Три понятия, которых избегают в нравах
Воздержность и выдержанность
Невоздержность и изнеженность
Три формулировки удовольствия
Страдание
| Порок, невоздержность, зверство. Что противоположно первому и второму, ясно, ибо одно мы зовем добродетелью, а другое - воздержностью, зверству же более всего подобает противопоставить ту добродетель, что превыше нас, - как бы героическую и божественную.
Относятся к числу вещей добропорядочных и достойных похвал.
Воздержанный человек, зная, что его влечения дурны, не следует им благодаря рассуждению. И с одной стороны, благоразумного признают воздержным и выдержанным, а с другой - по мнению одних, воздержный и выдержанный благоразумен во всех отношениях, а по мнению других - не во всех
Относятся к числу вещей дурных и осуждаемых
Невоздержный человек, зная, что поступает дурно, тем не менее поступает так под влиянием страсти. Одни смешивают распущенного с невоздержным и невоздержного с распущенным, а другие их различают.
Следует, однако, понять, что невоздержность в порыве ярости менее позорна, нежели невоздержность во влечениях.
Одни говорят, что никакое удовольствие не является благом ни само по себе, ни случайным образом, так как благо и удовольствие - вещи не тождественные. Это мнение (что удовольствие в целом не есть благо), основано на том, что всякое удовольствие - это чувственно воспринимаемое становление, восполняющее естество, а между тем никакое становление не бывает родственно целям, как, скажем, никакое строительство дома не родственно готовому дому.
Другие считают, что некоторые удовольствия благие, но что большинство - дурные. Это мнение основано на том, что бывают удовольствия постыдные и порицаемые и к тому же вредоносные, так как среди удовольствий бывают и нездоровые.
Есть еще и третье из мнений: даже если все удовольствия представляют собою благо, все-таки невозможно, чтобы высшее благо было удовольствием. Это мнение основано на том, что удовольствие не цель, а сам процесс становления.
Сказать, что удовольствия дурны, потому что некоторые нездоровые вещи доставляют удовольствие, - это то же самое, что сказать, будто здоровье дурно, потому что некоторые вещи, полезные для здоровья, дурны для на-живания денег.
Отсюда, конечно, следует, что ни одно удовольствие не является делом искусства, ведь ни в каком ином деятельном проявлении искусности тоже быть не может, но [искусность существует только] в уменье, хотя искусство приготовлять умащения или жарить пищу и кажется искусством удовольствия.
В конце Аристотель утверждает, что высшее благо - это в каком-то смысле удовольствие.
В определи страдания все люди сходятся. Страдание - зло и его избегают. Оно является злом либо в безотносительном смысле, либо как препятствие для чего-то. То, что противоположно вещам, которых избегают и которые являются злом именно в тех отношениях, из-за которых этих вещей избегают и из-за которых эти вещи - зло, является благом. Следовательно, удовольствие с необходимостью есть некое благо.
|