Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1.Общество как саморазвивающаяся система.
2.Сущность формационного и цивилизационного подходов к периоди- зации истории.
3.Философские аспекты взаимоотношения общества и природы.
1. Философия изучает общество в целом. В научной литературе существует немало определений общества. Простейшее из них выглядит так: общество – это совокупность людей и их взаимоотношений.
Современная философия рассматривает общество как совокупность различ- ных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаи- модействуют, поэтому общество существует как целостный организм, единая система.
Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении, но одновременно оно стабильно (устойчиво).
Базовую структуру общества образуют основные направления (сферы) об- щественной деятельности – экономическая, социальная, политическая и духов- ная. При этом каждая сфера имеет собственную специфику и играет свою роль в жизни общества. Ведущая роль принадлежит экономической сфере, а точнее способу производства материальных благ.
Во-первых, без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно.
Во-вторых, способ производства определяет разделение труда и отношения собственности, а, следовательно, социальную структуру общества, т.е. появле- ние и развитие общественных классов, социальных групп, слоев.
В-третьих, в процессе производства создаются условия для развития духов- ной жизни общества.
Способ производства включает в себя две составляющих: производитель- ные силы и производственные отношения.
Производительные силы – это орудия труда, средства труда, а также люди, участвующие в производстве.
Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы оп признаку собственности, обмена, распределения и потребления материальных благ. Это отношения, ко- торые складываются между людьми в процессе производства и движения об- щественного продукта от производителя до потребителя.
Развитие материального производства начинается с развития производи- тельных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия тру- да. Производительные силы обусловливают определенные общественные про- изводственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства, не объединяясь каким-либо образом.
Следовательно, изменение производительных сил обязательно приводит к изменению производственных отношений.
Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню раз- вития производительных сил – один из основных законов общественного раз- вития.
В 19 веке в социальной философии окончательно сложилось мнение, что жизнь общества не цепь случайностей, а организованная система, которая под- чиняется определенным законам общественного развития.
Общественные законы проявляются только через деятельность людей. Яв- ляясь основой существования общества, эта деятельность направлена на произ- водство средств для обеспечения и воспроизводства жизни.
Законы, по которым развивается общество, отличаются от законов природы и имеют свою специфику. В природе все происходит стихийно. Это относится к небесным телам, растительному и животному миру. История природы происхо- дит сама, а историю общества творят люди. Законы истории создаются самими людьми, но потом люди уже вынуждены подчиняться власти этих законов.
Исходя из своих потребностей, люди преследуют определенные цели, дей- ствуют сознательно. В общественной жизни сталкивается множество целей и интересов, борются передовые и устаревшие взгляды, правильные и ложные идеи. Законы общества проявляются в совокупной деятельности людей и не за- висят от воли и желания отдельных лиц и даже социальных групп.
В современной философии преобладает точка зрения на историю, как на направленный и закономерный процесс. При этом исторический процесс носит прогрессивный характер. Это значит, что развитие ведет к постоянному улуч- шению общества.
Основой общественного прогресса является производство материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей людей.
2. В настоящее время наиболее популярными являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.
Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К. МАРКСУ.
Общественно-экономическая формация – это определенный тип общест- ва, цельная социальная система, функционирующая на основе определенного способа производства.
Таких формаций К. Маркс выделяет пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая.
В структуре формации определяющее место принадлежит экономическому базису (производственным отношениям). Базис определяет настройку, которая включает в себя политические, культурно-просветительные, религиозные взгляды, организации и учреждения. Главным элементом настройки является государство.
В конце 19 века возник цивилизационный подход к пониманию истории. Он был разработан в трудах О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА, А. ТОЙНБИ, У. РОСТОУ. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изо- лированные друг от друга цивилизации, которые проходят в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
Цивилизация – это социальная и культурная общность людей и народов.
