Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 5. Пифагор и пифагорийцы



Не дошло ни одной работы. Скорее всего он их не писал. А только вел беседы с учениками. В итоге пифагорейская школа выродилась в мистическую религиозную секту. Пифагор обладал энциклопедическими познаниями. Для его последователей он был почти Богом.

Родился на острове Самос 580-500 гг. до н.э. На острове правил тиран Поликрат, поэтому в возрасте 30-40 лет он покинул Самос и переехал в Южную Италию (Великую Грецию) в город Кротон. Там он создал организацию тайную "Союз пифагорейцев", которая активно занималась политикой (в городах Великой Греции (Италии)).

Гераклит, Пифагор – аристократические режимы в полисах.

В результате восстания в Себарите возникла демократическая система (свергли аристократию). Пифагорейцы стерли Себарит с лица Земли. Затем недовольство низов привело к изменению строя во многих городах, в том числе и в Кротоне, поэтому Пифагор переселился в один из городов аристократической власти.

Пифагорейцы считали, что нужно заниматься религией, моралью и научным знанием. Была развита идея посмертного переселения душ. Занимались математикой, небесной механикой, музыкой. Была создана система мира, в которой Земля не была центральным объектом. В центре - огонь, вокруг которого вращаются все остальные планеты. Они думали, что есть 10 планет. Создана первая система идеализма - в основе мира лежат объективные числа. Но числа незримы. Они скрыты в глубине мира. Они определяют движение мира. Они первыми попытались создать систему предельно общих понятий – категорий. Понятий именно для описания мира (всего 10 пар):

· предел и беспредельное

· четное и нечетное

· единое и множественное

· правое и левое

· мужское и женское

· покой и движение

· прямое и кривое

· светлое и темное

· хорошее и плохое

· квадратное и продолговатое.

Тема 6. Элейская школа. (г. Элея, Великая Греция)

Основатель – Ксенофан (580 - 480 гг. до н.э.). Родился в г.Колофон, Малая Азия, но потом покинул свою родину, скитался, пел песни, но попал в Элею.

Он был злым и едким критиком и высмеивателем. В частности критиковал греческую религию (высмеивал богов Олимпа, причем показал, что люди придумали богов). В противоположность этому он развил учение о Боге, одновременно совпадающем с природой. Бог у него не личность. Идеи пантеизма - Бог во всем. Бог вечен, шарообразен, неподвижен, един, доступен только разуму. Скептицизм в отношении чувственного восприятия: чувственное познание не дает настоящего знания. Написал работу "О природе".

Парменид (540 - 470 гг.) - центральная фигура Элейской школы. Он написал труд "О природе". Главное понятие - понятие бытия. Три точки зрения:

1. бытие есть, небытия нет (Парменид)

2. есть и бытие и небытие

3. бытие и не бытие тождественны (Гераклит)

Его собственная точка зрения: бытие есть, а небытия нет и быть не может. Бытие вечно. Форма бытия в пространстве - шар. Бытие целостно - оно не разделено на части. Бытие неподвижно. И нет никакого многообразия. Но как же быть с многообразным миром, который мы видим вокруг себя? Этот мир бытия не имеет. Это наше мнение о мире. Т.е. наши чувства о бытии никакого знания не дают, это может сделать только разум. Это единственный метод познания. Бытие – умозримо!

Парменид делает величайшее открытие – открывает познание и его формы: чувственное и рациональное (чувствозрение и умозрение). И, соответственно, есть две формы познания. Единственная возможная форма познания – рациональное мышление. Сущности и явления. Експлицитно открыто умозрение - это важнейшее открытие этой школы.

На самом деле, он открыл явление сущности, разделил мышление и чувственные познания. Разделил мышление и чувственные познания. Эксплицитно открыли умозрение, исказив реальную картину мира.

Зенон Элейский (490 - 430 гг.) - ученик Парменида. Законы Парменида были приняты как вечный закон. Он продолжатель учения Парменида. Он, как и Парменид, был активным участником политической борьбы в городе. В мире нет и не может быть какого-либо движения. Разработал метод доказательства «от противного». Он опровергал положение о том, что движение есть. Движение - просто видимость.

Опории Зенона – явные логические противоречия. Самые известные в мире опории:

· «движущаяся стрела покоится». В любой момент времени стрела покоится => в любой момент времени стрела как находилась в этом месте, так и не находилась. Это противоречие.

·
 
 

«задача об Ахилле и черепахе». Проблема делимости времени и пространства. Таким образом, Ахиллу нужно пройти бесконечное число частей – поэтому он никогда не достигнет черепахи.

Пушкин: «Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей»

Мелис – уроженец о. Самос. Он пришел к выводу, что бытие бесконечно не только во времени, но также и в пространстве. Раз бытие вечное и бесконечное - то мир един и возможность другого бытия исключена.


Лекция №8 Античная философия. Продолжение

5 апреля 2007 г.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 932 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...