограниченного и тормозящего стереотипа в понимании под PR исключительно работу со СМИ. Как известно, можно выделить четыре основные модели PR:
1)манипулятивно-пропагандистскую — наиболее циничную, но и наиболее романтичную, поскольку ресурс любой манипуляции весьма ограничен;
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
2) сугубо информационную, ориентированную на достижение паблисити и сотрудничество со СМИ;
3) разъяснительную, когда фирма стремится не только сообщать о себе, но и добиваться взаимопонимания со своими целевыми контактными группами;
4) PR как модель социального партнерства, основанную на выстраивании общности интересов фирмы и ее целевых контактных групп (социальной среды).
Недовольство PR как журнализмом весьма показательно. Оно может рассматриваться как подспудное, не всегда осознанное понимание ограниченности коммуникации без обратной связи, о затратности и неэффективности бизнеса, расходующего немалые средства на простое информирование о себе. Более эффективно не тратить деньги на журналистов, а создавать события, прикармливающие СМИ их профессиональным хлебом — новостями.
Поэтому, представляется, что можно диагностировать дозревание отечественного бизнес- и PR-сообщества до четвертой модели полноценных PR — буквально как общественных отношений. PR —это прежде всего relations, и не только и не столько с журналистами, сколько по всем векторам социальной среды фирмы.
Более того, фактически PR есть ни что иное, как маркетинг, вышедший за пределы маркета, этакий внемар-кетовый маркетинг. Это становится особенно очевидным в ситуациях, когда конкуренция исчерпывает свой рыночный ресурс и выдавливается во внерыночную среду.
Приведем три примера.
(А) В Новосибирске по инициативе основных игроков пивного рынка был проведен радиоконкурс на самую разбитую улицу, вызвавший повышенный отклик населения. После этого был организован автопробег по этой улице старых советских автомобилей в духе ильфо-петровского «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!». В итоге были получены роскошная пресса, огромное внимание горожан, а власти срочно привели улицу в порядок.
(Б) Промстройбанк и Сбербанк в Санкт-Петербурге одновременно реализовывали маркетинговые программы по привлечению молодежной, прежде всего — студенческой клиентуры. ПСБ по данным ректоратов провел конкурс среди лучших студентов, которым были вручены в офисе банка ценные подарки. Сама акция и ее информационное обеспечение получились весьма затратными. Сбербанк тоже провел аналогичный конкурс, победители которого получали бесплатную подписку на «КоммерсантЪ»,
8. ВРЕНДИНГ, PR И РЕКЛАМА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
о чем заинтересованный «Ъ» дважды давал бесплатные материалы. Студенты получили качественную прессу, газета — подписчиков, а банк реально подправил имидж в глазах молодежи, причем за намного меньшие деньги, чем ПСБ.
(В) Один из наших студентов незадолго до окончания вуза открыл с друзьями магазин в небольшом городке на севере Карелии. Магазин был отнюдь не первым и не единственным в городке. Поэтому завоевание позиций на местном рынке потребовало соответствующей ценовой маркетинговой стратегии: ориентации на более низкие цены, чем у конкурентов, и на доход с оборота. Реализация такой стратегии, помимо прочего, предполагала и завоевание позитивной репутации, привлечение внимания жителей поселка к новому магазину. Проблема оказалась решенной несколько неожиданным, но изящным и очевидным для местных условий образом. В городке не была налажена работа по сбору бытового мусора: баки есть, но не отремонтированы (нет средств), и люди часами при любой погоде вынуждены с пакетами ожидать спецмашину. По согласованию с мэрией магазином была реализована программа, включившая ремонт и покраску баков, приобретение пластмассовых ведер для мусора, которые были разнесены по квартирам в качестве подарков. Поскольку реализация программы совпала с перевыборами мэра, на ведра и баки, помимо символики фирмы, было нанесено упоминание «При поддержке мэра». В результате этой провинциальной и немного комичной PR-акции магазин приобрел популярность, мэр был избран на новый срок, жители избавились от мусора, а выпускник подготовил на этом материале хорошую дипломную работу.
Полноценные и полномасштабные PR включают отношения с потребителями и властями, СМИ и инвесторами, конкурентами и организованной общественностью, населением и собственным персоналом. Поэтому заведомо более эффективными PR будет не трата денег на «покупку журналистов», «заказуху» и «джинсу», а плетение общности интересов, выражающееся в событиях и акциях, вызывающих живейшую заинтересованность общества.
Думается, что за интересом к IMC стоят: В застарелое сведение PR к сугубо информационной
работе;
В стремление к более широкому пониманию социальной коммуникации;
II явный и отрадный дрейф к PR как социальному партнерству.
Пожалуй, наиболее общий алгоритм брендинга был предложен Н. и В. Тесаковыми. Он включает следующие этапы.
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1. Анализ деятельности конкурентов и тенденций раз
вития рынка:
■ исследование тенденций и емкостей рынка, отдельных его сегментов;
■ выявление особенностей конкурентных предложений;
■ исследование сезонности и цикличности рынка;
■ определение ценовых характеристик спроса и предложения.
