Щедрость
Имущество
Мотовство и скупость
Щедрый человек
Великолепный человек
Почетные затраты
Мелочный человек (противоположность великолепному)
Величавость, величавый человек, отклонения от середины
Душевные склады, связанные с гневом
| Щедростью принято считать обладание серединой в отношении к имуществу, ибо щедрого хвалят не за подвиги на войне, и не за то, в чем заслуги благоразумного, и равным образом не за то, как он судит, но за отношение к даянию и приобретению имущества, причем больше за то, что связано с даянием.
Имуществом мы называем все, стоимость чего измеряется деньгами.
Это соответственно излишество и недостаточность в отношении к имуществу. И если скупость мы всегда приписываем тем, кто больше, чем следует, хлопочет об имуществе, то мотовство ставим в вину, когда имеем в виду несколько пороков, в самом деле, мы зовем мотами невоздержных и тратящих имущество на распущенную жизнь. Причем в большинстве случаев противоположностью щедрости называют скупость, ибо это порок больший, чем мотовство, и чаще погрешают в эту сторону, нежели в сторону описанного нами мотовства.
Щедрый будет давать во имя прекрасного и правильно: кому следует, сколько и когда следует, и так далее во всем, что предполагается правильным даянием, а кроме того, это доставляет ему удовольствие и не приносит страдания, ибо согласное с добродетелью или доставляет удовольствие, или не причиняет страданий (менее всего это заставляет страдать). Щедрому весьма свойственно даже преступать меру в даянии, так что себе самому он оставляет меньше, чем следует. Дело в том, что не принимать себя в расчет - свойство щедрого человека.
Великолепный человек подобен знатоку: он способен разуметь, что подобает, и большие средства потратить пристойно, ибо, как мы сказали вначале, душевный склад определяется деятельностью и предметами деятельности, а траты великолепного велики и подобающие. Таковы и дела его, ибо так затрата будет великой и подобающей.
Великолепие проявляется в затратах самых величественных и почетных.
Затраты на почитание богов, посвятительные дары, постройки и жертвоприношения, так же как и все вообще связанное с божеством, а также все то, что охотно делают из честолюбия на общее благо, например когда думают, что нужно блистательно снарядить хор или триеру или устроить пир для всего города.
У мелочного во всем недостаток. Даже издержавши очень много, он из-за мелочи погубит красоту, и, что бы ни делал, он колеблется и прикидывает, как бы издержать поменьше, и все равно сокрушается, будучи уверен, что все делает великолепней, чем следует.
Это, видимо, своего рода украшение добродетелей, ибо придает им величие и не существует без них. Трудно поэтому быть истинно величавым, ведь это невозможно без нравственного совершенства.
Величавыйчеловек - тот, кто склонен владеть прекрасными и невыгодными вещами, а не выгодными и для чего-нибудь полезными, так как самодостаточному первое более свойственно. Принято считать, что в движениях величавый человек неспешен, голос у него глубокий, а речь уверенная, ибо не станет торопиться тот, кому мало что важно, и повышать голос тот, кто ничего не признает великим; а крикливость и поспешность от этого (от того, что все кажется важным и значительным).
Отклонения в сторону недостатка дают приниженного, в сторону избытка - спесивого. Однако приниженность резче противопоставлена величавости, нежели спесь, и встречается она чаще и хуже спеси.
Ровность - это обладание серединой в связи с гневом. Тот, кого гнев охватывает из-за того, из-за чего следует, из-за тех, из-за кого следует, а кроме того, так, как следует, в должное время и на должный срок, тот заслуживает похвалы, стало быть, он и будет ровным человеком, раз уж ровность заслуживает похвалы.
Избыток, пожалуй, можно назвать гневливостью, ведь переживание в этом случае - гнев, а вызывается он многими и разнообразными причинами. Гневливых быстро охватывает гнев, причем на кого не следует, на что не следует и сильней, чем следует. Но зато они быстро и успокаиваются, и это в них лучше всего.
Недостаток, будь то некая " безгневность " или что бы там ни было, осуждают, ибо те, у кого не вызывает гнева то, что следует, считаются глупцами, а также те, кого гнев охватывает не так, как следует, не тогда и не на тех, на кого следует. Кажется ведь, что такой человек не чувствует и не страдает, а недоступный гневу, он, видимо, не способен защищаться, между тем сносить унижения самому и допускать, чтобы унижали близких, низко.
Горячие излишне резки и вспыхивают гневом из-за всего, что угодно, и по всякому поводу. Отсюда их название.
Желчные непримиримы, и гнев у них долго не стихает, ведь они сдерживают ярость. Успокоение наступает, когда они отплатят, ибо месть прекращает гнев, заменяя страдание удовольствием; однако если этого не происходит, им тяжко, и это оттого, что они скрытны и никто их не утешает, а между тем, чтобы самому переварить гнев, нужно время. Такие люди очень докучают и себе, и самым своим близким.
Злобными мы называем тех, кто злится и на то, на что не следует, и сильней, чем следует, и дольше, а кроме того, они не идут на примирение, покуда не отметят или не накажут.
Ровности мы противопоставляем, скорее, избыток гнева, ведь он чаще встречается, так как людям более свойственно мстить, да и для совместной жизни злобные хуже, чем безгневные.
|