Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 7. Философия человека



1. Предмет философской антропологии.

2. Философский анализ понятий "индивид" и "личность".

3. Возрастание свободы личности как критерий общественного прогресса.

1. В современной философии есть раздел, посвященный исследованию че- ловека, – "философская антропология". Под тем же названием существует ос- нованная в 20 веке философская школа, главными представителями которой являются: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен.

Естественно-научная антропология отстаивает положение о том, что "чело- век есть достаточно поздний итог развития жизни на Земле. Это существо, ко- торое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, степенью сложности соединения энергий и способностей".

В философской антропологии преобладает целостный подход к пониманию человека. Философию интересует человек в его направленности к совершенст- вованию. Пример такого подхода дает позиция М. Шелера. Он считает, что че- ловек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют жизненные инстинкты и потребности, главные из них – голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от жи- вотных. Сущность человека – духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные переживания: любовь, отчаяние, стремление к свободе, почитание высшего. Дух противопо- ложен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит че- ловека выше жизненных влечений, поднимает его над миром. в попытке понять человеческую сущность нельзя не учитывать того, что человек обладает не только внешними, но и внутренними, скрытыми характеристиками, которые в своей совокупности формируют определенный его образ, отражаемый в таких понятиях как индивид, индивидуальность, личность. Сущность человека нужно искать в единстве его внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отно- шении к миру.

2. Термин индивид употребляется для обозначения отдельно взятого пред- ставителя человеческого рода. Понятие индивидуальности направляет внима- ние на то особенное, своеобразное, что отделяет данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не внешний облик человека, а ком- плекс его внутренних качеств (особенности характера, памяти, темперамента, воли, интеллекта и т.д.). Индивидуальность накладывает отпечаток на всю дея- тельность отдельного человека, именно она побуждает людей в одинаковой си- туации действовать по-разному.

Если понятие индивид говорит об особенностях каждого человека, его своеобразии и неповторимости, то понятие личность подчеркивает социальную роль человека, его социальную функцию. Личность есть человек, наделенный такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом.

Понятие личность включает в себя мировоззрение человека, самооценку, ценностные ориентации и идеалы, правила образа жизни, убеждения, силу воли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Чело- век учится выполнять особые социальные роли: вести себя в соответствии с ро- лью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Можно сказать так: личностью становится каждый человек (если нет тяжелых дефектов развития психики). Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Характеризуя структуру личности целесообразно выделить, прежде всего, так называемую физическую личность. Это телесная организация человека, его самоощущения. К физической личности могут быть отнесены также одежда, домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам.

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с обще- ния матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ро- лей человека в разных группах. Все формы самоутверждения в профессии, об- щественной деятельности, любви, дружбе формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой опре- деляется формулой – дробью, в которой числитель выражает наш действитель- ный успех, а знаменатель – наши притязания.

Духовная личность определяется убежденностью в приоритетах тех общест- венных и культурных ценностей, которые находятся за пределами стремления к своему материальному благополучию. Духовная личность выстраивает свою жизненную стратегию как борьбу за реализацию неких идеалов. Важно отме- тить, что в такой борьбе смерть за идею может рассматриваться духовной лич- ностью как нечто совершенно естественное.

Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Это только схема, иллюстрирующая этапы "созревания" личности.

На формирование личности влияют:

 семья, где закладываются основы личности; ее формирование начинает- 
ся с первых лет жизни;

 социальное окружение человека (сверстники, школа, коллектив, общест- 
венные организации);

 церковь, если речь идет о верующих людях. 
Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представите- лю определенного общества с его историческими, национальными, культурны- ми традициями. В основных культурах и цивилизациях Земли сложились опре- деленные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Вместе с тем личность обладает особенностями, делающими ее неповторимой, уни- кальной. 
3. Одной из важных философских проблем является проблема свободы. В самом общем виде свободаэто способность человека к активной деятельно- сти в соответствии со своими желаниями, интересами. 
Существуют различные степени свободы. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека ограничено пределами, которые обеспечивают прочим чле- нам общества пользование теми же самыми правами. Возможности свободы соразмерны степени ответственности. Чем шире возможности человека, тем значительнее положительные и отрицательные последствия его выбора. Мно- гие мыслители (И. КАНТ, Ф. ДОСТОЕВСКИЙ, Н. БЕРДЯЕВ, М. ХАЙДЕГГЕР и др.) рассматривают свободу и как основу достоинства человека, и как бремя, отягощающее грузом ответственности. 
В философии существует и такое понятие как "отрицательная свобода". Это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств. Эта "негативная свобода от..." представляется первич- ной, т.к. прежде чем стать свободным для каких-то действий, необходимо осво- бодиться от каких-то помех, ограничений. 
Свобода занимает центральное место в общественном прогрессе. Возраста- ние свободы наблюдается в процессе общения человека с природой. Первобыт- ный человек не знал законов природы и эти законы, действуя помимо воли лю- дей, делали их рабами «слепой необходимости». Познание этих законов дало возможность человеку использовать природу в своих целях, освобождаться все более от природных уз. Степень свободы постоянно возрастает и, вместе с тем, наблюдается прогресс в развитии общества.

В социальной сфере также наблюдается процесс возрастания степени сво- боды личности. В первобытном обществе человек полностью зависел от кол- лектива. Свобода его была минимальна, необходимость – безмерна.

По ходу истории появляются неэкономические формы принуждения (раб- ство, крепостничество), кроме того, человек включался в сословия, касты и пребывал в них от рождения до смерти. И все же степень свободы крепостного крестьянина выше, чем у раба или первобытного человека.

В индустриальном обществе ликвидируется система неэкономического принуждения к труду. Юридически все становятся равными и, хотя существует экономическая зависимость одних людей от других, степень свободы здесь не- измеримо больше, чем в традиционном (доиндустриальном) обществе.

Современный человек обладает значительной свободой в определении це- лей своей деятельности, поскольку существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Люди свободны в выборе средств для дос- тижения поставленных перед собой целей. Свобода, разумеется, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора опреде- ленной цели и плана действий.

В истории общественной мысли свобода рассматривается в соотношении с необходимостью. Необходимость – понятие противоположное свободе, это судьба, повелевающая поступками человека, отрицающая свободу его воли.

В своей деятельности люди неминуемо сталкиваются с необходимостью, поскольку она не позволяет превратиться свободе во вседозволенность. Кроме того человек не волен в выборе конкретных исторических условий, реальных условий жизни, социальных и экономических отношений, материально- технических средств и пр.

Таким образом, свобода тем больше, чем больше люди сознают свои реаль- ные возможности, чем больше средств находится в их распоряжении для дос- тижения поставленных целей.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...