Она включает в себя преобразованную человеком природу и средства этого преобразования. Во всемирной истории насчитывается 21 цивилизация. Неко- торые из них уже не существуют. Например, Вавилонская, Древнеегипетская, Центральноамериканская, Византийская и др., а из существующих ныне выде- ляются Западная. Арабская, Славянская, Китайская, Дальневосточная и др.
Цивилизационный подход к пониманию истории имеет множество досто- инств. Он помогает понять многовариантность истории. С его помощью можно выделить различия между современными цивилизациями, например, отличить Китайскую цивилизацию от Западной и пр.
Сторонники теории цивилизаций выделяют следующие этапы истории: 1) традиционное общество (докапиталистическое); 2) эпоха перехода к индустриальному обществу (17 – 18 века); 3) индустриальное общество (с середины 19 века);
4) постиндустриальное общество (с 60 годов 20 века).
В традиционном обществе преобладает примитивное сельское хозяйство, отсутствует промышленность. Переходная эпоха – это период промышленных революций, развитие науки, появление основных отраслей индустрии. В инду- стриальном обществе происходит бурное развитие промышленности, возник- новение новых отраслей индустрии на базе научно-технической революции, рост роли квалифицированного труда.
Постиндустриальное общество – это общество высокого массового потреб- ления. На первое место выходит развитие сферы услуг, производство товаров массового потребления на основе высоких технологий и при широком исполь- зовании компьютерной техники.
Цивилизационный подход к истории не лишен некоторых недостатков. В частности в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.
Формационная и цивилизационная теории при внимательном рассмотрении имеют много общего. Они отводят главную роль в развитии общества матери- альному фактору. Общественный прогресс обеспечивается постоянным совер- шенствованием орудий труда, техники, технологии. Технический прогресс не- возможен без развития науки. Вслед за развитием науки и техники меняется, совершенствуется социальная структура общества.
3. Под понятием «природа» мы подразумеваем естественные условия суще- ствования человека на нашей планете. Это естественная основа жизнедеятель- ности человеческого общества.
Деятельность человека можно представить как превращение природного, естественного в культурное, искусственное. Стало быть, человек в своей дея- тельности противопоставляет себя природе. Одновременно с этим, человек яв- ляется частью природы, ее порождением.
Итак, человеческое общество одновременно и противостоит природе и включено в нее, причем в разные периоды истории человечества соотношение этих двух моментов различно.
Первобытный человек, который использовал готовые продукты природы, был включен в нее, являлся частью природы. Преобразовательная деятельность людей того времени была минимальна, человек не мог реально противостоять природе. Преобладало единство человека и природы.
По мере развития общества и совершенствования орудий труда усиливается тенденция противопоставления человека природе. Отношение к природе стано- вится все более активным. Происходит разделение природы на естественную и искусственную окружающую среду.
Естественная окружающая среда включает в себя геосферу – неживую часть природы и биосферу – ее живую часть. В естественной среде обитания содер- жатся естественные богатства и источники жизни (полезные ископаемые, нефть, дикие растения, животные и т.д.).
Искусственная среда обитания, «вторая природа», – создана человеком. Она включает в себя преобразованную человеком неживую и живую часть природы. По мере развития общества роль искусственной среды обитания непрерывно возрастает. Искусственная среда обитания постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее.
Разумеется, без «второй природы» человек не может обойтись. Она принес- ла многочисленные блага, человек получил защищенность от стихийных сил природы, комфортные условия существования. Не случайно искусственную природу назвали ноосфера – сфера разума и труда. Биосфера закономерно пе- реходит в ноосферу, поскольку, познавая законы природы и развивая технику, человечество преобразует природу с силой, которая сравнима с геологическими процессами.
Наряду с этими процессами, ослабляющими зависимость человека от при- роды, с развитием ноосферы связана и другая тенденция. Активное воздействие на природу привело к конфликту с ней, а в 20 веке к появлению комплекса гло- бальных проблем. Они возникли при взаимодействии общества и природы в ус- ловиях научно-технической революции и названы глобальными, потому что ка- саются всего человечества и могут быть решены только общими усилиями на- селения нашей планеты.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!