Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г. Эмпиризм, сенсуализм, рационализм Нового времени



Наука занимает лидирующее положение в мировоззрении Нового времени. В такой ситуации философия доминирующей проблемой объявляет гносеологию – теорию познания. Основные дискуссии касаются двух вопросов:

1. Что является источником знаний – чувственный опыт или деятельность разума?

2. Где искать признаки достоверного научного знания (всеобщность и необходимость) – в опыте или в разуме?

Рационализм (“рацио” – разум) – направление в теории познания, утверждающее, что всеобщность и необходимость знания коренятся в разуме и не могут быть выведены из опыта (XVII в. – Декарт, Спиноза, Лейбниц; XVIII в. – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Эмпиризм (“эмпирия” – опыт) – направление в теории познания, заявляющее, что единственным источником знания является чувственный опыт, само знание обосновано в опыте (материалистический эмпиризм: Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеций – источником чувственного опыта объявляет внешний мир; идеалистический эмпиризм: Беркли, Юм – ограничивает опыт совокупностью ощущений).

Сенсуализм (“сенсус” – чувство, ощущение) – направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником познания. Может сочетаться с эмпиризмом (Беркли) и с рационализмом (Кант).

Вывод: Ведущим разделом философии Нового времени является гносеология,

основные проблемы которой разрабатываются в дискуссиях

рационализма и эмпиризма.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 3864 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...