Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. История европейской философии



1. Общая характеристика исторических типов философии. 2. Античная философия.
3. Средневековая философия.
4. Философия эпохи Возрождения.

5. Философия Нового времени.

1. Исторические типы философии.

Античная философия (6 век до н. э. – 6 век н. э.). Характерная черта – кос- мологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира. Наряду с этим рассматривались вопросы, связанные с субъективным миром человека, имели место наивные представления о государственном устройстве.

Средневековая философия (6 – 14 века). Для средневековой Европы был ха- рактерен интеллектуальный упадок общества и влияние церкви. Именно цер- ковь (римско-католическая)захватила монополию на образование и культуру. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монастырских школ. Философия стала «служанкой богословия». Теоцентризм и схоластика определяли сущность средневековой философии.

Философия эпохи Возрождения (15 – 16 века). Раннебуржуазное общество, культуру которого определяло новое прочтение (возрождение) античного на- следия. Основными тенденциями философии являются антропоцентризм и гуманизм.

Философия Нового времени (17 – 19 века). Философы в своих трудах ориен- тируются на науку и, прежде всего, на естествознание, математику. Эпоха про- мышленных революций привела к бурному развитию механики. Абсолютиза- ция законов механики породила такое течение в философии как механицизм.

Для социальной философии Нового времени характерно развитие учения о государстве и праве. Благодаря трудам Т. ГОББСА, ДЖ. ЛОККА, философов фран- цузского Просвещения создается теория общественного договора, объясняю- щая происхождение и сущность государства.

Особо выделяется Немецкая классическая философия, представителями ко- торой были И. КАНТ, И. ФИХТЕ, Ф. ШЕЛЛИНГ, Г. ГЕГЕЛЬ, Л. ФЕЙЕРБАХ. Филосо- фы-классики как бы достроили здание философии верхними этажами. Класси- ческая философия оказала огромное влияние на всю философскую мысль 19 и 20 веков.

Философия 20 века характеризуется новым этапом в развитии европейской философской мысли и связана с такими течениями как экзистенциализм, герменевтика, феноменология, прагматизм, структурализм, постмодернизм и др. Философские школы 20 века продолжают развиваться и в настоящее время.

2. Античная философия.

Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия (космологизм и на- турфилософия).

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее разви- тия, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Философия мыслилась как наука о причинах и началах всего сущего. Филосо- фы ищут первоначало, из которого все произошло.

ФАЛЕС из г. Милета (6 век до н. э.) считает таким первоначалом воду; АНАК- СИМЕНвоздух; АНАКСИМАНДР первым возвысился до оригинальной идеи бес- конечности миров. За первооснову бытия он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию. Философы из г. Милета впервые поставили во- прос «Из чего все?» Великий диалектик античного мира ГЕРАКЛИТ считал пер- воосновой всего огонь.

ПИФАГОР (конец 5 века до н.э.) ищет первоначало не в конкретном вещест- ве, а в числах. "Все есть число". Число у Пифагора не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по его мнению, определенный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. "Где нет числа и меры, там хаос и химеры".

Дальнейшее движение античной мысли приводит к атомизму. ДЕМОКРИТ впервые выдвигает идею о том, что все состоит из атомов (атом в переводе с греческого – неделимый). Есть только атомы и пустота. Атомы невозможно увидеть настолько они малы. Но атомы различны по форме и, соединяясь в раз- личные конфигурации, образуют вещи и предметы, которые мы воспринимаем.

Великий мыслитель античности ПЛАТОН полагал, что мир подразделяется на истинный и обычный. Истинный мир Платон ищет за пределами реального (обычного) мира. Наш мир – это мир вещей, это мир, где все возникает и гиб- нет, где все непрочно, несовершенно. В природе все возникает на время и гиб- нет навечно. Должен быть некий иной мир вечных постоянных сущностей (идей). Это истинное бессмертное, неделимое, вечно покоящееся бытие, пости- гаемое разумом (душой). Бессмертная душа до вселения в тело человека пребы- вает в том, потустороннем мире, в царстве чистой мысли. Наши знания есть не что иное, как воспоминания нашей души о том, с чем она знакомилась в мире идей.

