Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция IV. Немецкая классическая философия и марксизм



План

  1. Немецкая классическая философия.

И. Кант: критичность, априоризм, трансцендентализм.

  1. Диалектический метод и историзм Г. Гегеля.
  2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  3. Марксистская философия.

1.Немецкая классическая философия. И. Кант: критичность, априоризм, трансцендентализм.

«Имей мужество пользоваться своим умом»

И. Кант

Немецкую философию второй половины XVIIIв. – первой половины XIXв. называют классической за высокий уровень философствования, за осознание собственных основ, что выразилось в определении исходных категорий – мышления и бытия.

Иммануил Кант (1724 – 1804) основным объектом философского исследования заявил познавательную деятельность, законы и границы человеческого разума; назвал свою философию критической, т.к. ставил задачу критического анализа познавательных способностей; трансцендентальной (от лат. – переступать), т.к. исследовал всеобщие (выходящие за пределы индивида) предпосылки познания; изучал доопытное – всеобщее и необходимое, тогда называли – априорное знание.

По Канту, решающим фактором познавательного процесса является специфика познающего субъекта; всякое знание начинается с опыта, но эмпирическое знание единично, а потому случайно. Наука ищет априорное – необходимое и всеобщее знании, что возможно за счет особых, присущих познающему человеку – субъекту, априорных форм чувственности (пространства и времени) и рассудка (категорий). С помощью последних обеспечивается синтез опытных данных. К рассудку Кант относит естественнонаучное знание.

Если мышление выходит за приделы рассудка, то есть за границы опыта, оно вступает в сферу разума, который противоречив (диалектичен): его заключения иллюзорны, т.к. не подкреплены опытом. Но разум выполняет высшую регулятивную роль в отношении других познавательных способностей человека.

Трансцендентальные идеи разума – идеи Бога, души, мира в целом – противоречивы (антиномичны), т.е. однозначно недоказуемы и непознаваемы. Они должны быть приняты на веру, именно последняя – основа человеческой нравственности.

И. Кант считал, что в важных вопросах человек должен руководствоваться не теоретическим разумом – рассуждениями, а практическим разумом – чувством долга, т.е. ученый называет нравственное сознание практическим разумом. Именно веление долга является безусловным нравственным требованием, категорическим императивом: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (каждому человеку предписывается поступать в соответствии с таким правилом, которое он хотел бы сделать всеобщим законом).

Главный гуманистический вывод И. Канта: человек не должен быть средством для достижения цели, он – всегда цель (обоснование: как и вся природа, человек подчинен необходимости, т.е. природным законам, но одновременно он подчиняется нравственным установлениям – законам практического разума, т.е. свободен, независим от природы).

Вывод: Иммануил Кант осуществил переворот в философии: впервые не познаваемая субстанция, а структура познающего субъекта определяет и познание, и поведение человека.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...