Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Благо, счастье, добродетели, наука о государстве



Благо и отличия блага от целей     Важнейшая наука     Цель науки об управлении     Слушатель науки о государстве   Высшее благо, благоденствие и благополучие     Что есть счастье     Что есть счастье (кратко)     Три образа жизни     Совершенное благо     Счастье как цель действий   Назначение человека, цель жизни   Различие между назначением человека и добропорядочного человека     Человеческое благо   Три вида благ   Происхождение счастья     Счастливый человек     Настоящий государственный муж (politikos)     Два вида добродетелей Благо - то, к чему все стремится. В целях, однако, обнаруживается некоторое различие, потому что одни цели - это деятельности, другие - определенные отдельные от них результаты.   Наука о государстве (политика). Остальные науки подчиняются этой науке об управлении. И цель политики включает в себя цели всех других наук, и следовательно эта цель и будет высшим благом для людей.     Целью науки о государстве является наивысшее благо, потому что именно эта наука больше всего уделяет внимания тому, чтобы создать граждан определенного качества, т. е. добродетельных и совершающих прекрасные поступки.   Юноша - неподходящий слушатель науки о государстве: он неопытен в житейских делах, и кроме того, покорный страстям, он будет слушать впустую, т. е. без пользы, тогда как цель данного учения не познание, а поступки. Причем под определением «юноша» понимается не возраст слушателя, а его внутренний настрой. Подобающий же слушатель должен быть хорошо воспитанным в нравственном смысле   Относительно названия сходятся, пожалуй, почти все, причем как большинство, так и люди утонченные называют высшим благом счастье, а под благоденствием и благополучием подразумевают то же, что и под счастливой жизнью.   Но в вопросе о том, что есть счастье, возникает расхождение, и большинство дает ему иное определение, нежели мудрецы. В самом деле, для одних счастье - это нечто наглядное и очевидное, скажем удовольствие, богатство или почет - у разных людей разное; а часто даже для одного человека счастье - то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду - в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их понимание. Следовательно благо есть величина относительная. Большинство, т. е. люди весьма грубые, разумеют под благом и счастьем удовольствие, и потому для них желанна жизнь, полная наслаждений. Счастье, таким образом, - это высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие, причем все это нераздельно. Не является добродетельным тот, кто не радуется прекрасным поступкам, ибо и правосудным никто не назвал бы человека, который не радуется правому, а щедрым - того, кто не радуется щедрым поступкам, подобным образом - и в других случаях.   Счастье - это определенного качества деятельность души сообразно добродетели.   Жизнь наслаждений, во-вторых, государственный образ (главная цель – почет)и, в-третьих, созерцательный.   Принято считать, что прежде всего такой целью является счастье. Ведь его мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого, в то время как почет, удовольствие, ум и всякая добродетель избираются как ради них самих (ибо на каждом из этих благ, пусть из него ничего не следует, мы бы все-таки остановили выбор), так и ради счастья, ибо они представляются нам средствами к достижению счастья. Счастье же никто не избирает ни ради этих благ, ни ради чего-то другого. Совершенное благо считается самодостаточным.   Это, очевидно, нечто совершенное, полное, конечное и самодостаточное.   Исключается из рассмотрения жизнь с точки зрения питания и роста и жизнь с точки зрения чувства, так как они сходны с целями и назначением других веществ. Остается, таким образом, какая-то деятельная жизнь обладающего суждением существа. Т.е. назначение человека - деятельность души, причем мы утверждаем, что назначение человека по роду тождественно назначению добропорядочного человека.   Мы полагаем, что дело человека - некая жизнь, а жизнь эта - деятельность души и поступки при участии суждения, дело же добропорядочного мужа - совершать это хорошо и прекрасно в нравственном смысле и мы полагаем, что каждое дело делается хорошо, когда его исполняют сообразно присущей ему добродетели.   Представляет собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько - то сообразно наилучшей и наиболее полной и совершенной. Причем за полную человеческую жизнь. Ведь одна ласточка не делает весны и один теплый день тоже; точно так же ни за один день, ни за краткое время не делаются блаженными и счастливыми.   Так называемые внешние, относящиеся к душе и относящиеся к телу, причем относящиеся к душе мы все называем благами в собственном смысле слова и по преимуществу, но мы именно действия души и ее деятельности представляем относящимися к душе. Таким образом, получается, что наше определение высшего блага и счастья правильно, по крайней мере, оно согласуется с тем воззрением, которое и древнее и философами разделяется.   Даже если счастье не посылается богами, а является плодом добродетели и своего рода усвоения знаний или упражнения, оно все-таки относится к самым божественным вещам, ибо наградою и целью добродетели представляется наивысшее благо и нечто божественное и блаженное.   Счастливый будет обладать искомым свойством и в течение всей жизни останется счастливым, ибо всегда или насколько вообще возможно как в поступках, так и в умозрении он будет сообразовываться с добродетелью, а превратности судьбы будет переносить превосходно и пристойно во всех отношениях, во всяком случае как человек истинно добродетельный.? Может быть, нужно прибавить: "так прожившего и соответственно скончавшегося", поскольку будущее нам неясно, а счастье мы полагаем целью во всех отношениях совершенной и конечной?   Больше всего старается о добродетели, ибо он хочет делать граждан добродетельными и законопослушными. Между тем человеческой добродетелью мы называем добродетель не тела, но души, и счастьем мы называем тоже деятельность души. Если это так, ясно, что государственному человеку нужно в известном смысле знать то, что относится к душе, точно так, как, вознамерившись лечить глаза, нужно знать все тело, причем в первом случае это настолько же важнее, насколько политика, или наука о государстве, ценнее и выше врачевания.   Мыслительные: мудрость, сообразительность и рассудительность. Нравственные: щедрость и благоразумие, ибо, рассуждая о нраве, мы не говорим, что человек мудр или сообразителен, но говорим, что он ровен или благоразумен. В то же время и мудрого мы хвалим за его душевный склад, а те склады души, которые заслуживают похвалы, мы называем добродетелями.  



Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 499 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...