Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формы познавательной деятельности



В ходе развития истории процесс по­знания и получаемое в нем знание все больше дифференцируется в различных своих формах, каждая из которых имеет свою специфику. Поэтому есть смысл говорить о различных типах знания и их классифицировать.

Принято в современной литературе выделять:

Ненаучные формы знания - обыденное, мифология, религия, искусство, фило­софия, эзотеризм, игровое познание, личностное знание.

Научные формы знания — наука, ее методы и функции. (См.: Специфика науч­ного познания и эмпирическое и теоретическое в научном познании).

На самых ранних, первых этапах истории человечества существовало обыденно- практическое познание. (См. вопрос Обыденное и научное познание. Мир повседнев­ности). Одна из исторически первых форм познания - игровое познание. Игра высту­пает как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. В настоящее время широко используется понятие игры в мате­матике, экономике, кибернетике и других науках. В этих науках применяются специ­альные игровые сценарии для изучения течения сложных процессов и решения науч- но-практических задач. Существует целый ряд концепций игрового познания (Гада- мер, Ортега-и-Гассет, Хейзинга, Гессе). По Гадамеру, игра представляет собой способ бытия искусства, которое есть в свою очередь преимущественный способ совершения (раскрытия) истины. Хейзинга считает игру всеобщим принципом становления куль­туры.

Важную роль на начальном этапе развития человечества играет мифологическое познание. Специфика мифологического познания заключается в том, что оно пред­ставляет собой фантастическое отражение реальности и является бессознательной, художественной переработкой сведений о природе и обществе накопленных на обы­денном уровне. В мифологическом познании происходит своеобразное моделирование мира, которое позволяет фиксировать опыт людей и передавать его из поколения в поколение. Этот опыт представляет из себя определенные знания о космосе и людях. В познавательных сферах мифологического сознания содержатся два важных пласта культуры: тотемизм и магия. Тотемизм включает в себя веру в тотемических предков (первопредков), от которых и происходят конкретные группы людей. Мифологическое познание определяют иногда как основанное на магических действиях. Магические формы мысли, такие как гадания, знамения, сложные обряды явились не только слож­ными компонентами, они определяли сам образ жизни людей того времени, хотя и в наше время есть определенное число поклонников «белой» и «черной» магии, астроогических прогнозов, колдовства. Но в современной культуре элементы магии при сем их влиянии находятся под мощным прессом рационального мира, определяюще- о миропонимание нашей цивилизации. Обычно мифологическое познание понимает- я как нечто противоположное рациональному объяснению мира. Считается, что на­учная рациональность преодолевает миф, и история движется от мифа к логосу. Но в качестве составляющего компонента мифологическое познание присутствует в самых различных культурах. Миф входит в структуру общественного сознания и сегодня. Миф об избранном народе часто фиксируется и сегодня. Один из самых стойких ми­фов XX в. изображал капитализм как строй лишенный ценностного содержания и об­реченный на гибель. Мифу о капитализме противопоставлялся идеал общества соци­альной справедливости (социализм, коммунизм), основанного на перераспределении всеобщего продукта.

В рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая получила более развитое выражение в искусстве. Специально оно не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический по­тенциал. Более того, в герменевтике искусство считается важнейшим способом рас­крытие истины. Произведения искусства - это нечто большее, чем передача абстракт­ного содержания, они несут заряд мощного чувственно-образного познания. Чувст­венно-образное, интеллектуальное познание жизни приводит авторов к выражению сущности явлений через системы художественных образов, т. е. преображает жизнь в художественную реальность, что очень сильно зависит от личности автора, его талан­та. Познание - это одна из функций искусства посредством системы художественных образов. Художественно-образно осваивается действительность во всех видах искус­ства: театр, кино, живопись, музыка и т.д., при этом люди получают эстетическое удовлетворение. В структуру любого искусства всегда включены определенные зна­ния о различных людях, нациях, народах, их обычаях, морали, быте, чувствах, мыслях, атак же эстетическое мнение автора, которое отражает настроение его времени.

Также древнейшей формой познания является философия, генетически связан­ная с мифологией. (См. вопрос Специфика философского знания). Следующей древ­нейшей формой познания является религиозное познание. Особенностью религиозной формы познания является то, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами. Будучи фан­тастическим, воображаемым отражение действительности, религиозные представле­ния содержат знания о ней. Глубокой сокровищницей религиозных знаний, накоплен­ных людьми веками, являются Библия и Коран. Однако религия как и мифология не придает знанию формы теоретической системы. Последним занимается наука. (См. вопрос Специфика научного познания).

В последнее время усилился интерес к эзотерической форме мировоззрения, ос­нованной на иррациональном опыте, т.е. том, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств. Все более укрепляется вера в то, что наличие иррациональных пластов в человеческом Духе порождает глубину, из которой появляются новые смыслы, объясняющие все новые стороны жизнедеятельности людей. К такого рода знаниям относят мистиче- Шй опыт людей. Мистическое знание доступно только людям, развивающим в себе способности к изменению состояний сознания. Называется это эзотерической практи­ки, которая заключается в особого рода духовных упражнениях, способных вывести еловека за пределы физического тела и открыть ему тайны мироустройства в иррациональном откровении. Известные мыслители в этой области: Елена Блавацкая, художники Рерихи, индийский Шри Аурабиндо, Гюрджиев, современные носители эзо- /Рнческих учений целители-экстрасенсы, врачи-психотера-певты. Такая форма миро-

зреиия дает человеку возможность обрести надежду на сохранение своей души в смерти, избежать мук ада, дает гарантию, что человек движется по пути своего внутреннего совершенствования. Эзотерические знания делятся на четыре вида: 1. Знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных ритуа­лов и обрядов. 2. Знание каббалы и часто колдовства. 3. Знание мистических сил пре­бывающих в звуке (эфир), в мантрах (напевах, заклинаниях, заговорах, зависящих от ритмов и мелодий), т.е. знание законов вибрации и магическое действие, основанное на знании типов энергий природы и их взаимодействия. 4. Знание души, истинной мудрости Востока, предполагающей изучение герметизма. В последнее время статус эзотерических знаний достаточно укрепился. Крайне негативное отношение к оккуль­тизму сменилось толерантным. В этом есть надежда на то, что наука научится объяс­нять сверхъестественные явления и они перестанут быть таковыми.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1581 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...