Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К.Маркс



Для философских построений, формирующихся с начала 40-х годов ХIХ века,

отправной точкой, как правило, служит система Гегеля, которая тем или иным образом модифицирует-ся или же прямо ниспровергается. Мы начнем изложение с тех мыслителей, которые, «пре-одолевая» Гегеля, сохраняли некоторые важные элементы его теории.
К числу таких мыслителей может быть отнесен, в частности, Карл Маркс (1818-1883). Маркс во многом перенимает философскую методологию Гегеля, его диалектические принципы, некоторые существенные моменты философии истории и т.д. Однако под вилянием филосо-фии Фейербаха Маркс отвергает гегелевское понятие Абсолютного Духа и в центр своей фи-лософии стремится поставить человека и человеческое сознание. Маркс стремится воссоз-дать всеобъемлющую картину действительности, исходя из набора реалистических, «зем-ных» принципов и полностью устраняя все потустороннее. Отметим при этом, что сфера ин-тересов Маркса в философии ограничивается почти исключительно социальной философией и философией истории. Итак, Маркс рассматривает в качестве детерминанты социального процесса материальный фактор, экономические механизмы и отношения. Он пишет: «Спо-соб производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовны процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общест-венное бытие определяет их сознание».
Маркс полагает, что общество в своем развитии достигает такой точки, когда материальные силы производства вступают в конфликт с существующими производственными отноше-ниями, в результате чего они становятся тормозом развития общества. Это порождает соци-альные революции. В то же время Маркс подчеркивает, что ни один порядок не исчезнет, прежде чем все производительные силы не будут развиты, и новые более высокие производ-ственные отношения никогда не появятся, прежде чем материальные условия существования не созреют в недрах старого общества. Под производственными отношениями он понимает отношения, которые возникают между землевладельцем и наемным работником, владельцем завода, рабочим и т.д. Они составляют экономическую структуру общества и являются осно-вой – базисом – политической, моральной и духовной надстройки.
Структура материального производства, по Марксу, может быть представлена следующим образом:

Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется ма-териальными факторами. Как Гегель верил в прогресс Абсолютного духа в направлении бо-лее высокого самоосознания, так Маркс верил в поступательное развитие человеческой ма-териальной жизни и человеческой природы.
Свою веру Маркс подкреплял теоретической реконструкцией истории, в основе которой ле-жит понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая форма-ция определяется как «качественно определенный исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон – способа производства, состояний науки, искус-ства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей». Маркс выделял пять формаций, отличающихся прогрессивным разви-тием системы «производительные силы – производственные отношения»: первобытнооб-щинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Предполагаемая коммунистическая формация призвана стать вершиной развития общества, где найдут свое разрешение все социальные противоречия: неравенство, несвобода, неспра-ведливость и их результат – лишение человека его родовой сущности. Коммунизм должен устранить такое негативное явление капиталистической действительности, которое Маркс называет «отчужденным трудом». Этот феномен имеет три стороны: 1) отчуждение произво-дителя от продуктов его труда (сделанное фабричным рабочим ему не принадлежит), 2) от-чуждение производителя от собственной активности (труд фабричного рабочего на корню куплен капиталистом на самых бесчеловечных для рабочего условиях), 3) отчуждение чело-века от родовой сущности (складывающиеся отношения уродуют и рабочего и капиталиста, лишая их человеческого лица). Остается добавить, что победа коммунизма виделась Марксу исторически неизбежным следствием реализации исторических закономерностей.
Как отмечалось выше, Маркс активно разрабатывал вопросы, лежащие преимущественно в сфере социальной философии. Однако марксизм в целом не лишен стремления к всеохватно-сти, свойственной Гегелю. Ближайший соратник Маркса Фридрих Энгельс (1820-1895) су-щественно дополняет его теорию – элементами онтологии. Энгельс интерпретирует совре-менные ему естественнонаучные данные с позиций гегелевской диалектики, в результате че-го получается теория, названная диалектическим материализмом.
Идеи Маркса и Энгельса нашли большое число как критиков, так и защитников, а нередко – апологетов полумистического толка. Марксистская философия в догматизированном (теоло-гизированном плюс по-необходимости исправленном) виде стала базой официальной совет-ской идеологии. Ее тотальное отвержение в перестроечные и постперестроечные годы стало сдерживающим фактором непредвзятого нового прочтения Маркса, которое безусловно не-обходимо. В ХХ веке на Западе Маркс также активно изучается, хотя и в иной, не свойствен-ной отечественной философии форме. Его идеи продуктивно используются различными те-чениями так называемого неомарксизма.




Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...