Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Две части души. Наука и рассудительность. Мудрость, совесть и изобретательность



Две части души   Частей, наделенных суждением, тоже две   Три силы души, главные для поступка и для истины     Источник поступка     Душа достигает истины, утверждая и отрицая пяти вещам   Что такое наука   Рассудительный человек     Мудрость   Рассудительность в делах государства бывает двух видов   Отличия поисков от принятия решений     Тождественность соображения и сообразительности     Совесть и совестливость     Изобретательность   Наделенная суждением душа и лишенная его.   Одна - та, с помощью которой мы созерцаем такие сущности, чьи начала не могут быть инакими, (т. е. меняться). Другая - та, с помощью которой понимаем те сущности, чьи начала могут быть и такими, и инакими. Пусть тогда одна часть называется научной, а другая рассчитывающей, ибо принимать решения и рассчитывать - это одно и то же, причем никто не принимает решений о том, что не может быть иначе. Следовательно, рассчитывающая часть - это только какая-то одна часть (части), наделенной суждением.   Это чувство, ум и стремление. Из них чувство не является началом какого бы то ни было поступка; это ясно потому, что чувство имеют и звери, но они не причастны к поступку. Далее, что для мысли утверждение и отрицание, то для стремления преследование и бегство. Таким образом, если нравственная добродетель - это устои, которые избираются нами сознательно, а сознательный выбор - это стремление, при котором принимают решения, то суждение должно быть поэтому истинным, а стремление правильным, коль скоро и сознательный выбор добропорядочен и суждение утверждает то же, что преследует стремление.   Это сознательный выбор, но как движущая причина, а не как целевая. В то время как источник сознательного выбора - стремление и суждение, имеющее что-то целью. Вот почему сознательный выбор невозможен ни помимо ума и мысли, ни помимо нравственных устоев.   А именно: искусству, науке, рассудительности, мудрости, уму (поскольку в предположениях и мнениях можно обмануться, мы их не учитываем).     Это то, что составляет предмет научного знания, существует с необходимостью, а значит, вечно, ибо все существующее с безусловной необходимостью вечно, вечное же не возникает и не уничтожается.   Тот, кто способен принимать верные решения в связи с благом и пользой для него самого, однако не в частностях. Например, не то, что полезно для здоровья, для крепости тела - но в целом: какие вещи являются благами для хорошей жизни. Подтверждается это тем, что мы говорим о рассудительных в каком-то отношении, когда люди сумели хорошо рассчитать, что нужно для достижения известной добропорядочной цели, для достижения которой не существует искусства. Следовательно, кто способен принимать разумные решения, тот и рассудителен в общем смысле слова. Такие качества мы приписываем тем, кто управляет хозяйством или государством.   Мудрость - это самая точная из наук. А значит, должно быть так, что мудрец не только знает из принципов, но и обладает истинным знанием самих принципов. Мудрость будет умом и наукой, словно бы заглавной наукой о том, что всего ценнее. Мудрость - это и научное знание, и постижение умом вещей по природе наиболее ценных.   Одна, как управляющая, представляет собою законодательную науку. Другая, как имеющая дело с частными вопросами носит общее название государственной науки, причем она предполагает поступки и принятие решений, ибо, что решено голосованием народного собрания как последняя данность осуществляется в поступках. Поэтому только об этих людях говорят, что они занимаются государственными делами, так как они действуют подобно ремесленникам.   Потому что принятие решения - это один из видов поисков. Что касается разумности в решениях, то надо понять, в чем ее суть, является ли она своего рода знанием или наукой, мнением, наитием, или это нечто другого рода. Наконец, решение может быть разумным безотносительно и относительно определенной цели. И конечно, безотносительно разумное решение правильно для безотносительной цели, а решение, разумное в каком-то определенном отношении - для относительной цели. Поскольку же принимать разумные решения свойственно рассудительным, разумность в решениях будет правильностью с точки зрения средств, нужных для достижения той или иной цели, рассудительность относительно которых и есть истинное представление.   Соображение не относится ни к вечно сущему, ни к неизменному, ни к чему бы то ни было, находящемуся в становлении, но к тому, о чем можно задаться вопросом и принять решение. А потому, будучи связано с тем же, с чем связана рассудительность, соображение не тождественно рассудительности. Рассудительность предписывает, ведь ее цель - указать, что следует делать и чего не следует, а соображение способно только судить. Соображение и сообразительность пo сути есть одно и то же, так же как соображающие и сообразительные люди. Соображение не состоит ни в обладании рассудительностью, ни в приобретении оной. Но подобно тому, как применительно к научному знанию усваивать означает соображать, так применительно к мнению соображать означает судить о том, в чем сведущ рассудительный, когда говорит об этом другой человек, причем судить хорошо, потому что "сообразительно" и "хорошо" одно и то же. Отсюда и происходит слово "соображение" и соответственно "сообразительные", а именно от соображения при усвоении знаний, ибо часто мы говорим "соображать" вместо "усваивать".   Совесть позволяет называть людей совестящимися и имеющими совесть, - это правильный суд доброго человека. Это подтверждается вот чем: доброго мы считаем особенно совестливым, а иметь совестливость в иных вещах - это свойство доброты. Совестливость же - это умеющая судить совесть доброго человека, причем судить правильно, а правилен этот суд, когда исходит от истинно доброго человека.   Свойство изобретательности состоит в способности делать то, что направлено к предложенной цели, и достигать ее. Поэтому, если цель прекрасна, такая способность похвальна, а если дурна, то это изворотливость, недаром даже рассудительных мы называем изобретательными и изворотливыми. Но рассудительность не является этой способностью, однако и без этой способности она не существует.



Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...