Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Особенности древнегреческой философии периода высокой классики



Платон (427-347 гг. до н.э.) – выдающийся афинский философ, ученик Сократа.

Теория идей: мир чувственно воспринимаемых вещей не является истинно сущим, т.к. все вещи возникают, изменяются и гибнут; подлинная сущность всех вещей, их причины – это бестелесные формы, постигаемые умом – виды (“эйдосы”), идеи. Каждому классу чувственных вещей соответствуют свои виды, идеи, они одновременно и причины, и образцы, по которым создаются предметы, и понятия – об общей основе вещей, и цели, к которым стремятся все существа.

Мир идей по Платону – это мир подлинного бытия, т.к. они неизменны, едины, неделимы, а значит – истинны. Материя, приняв идею, становится определенной вещью.

Учение о познании и человеке: человек обладает двумя специфическими признаками – душой и телом; благодаря душе, человек – единственное из живых существ восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.

Душа человека бессмертна; до вселения в тело, до рождения человека пребывает в мир идей, поэтому в земной жизни оказывается возможным припоминание о виденном прежде. Душа человека тройственна и всегда преобладает одно из трех качеств: разумность, аффективность (яростность), вожделение. Только если в человеке преобладает разумность души, возможно припоминание того, что видела душа в мире идей.

Учение о государстве: Платон исходит из принципиального тождества человеческой природы и общественного устройства:

- индивиду и государству присущи одинаковые начала: мудрость, справедливость, мужество;

- качествам души человека соответствуют общественные группы – сословия.

Структура идеального государства должна быть такой: люди у которых преобладает разумная часть души, составляют разряд философов – правителей. Те, у кого

преобладает аффективная (подверженная страстям) часть души, составляют разряд воинов. Вожделеющие души дают сословие земледельцев и ремесленников.

Выводы:

1) Для объяснения мира природных вещей Платон вводит мир изменчивой материи

и мир неизменных идей (эйдосов). В этой теории автор увязывает воедино, в

систему объяснение природы, человека, космоса, общества;

2) Теорией познания Платона является теория припоминания разумной душой идей – так образуется истинное знание, отличающееся от неистинного знания,

получаемого чувствами, мнениями;

3) В учении о государстве Платон исходил из совпадения человеческой природы и

государственного устройства – модель государства утопична.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ, ученик, а затем критик Платона: сущность вещи не может находится вне вещи. Существующая вещь неотделима от своей сущности, а существование определяется четырьмя причинами:

- формой, которая структурирует и системообразует пассивную материю;

- материей, тем, из чего вещь состоит;

- движущей причиной или источником движения;

- целью – тем, ради чего происходит движение.

Целью познания философ видит отыскание причин существования каждой вещи, а ее возникновение определяется целью. Так родился принцип целесообразности и учение о целесообразной организации мира – телеология (телео – цель, логос – учение).

Исторической заслугой Аристотеля является создание формальной логики как орудия познания действительности.

Вывод: Теория познания, логика, диалектика формы и содержания, телеология

Аристотеля сохраняли актуальность на протяжении многих веков.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 327 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...