2. Изучение потребностей на развитых рынках с боль
шим числом конкурентов:
■ выявление предпочтений к продукту по качественным ценовым характеристикам;
■ изучение мотивов приобретения продукции;
■ выявление неудовлетворенных пожеланий потребителей к продуктам данной товарной категории;
• тестирование разработанных компанией предвари
тельных идей новых продуктов.
3. Разработка стратегии марки:
позиционирование:
■ анализ позиций конкурентных товаров в сознании потребителей (целевой аудитории);
■ поиск отличительной идеи марки и подтверждающих ее аргументов;
■ сегментирование рынка; разработка стратегии:
■ выбор вариантов маркетингового воздействия (массового, одного сегмента, нескольких сегментов);
■ определение системы аргументов в пользу позиции марки и доказательств выгоды от покупки, разработка имиджа марки;
■ юридическая защита названия, его графического изображения, музыкального символа, упаковки, других атрибутов, составляющих имиджа;
4. Разработка программы коммуникаций:
■ основная коммуникационная идея;
■ основные подтверждающие ее аргументы;
■ варианты творческой реализации основной идеи;
■ комплексная программа маркетинговых коммуникаций;
• время, преемственность и серийность коммуника
ций;
8. ВРЕНДИНГ, PR И РЕКЛАМА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
■ предварительное тестирование всех компонентов имиджа:
■ определение отношения целевых групп к названию, логотипу, упаковке, рекламным идеям и другим компонентам имиджа ТМ.
5. Мониторинг возможностей, предоставляемых новы
ми технологиями, поиск партнеров по поставкам сырья
и других компонентов товара:
■ уточнение и при необходимости корректировка пер
воначальной идеи продукта.
6. Анализ возможностей собственного производства:
■ оценка производственных мощностей;
■ оценка квалификации персонала и других ресурсов, требующихся для производства товара, услуги.
7. Анализ текущей ситуации и прогноз ее развития.
8. Разработка основных принципов ассортиментной политики, модернизация имеющихся продуктов, возможное влияние планируемых продуктов на рентабельность и общие продажи.
9. Разработка и отбор рабочих идей новых продуктов (главный принцип отбора — ТМ должна расширять рынок, а не отбирать потребителей у других ТМ фирмы (каннибализм ТМ)).
10. Выпуск опытной партии товара, его тестирование.
11. Проведение фокус-групп, объектом оценки которых могут быть вкусовые свойства, цена, качество упаковки и др.
12. Сэмплинг.
13. Пробные продажи:
■ определение объемов возможных продаж;
• выявление трудностей в их реализации.
14. Анализ отзывов реселлеров, дистрибьюторов, торговых представителей, поставщиков.
15. Внесение изменений в товар, услуги:
■ анализ всех полученных результатов и принятие решения о внесении изменений в продукт (товар, услугу);
■ запуск продукта в серийное производство.
16. Разработка плана вывода продукции на рынок:
■ определение сроков;
■ планирование оптовой и розничной цены, системы скидок, бонусов и других специальных условий поставок;
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
■ построение системы товародвижения, которая опре
деляется выбранной ценовой нишей, долговечности
и сложности продукта, его предназначения для ко
нечного или корпоративного потребителя.
17. Оценка результатов продаж, узнаваемости марки.
Система критериев оценки марки:
• brand value — финансовая ценность репутации марки, вычисленная отдельно от других активов;
■ brand power — способность ТМ доминировать в данной категории продуктов;
■ brand relevance — степень соответствия имиджа и репутации ТМ потребностям и ожиданиям потребителя;
■ brand leverage — способность марки «растягиваться» на другие категории продуктов;
■ brand awareness — степень известности (процент целевой аудитории, которая может вспомнить название ТМ спонтанно или наведенно);
■ brand loyalty — приверженность ТМ (процент целевой аудитории, которая совершает повторные покупки с определенной периодичностью, или цикличностью).
18. Создание системы управления маркой:
■ централизованное управление;
■ систематический мониторинг позиции марки среди аналогов и их заменителей;
■ маркетинговая поддержка, регулирование цены;
■ разработка системы ограничений по расширению ТМ, для того чтобы было невозможно без экономического обоснования переносить ТМ из одной ценовой ниши в другую или бесконечно «растягивать» ее на другие категории товаров.
Нетрудно заметить, какую важную роль в этом процессе играют коммуникации, прежде всего PR и реклама.
Нередко брендинг сводится к довольно простой схеме:
1) именование (нейминг — от англ. naming), включая фонотип — звучание названия фирмы («Чайная ложка», «Идеальная чашка» и т. п.) и логотип — написание фо-нотипа;
2) регистрация торговой марки, т. е. регистрация звучания и написания в Палате;
8. БРЕНДИНГ, PR И РЕКЛАМА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 313
3) создание под эту торговую марку концепции, легенды, выбор концепции продвижения, целевой аудитории и т. д.;
4) через год-два-три марка или «у всех на устах», т. е. становится брендом, или нет.
