Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В IV в. до н. э. произошел кризис древнегреческой цивилизации – греческие города-полисы вошли в состав македонской империи, что определило наступление новой духовной ситуации: бывший свободный гражданин становился подданным монарха. Эти обстоятельства вызвали смещение философской проблематики в этическую плоскость.
Киники (с греч. собака) – философская школа IV в. до н. э. (Антисфен, Диоген Синопский и др.).
Киники осуществили переоценку ценности: основой добродетели несчастья определи пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, удовольствий, славы, достижение внутренней свободы и независимости.
Аналогичная исходная посылка была характерна и для скептиков (IV-III вв. до н.э. и I в. до н.э.-II в. н.э.): человек должен стремиться к счастью, а счастье – отсутствие страданий, достигаемое посредством спокойствия – необходимо воздерживаться от суждений, это обеспечит невозмутимость, а с ним и блаженство.
Эпикур (341-270 гг. до н. э.) разработал гедонистическое (гедония-удовольствие) этическое учение, в котором целью человеческой жизни определял счастье, понимаемое как удовольствие: нужно умерять свои страсти и плотские влечения, подчинив их разуму, тогда можно достичь невозмутимости духа, безмятежности душевного покоя – это и есть высшее удовольствие.
Стоики (от греч. стоа – портик) (IV – I вв. до н.э.) аналогично понимали идеал мудреца – покой и безмятежность, бесстрастие – полная независимость от чувств и подчинение разуму как воплощению природы, т.е. в конечном счете необходимости.
Однако, по их мнению, истинный мудрец выше личного блага ставит благо государства и может для него пожертвовать жизнью. От стоиков идет понимание философии как науки умирать.
Выводы:
а) Киники поставили проблему соотношения индивидуальной свободы личности и общественных нравственных устоев;
б) Скептики, подчеркнув противоречивость человеческого познания, его зависимость от условий и неоднозначность знаний, преувеличили элемент относительности познания;
в) Эпикуреизм развивает индивидуалистическую трактовку человека;
г) Вера стоиков в необходимость, в судьбу как во всеобщий закон, органически сочеталась в их учении с требованием мужества и самообладания как проявления индивидуальной воли.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!