Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3.1. Препятствия на пути к профессиональным целям и путиихпреодоления



Форма проведения — информирование, практикум.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).

Информирование. Понятие «установка», ее роль в самовосприя- | и и. Активизирующая и дезактивирующая роль установки в дости­жении целей.

Приемы профессионального самовоспитания: само­познание, самообразование, саморазвитие, самоконтроль.

Практикум. Групповые игры.

Игра «Ловушки-капканчики»

Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Ход проведения

Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников — от 6-8 до 12-15 человек. Время - 20-30 минут. Про­цедура включает следующие этапы:

1.Совместно с группой определяется конкретная профессиональ­ная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание чинного заведения, оформление на конкретное место работы или «юнкретное профессиональное достижение, включая построение карье­ры и получение наград, премий и прочего...).

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представ­ши ь» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, to он может представлять и самого себя). При этом для вымышленно- ю человека необходимо сразу же определить его основные характе­ристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал «о фасту большинства присутствующих, что сделает упражнение бо- iec актуальным для играющих), образование, семейное положение и Ф Но таких характеристик не должно быть слишком мало.

Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям • грсмится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен оудет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что оистоятельств, так и внутренними, заключенными 1 самом человека (например, в нашем главном герое). Именно об этих! внутренних, трудностях многие часто забывают. Желательно опреде! лить даже две—три такие трудности-ловушки на случай, если похожи! трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Вы деляя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и < том, как их преодолеть. Главному игроку также дается время, чтоб! он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к сво ей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолевать

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудно­сти-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) долже! будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как мож­но было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (путем голосования или других процедур), чей вариант преодоление данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителк (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз - знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется болыш плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловуш ки-капканчики) на пути к своей цели».

3. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листоч­ках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой- ловушкой на пути к своим целям).

4. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказыва­ется, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзаме­на), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

5. Сразу же главный игрок сообщает, как он собирается преодо­леть названную трудность.

6. После него о своем варианте преодоления трудности сообщает игрок, назвавший эту трудность.

Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей ва-| риант преодоления трудности оказался более оптимальным, инте­ресным и реалистичным.

. наконец, подьоди. ся иощии ито! ^сумел ли главный герои |рсодолеть названные трудности или нет). При общем подведении йогов можно также обсудить, сумел ли еще на подготовительном чапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), ко- юрые уже в игре предлагали ему остальные участники.

В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискус- i ни, у участников часто появляется желание поделиться своим жиз­ненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрить такой об­мен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходи- I» динамично и не увязла в несущественных деталях.

Игра «Пять шагов»

Цель: научить выделять приоритеты при планировании своих

• п шенных и профессиональных перспектив, а также развить умение нотносить свои профессиональные цели и возможности.

Ход проведения

Игра может проводиться как в круге (для 6—12 участников), так и при работе с классом. Среднее время на игру — 30—40 минут.

Процедура проведения включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интерес­ную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учеб­ное заведение, оформиться на интересную работу, а, может, совер­ши 11. в перспективе что-то выдающееся. Эта цель так, как ее сформу-

• про вала группа, выписывается на доске (или на листочке).

2. Ведущий предлагает группе определить, какой воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его ос- ининме (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол. возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играю­щих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный

• пи ус родителей и близких людей. Это все также кратко выписыва- #?» и на доске.

1. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить ос- мопные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достиже­ние намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

4. Далее все делятся на подгруппы по 3—4 человека.

В каждой подгруппе организуется обсуждение, чей вариант никои достижения выделенной цели наиболее оптимальный и ин- Мрссный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В mote обсуждения каждая подгруппа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5—1 минут.

4. Представитель от каждой подгруппы кратко сообщает о наи-1 более важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсужде­нии. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

5. При общем подведении итогов игры можно обсудить, на­сколько совпадают варианты, предложенные разными noflrpynnaMV (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учи­тывались особенности человека, для которого выделялись пять эта­пов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. на­сколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Возможно проведение данного игрового упражнения и по дру­гим схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем два—три желающих выходят к доске и выпи­сывают свои предложения, после чего в общем обсуждении рассмат­риваются по порядку этапы, выписанные этими участниками, и вы­деляется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае можно сразу разбить учащихся на группы и пред­ложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я уз- нал(а) для себя?»





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 573 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...