Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Христианство вместо разума выдвинуло в качестве главного признака человека сердце. Христианскому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие. Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его не духовную, а телесную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, преуспело в натуралистических исследованиях природы человека. Но еще большей заслугой этого
времени было безоговорочное признание автономии и безграничности человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Идеалистическая философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив, - к иррациональному. И хотя имелись большие достижения в понимании действительной сущности человека, все-таки целостного учения о человеке еще не было. Так, Гегель рассматривал индивида как часть социально-исторического целого. В марксизме, в котором общество и человек поставлены в центр философского знания, были заложены основные принципы диалектико-материалистического понимания человека. Особое внимание было обращено на то, что человеческое самопознание - незавершенный процесс, проявления его сущности многообразны: человек думает, радуется и ненавидит, любит, страдает, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам. Определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной культуры, которая твориггься им в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Диалектико-материалистическая философия, выявляя сущность человека, обращает внимание на то, что человек - это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Человек, по 3. Фрейду, - машина, приводимая в движение постоянным комплексом сексуальной энергии (либидо). Согласно экзистенциализму, человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека - в индивидуальной жизни, в мистическом общении с Богом, с узким кругом духовной «аристократии».
По своей сущности человек является социальным существом, в то же время он - часть природы. Биологическое и социальное в природе человека находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как о существе биосоциальном. С возникновением науки пришло понимание того, что человек продукт биологической эволюции. Все его анатомические, физиологические, психические признаки возникают путем эволюционного развития из зачатков, имеющихся у животных. Однако человеку присуще нечто отличное от животных, его развитие протекает под преобладающем воздействием не природы, а общества Человек включен в мир природы и общества Общественная сущность человека угасает вне общества Об этом свидетельствуют судьбы детей, которые оказались изолированными от общества
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!