Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6. Человек и его бытие в мире



1. Природное и общественное в человеке.
2. Возникновение человека: труд, язык, мышление. 3. Труд как философская проблема.

1. Философы прошлых веков считали человека высшей ценностью на Зем- ле, а со временем поставили человека в центр философского знания.

Человек обладает многими качествами – это и разум, и воля, и характер, и труд, и общение. Какое же из них является основным? Человека изучают мно- гие науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия объе- диняет достижения частных наук и рассматривает человека в его целостности. Философия определяет место человека в мире и его отношение к миру. Самым отличительным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своей жизни, преобразует окружающий мир, создает матери- альную и духовную культуру. Труд всегда был и остается коллективной, обще- ственной деятельностью людей.

Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объе- диняющих в себе различные свойства: биологические, психические и общест- венные.

Люди принадлежат к высшим млекопитающим и в этом смысле человек существо биологическое. Биологически обусловлены рождение и смерть, продолжительность детства, зрелого возраста и старости. Биологическими являют- ся анатомические и физиологические свойства, наследственность, которая пе- редается от родителей, наличие рефлексов и инстинктов (общих с животными), обмен веществ с окружающей средой. Человек, таким образом, является частью природы.

Понятие «психическое» в определенной степени присуще не только челове- ку, но и животным. Однако психика человека существенно отличается от пси- хики животных. Общим для человека и животного является наличие «первой сигнальной системы». Эта система управляет органами чувств и воздействием на них внешнего мира, а также связана с безусловными и условными рефлекса- ми.

Но человек обладает еще и «второй сигнальной системой». Сигналами в ней являются слова – произносимые, слышимые и видимые. Слово заменяет непо- средственный сигнал и дает возможность понимать явления действительности без непосредственного чувственного контакта с ними. Но слово не существует без мышления, т.к. человек мыслит только словами (понятиями). Наличие мышления и речи отличает психику человека от психики животных.

Человек есть существо общественное (социальное), потому что только в обществе и благодаря обществу у него развивается мышление. Ребенок появляется на свет как существо биологическое, с первой сигнальной системой, и если он будет лишен общения с людьми, человеком в полном понимании этого слова он не станет. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью. Произносимые ими звуки похожи на звуки тех животных, среди которых они жили. Мышление у них отсутствовало. Это яркий пример того, что человек есть существо общественное (социальное). Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растение, выдернутого из земли и брошенного на камни.

Итак, человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней.

2. Научное обоснование происхождения человека из животного мира стало возможным после трудов Ч. Дарвина. Несколько позже Ф. Энгельс обосновал идею о роли труда в формировании человека и его сознания.

Изменения в условиях жизни привели к прямохождению наших предков, а передвижение на задних конечностях привело к освобождению руки. Освобож- денная от выполнения функций передвижения, рука стала органом труда. С по- мощью руки наши предки стали все шире использовать различные предметы (камни, палки) для воздействия на окружающую природу, а позднее стали предварительно обрабатывать эти предметы и изготовлять примитивные ору- дия труда. С появлением орудий труда появляется обезьяночеловек – переход- ная ступень от обезьяны к человеку.

Рука не только орган труда, но и продукт труда, поскольку она совершенст- вовалась по мере развития трудовых навыков. Развитие руки, прямохождение привели к изменению скелета и развитию мозга.

Поскольку наши предки вели коллективный образ жизни, у них появилась необходимость передавать друг другу информацию, связанную с изготовлени- ем и использованием орудий труда. «Появилась потребность что-то сказать друг другу». Это привело к тому, что неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, а органы рта постепенно научились произносить членораз- дельные звуки. Так в процессе общественного труда возникла речь.

Так сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных. Животное только пользуется природой, человек же изменяет ее и заставляет служить своим целям. Это происходит благодаря труду, а впоследствии, когда образовалось человеческое общество, развитие труда стало определять челове- ческую историю.

3. Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда создает предметы для удовлетворения своих по- требностей.

Труд сыграл решающую роль в процессе возникновения и развития челове- ческого общества. Труд, как целесообразная деятельность человека, начинается с изготовления орудий труда.

По мере совершенствования орудий труда, труд становится более сложным. Происходит разделение труда. Первое историческое разделение труда про- изошло примерно пять тысяч лет назад. Его называют первым «великим разде- лением труда». От традиционных видов деятельности, которыми являлись охо- та, рыболовство, собирательство, отделились скотоводство, земледелие, ремес- ло. Это привело к оседлому образу жизни людей, а также к повышению обще- ственной роли мужчины и переходу от матриархата к патриархату. Патриархат привел к появлению имущественного неравенства в обществе и возникновению общественных классов.

Второе историческое разделение труда – это разделение между физическим и умственным трудом. Последствием этого разделения явилось появление нау- ки, философии, права, а это уже признаки цивилизованного общества.

С развитием труда происходит его техническое разделение. Это разделение труда на ряд операций, которые выполняются различными людьми в мастер- ской, цехе, фабрике.

Еще Платон высоко оценивал техническое разделение труда, утверждая, что оно ведет к повышению качества продукции и к развитию природных склонностей человека. А. Смит в 18 веке подчеркивает: "разделение труда при- водит к величайшему прогрессу производительных сил, но превращает работ- ника в ограниченное существо". В 20 веке еще более усиливается критика спе- циализации. "Человек превращается в придаток машины. Он – объект манипу- лирования со стороны хозяев", - утверждали философы прошлого века.

Техническое разделение труда порождает такое явление как отчуждение работника от труда. Отчужденный труд – это труд по принуждению (подневольный труд). Основные признаки такого труда:

– рабочий использует материалы и производит из них какие-то предметы. Ни эти материалы, ни изготовленные предметы не принадлежат работнику, они ему чужие (отчужденные от работника вещи);

– труд является принудительным, потому что работник подчиняется людям, которые без его участия управляют предприятием, организуют труд на про- изводстве;

– принудительный (отчужденный) труд отнимает свободу у работника. В тру- де человек подневолен, а свободен, когда не трудится;

– принудительный (отчужденный) труд порождает отчуждение между людь- ми, которое проявляется в конкуренции, безработице, борьбе с собственни- ками за повышение зарплаты и т.п. 
В настоящее время признается глобальный, универсальный характер отчу- ждения. Содержание и формы отчуждения вытекают из сущности человека. Существуют два уровня отчуждения: естественный и социальный. 
Отчуждение труда существует в любом обществе и полностью избавиться от него невозможно. Современные философы признают это, хотя и допускают возможность некоторого снижения уровня отчужденности. Это снижение воз- можно при постановке жизненной программы и приобретении такой работы, о которой мечтаешь, а также при занятии творческим трудом, под которым под- разумевается человеческая деятельность, направленная на создание принципи- ально новых предметов как материального, так и духовного потребления.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 739 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...