Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А. Естественнонаучные предпосылки философии Нового времени



Философия Нового времени во многом складывалась как осмысление новых данных и способов их получения в естествознании – науках о природе. Огромную роль сыграла научная деятельность великого итальянского ученого Галилео Галилея (1564 – 1642), основоположника экспериментально-математического метода исследования природы и одного из зачинателей механистического понимания мира, сменившего органистическое понимание.Г. Галилей заложил основы нового научного метода – наблюдения (усовершенствовав подзорную трубу, разглядел пятна на Солнце, горы на Луне, скопление звезд на Млечном пути и др.); путем бросания тел с башни опроверг аристотелевскую теорию движения, заложив новый научный метод – эксперимент. Ученый предложил идею двух книг: а/ Священное Писание как книга, дающая истинное знание; б/“книга природы”, данная творцом, не содержащая ошибок, являющаяся предметом философии и науки. Г. Галилей один из первых сформулировал деизм (“део” – Бог): бог является безличной первопричиной мира, который затем развивается по собственным законам.

Вывод: Взамен аристотелевской науки, основанной на умозрении и

целесообразности, возникла галилеевская наука, основанная на

эксперименте и наблюдении, не допускавшая целей в природе, боязни

пустоты, совершенных движений и т.д. В этот период философия

переосмысливает картину мира, учение о познании и методах.

3б. Философские идеи Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626).

Английский философ, основоположник материализма Нового времени, видел задачу философии в создании нового метода научного познания (“Хромой, идущий по дороге, опережает человека, бегущего без дороги”), переосмыслении предмета и задач науки (“Нужно пытать природу, подчиняясь ей”).

Ф. Бэкон понимает науку средством, а не целью, какой она была в античности и средневековье; цель науки – принесение пользы человечеству, увеличение власти человека над природой. Ученый считал необходимым для изучения природы использование научного метода индукции – движение мысли от единичных опытных данных к общим положениям.

Гносеология Ф. Бэкона исходит из того, что разум может открыть законы природы, если устранить помехи - “идолы”, “призраки”: а/ идолы рода – стремление человека истолковать природу по аналогии с собой (телеология как главное заблуждение); б/ идолы пещеры – склонности, пристрастия и другие индивидуальные особенности людей, детерминированные воспитанием и образованием; в/ идолы площади – использование неточных слов разговорного языка в науке; г/ идолы театра – вера в авторитеты, особенно догматическая приверженность Аристотелю.

Вывод: Философия Ф. Бэкона обосновывает эмпиризм (“эмпирия – опыт”),

согласно которому опыт является основой науки.

3в. Субстанция и метод Рене Декарта (1596 – 1650).

Французский философ и математик, основоположник рационализма Нового времени, исходной идеей философии которого является универсальный принцип сомнения, направленный против схоластики и позволяющий отыскать основу знания в самом разуме – сомнение это акт мысли, из которого можно выводить другое знание: “Мыслю, следовательно, существую”. Истинность этого положения, по мнению ученого, гарантирована Богом, вложившим в человека естественный свет разума.

Р. Декарт предложил новую модель познания: изучать не вещи (механизм их божественного творения недоступен), а воссоздавать их с помощью разума. Истина, по Р. Декарту, это не соответствие знания бытию, а схема соответствующего истине бытия. Так открывается возможность экспериментального создания таких вещей, которых нет в природе.

Основное положение философии Р. Декарта – дуализм субстанций (“субстанция” – сущность, внутреннее единство природного многообразия) – духовная и материальная субстанции: а/ духовная – неделима, связана с мышлением и чувствами, носитель врожденных идей как условия всеобщего и необходимого знания; б/ материальная – природа, делимая, протяженная, имеющая фигуру, положение, движение. Природа подчиняется механическим законам (они устанавливаются с помощью математической науки – механики). Так формируется механистическая картина мира, противоположная телеологизму Аристотеля и органицизму Возрождения.

По Р. Декарту, все живые организмы – сложные машины. Таково и человеческое тело, но Бог вложил в него душу, отчего исключительной особенностью человека является способность рационального суждения и рационального поведения.

Вывод: Р. Декарт – основоположник классической механики,

механистической картины мира, рационализма.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 765 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...