Правосудность
Неправосудность
Закон
Порочный человек
Справедливое равенство
Доброта и добро. Как доброта относится к правосудности, а добро - к праву.
Такой склад души, при котором люди склонны к правосудным поступкам, совершают правосудные дела и желают правосудного. Правосудныйчеловек - это законопослушный и справедливый. Стало быть, правосудие, или право - это законное и справедливое. Следовательно, все законное в известном смысле правосудно. Также отметим, что правосудие это пропорциональность
Такой склад души, при котором поступают неправосудно и желают неправосудного. Неправосудным человек называют того, кто преступает закон, кто своекорыстен и несправедлив. Неправосудие (или неправое) - это противозаконное и несправедливое. Также отметим, что неправосудие это непропорциональность.
Законы говорят обо всем вместе, причем имеют в виду либо пользу всех, либо лучших, либо имеющих власть по добродетели или как-то еще иначе. Так что в одном из значений, а именно в широком, мы называем правосудным то, что для взаимоотношений в государстве создает и сохраняет счастье, и все, что его составляет.
Закон, стало быть, предписывает как дела мужественного (например, не оставлять строя, не обращаться в бегство и не бросать оружия), так и благоразумного (например, не блудить, не насильничать), а также ровного (например, не бить и не бранить); соответственно и с другими добродетелями и пороками: в одном он наставляет, а другое воспрещает, причем если правильно составлен, то правильно, и хуже, если составлен небрежно.
Самый порочный человек, конечно, тот, чей порок обращается на него самого и близких. Однако самый добродетельный человек не тот, чья добродетель обращается на него самого, а тот, чья добродетель обращается на другого, ибо это трудное дело.
Это середина между "больше" и "меньше", а нажива и убыток - это "больше" и "меньше" в противоположных смыслах, т. е. больше блага и меньше зла - нажива, а наоборот - убыток. Серединой между тем и другим оказывается справедливое равенство, которое мы определяем как правосудное, следовательно, исправительное правосудие подразумевает середину между убытком и наживой.
Добрый человек способен сознательно избрать добро и осуществлять это в поступках, кто не требует точного соблюдения своего права в ущерб другим, но, несмотря на поддержку закона, склонен брать меньше, тот и добр. И этот душевный склад - доброта, представляющая собою вид правосудности и не являющаяся каким-то отличным от нее [душевным] складом.
studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.006 с)...