PR-стратегия брендинга довольно проста: И создать с помощью своего товара новости, события,
вызывающие интерес общественности и СМИ; В не спешить, не форсировать события — лучше постепенно стать непререкаемым фактом бытия, чем «сгореть», как однодневка; В тщательно поработать с персоналом, потому как именно он является лицом и голосом бренда для потребителей;
В придумать новое название.
Только после этого можно и нужно думать о рекламе. Нельзя останавливаться после раскрутки, повторяя ошибку «Балтики». Реклама необходима бренду, как его страховка и напоминание о нем. Реклама Coca-Cola не только привлекает новых потребителей, но и закрепляет старых, как бы подтверждая их самодовольство: «Ты — молодец! Ты все делаешь правильно». Лучшие рекламные проекты устроены по принципу: «Я это знал, но хорошо, что вы напомнили».
PR и реклама дополняют друг друга (табл. 21) примерно так же, как два полушария головного мозга, между которыми, как известно, существует функциональная специализация. У правшей левое полушарие отвечает за словесную информацию, а левое за образное, целостное восприятие. В этом плане PR, с их апелляцией к рациональным доводам, выполняет роль левого полушария, а реклама с ее ориентацией на образы — правого.
Таблица 21 Соотношение рекламы и PR в брендинге
PR
Реклама
Поддержка |
Создание бренда
Имидж |
Репутация
Рациональные преимущества
Эмоциональные доминанты
Функциональные особенности |
Описание товара на языке нужд потребителя
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
8.10. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ PR
PR может пониматься самым различным образом: и как управление внешним и внутренним сопротивлением деятельности фирмы; и как формирование и продвижение привлекательного имиджа фирмы; и как управление социальной коммуникацией фирмы; и как деятельность по достижению гармонии интересов фирмы и ее социальной среды на основе правдивой информации. Очень емкое определение дала одна студентка: PR — это умение вести себя так, чтобы с тобой хотелось общаться еще.
Главная цель PR, таким образом, — обеспечение коммуникации организации с ее социальной средой: средствами массовой информации, общественными организациями, партиями, органами власти, населением, партнерами, работниками самой фирмы. Однако PR — это не просто publicity — достижение известности и узнаваемости, в некотором смысле популярности. Эффективность коммуникации достигается благодаря взаимопониманию, взаимоуважению, взаимоответственности и, в конечном счете, благодаря формированию положительной репутации, привлекательного образа (image) фирмы, ее первых лиц в глазах общества.
Какие же задачи решает PR, чтобы добиться этого комплекса целей?
Прежде всего, это мониторинг и анализ общественного мнения относительно фирмы и ее действий, в том числе и предполагаемых. Такой анализ является основой для решения другой задачи — формирования общественного мнения. Это предполагает информирование общественности о целях, состоянии, намерениях, перспективах фирмы. Задачей PR является и профилактика возможных конфликтов и недоразумений с общественностью, борьба с нежелательными слухами относительно фирмы и ее деятельности. В то же время задачей PR является и использование слухов, например в качестве зондирования общественного мнения по поводу предполагаемых решений и действий фирмы (при условии, разумеется, что запускаемый «пробный шар» не был дезинформацией).
Иногда, например, в шоу-бизнесе, политике использование и даже формирование слухов о себе становится
8. ВРЕНДИНГ, PR И РЕКЛАМА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 315
непременным и важнейшим условием успешного продвижения фирмы или отдельного лица (сценический образ, политический имидж и т. д.).
Самостоятельной задачей PR является организация представительской деятельности фирмы (обеспечение приема, как текущего, так и специального), презентаций. Важнейшей задачей является расширение влияния фирмы в обществе, особенно на социальные группы и инстанции, от которых зависит успех дела.
Среди групп влияния не обязательно присутствуют властные структуры и СМИ, политические организации. Это может быть и просто население региона или даже прилегающего микрорайона.
Несомненной задачей PR является формирование круга друзей фирмы среди авторитетных, известных и влиятельных политиков, ученых, деятелей искусства, культуры, образования — известных людей с приличной репутацией. Показательна в этом плане буквальная охота за такими людьми в период проведения избирательных кампаний. Каждая политическая партия и группировка стремятся заполучить в свой партийный список известных артистов, писателей, ученых. Помимо прямой пользы (в качестве экспертов, возможных проводников интересов фирмы, поддержка в поисках инвесторов), уважаемые в обществе люди в качестве друзей фирмы, несомненно, способствуют росту ее репутации. Следует только помнить, что друзья не приобретаются за деньги. Во-первых, за деньги это будут уже не друзья, а нечто иное. Во-вторых, в ряде стран введен законодательный запрет на финансирование из средств фирм действующего политика. Да и в других сферах общественной жизни авторитетное лицо вряд ли захочет пойти на риск и нанести ущерб своей репутации, заслужить упрек в коррумпированности. Поэтому речь идет о работе (кстати, требующей затрат и иногда немалых) именно по выстраиванию общности интересов, работе тонкой, тактичной и хорошо продуманной. Быть в кругу друзей фирмы должно считаться не только приличным, но и само по себе привлекательным социальным статусом.
Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!