Реальный мир, в котором мы живем, есть слабое подобие истинного мира. Реальные вещи, окружающие нас, так же мало соответствуют идеям, как тени предметов самим предметам.

Величайший ученик Платона и его критик АРИСТОТЕЛЬ стремился преодо- леть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе мате- рия, по Аристотелю, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность статуи. Чтобы возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую фор- му. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Высшей формой, ос- новным двигателем мира является бог.

Проблема человека в Античной философии
 Человек и сознание – эта тема введена в греческую философию софистами

(ПРОТАГОР, ГОРГИЙ, ПРОДИК)
Софисты («учителя мудрости») учили не только искусству спора и убежде-

ния, риторике, грамматике, технике политической и юридической деятельно- сти, а заодно обучали вопросам философии.

Софисты, как образованные люди, прекрасно понимали, что чисто фор- мально можно доказать все. О каждой вещи возможны два противоположных мнения, каждое из которых выглядит истинным. Отсюда вывод: мерой (крите- рием) истины следует считать человека, его собственное мнение.

«Человек есть мера всех вещей» (ПРОТАГОР). Критерием оценки хорошего и дурного, истинного и ложного становятся здесь склонности отдельного инди- вида.

Всякое человеческое знание у софистов только относительно. Объективное, истинное познание, с их точки зрения, недостижимо.

Посещая занятия софистов, в дискуссии с ними вступил СОКРАТ. Он впер- вые поставил в центр философии человека, его сущность, внутренние противо- речия его души. Возражая софистам, Сократ считает, что разум дает не просто индивидуальное мнение, а всеобщее объективное знание. Это знание человек постигает через усилия ума, критически анализируя те мнения, которые счита- ются общепринятыми и, отбрасывая их одно за другим, оставляет единственно верное. Сократ в центр своей философии ставит природу человека как мораль- ного существа. Он пытается раскрыть природу нравственности человека, опре- деляет, что есть добро, зло, справедливость, любовь, т.е. то, что составляет суть человеческой души. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изрече- ние дельфийского оракула – "Познай самого себя", подразумевая стремление к

познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественнозна- чимой личности.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Вопросы государственного устройства в философии Платона и Аристотеля «Идеальное государство» ПЛАТОНА является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граж- дан; воинов, охраняющих безопасность и философовправителей, осуществ- ляющих мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное» государство, по Платону, должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться с преступниками. Государству должна подчи- няться вся система образования. В общем, учение Платона о государстве – это

утопия.
 АРИСТОТЕЛЬ при исследовании социально-политической жизни считал

главным естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Человек есть общественное животное, наделенное разумом.

Государство представляет собой объединение родов ради достижения со- вершенного существования. Государство, по Аристотелю, создается не ради то- го, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Аристотель выделяет такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение о монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию.

3. Средневековая философия

Теоцентризм средневековой философии

Религиозная ориентация философии средневековья диктовалась основными догматами христианства. Учение о бытии, человеке, общественном устройстве сводилось к догмату о личностной форме единого Бога.

Бог есть источник бытия, поддержание бытия мира есть постоянное творе- ние его Богом, если бы творческая сила Бога прекратилась, мир бы исчез. Про- блема Бога и его отношения к миру выступает как центральная в средневековой философии.

Человек, будучи результатом творения бога, полностью зависит от своего творца. Христианский бог всецело владеет судьбой человека, подчиняя ее своей всемогущей воле. Человек не только создан богом, полагают средневековые философы, но и подобен ему. Поэтому только человек обладает бессмертной душой.

Размышляя о социальной реальности, философы средневековья утверждали, что богатство и бедность, имущественное неравенство – неизбежное явление в жизни общества, т.к. общество и государство являются творением Бога. Следу- ет утешать себя тем, что перед Богом все люди равны и должны жить в мире и согласии между собой.

Предпочтение отдавалось монархической форме правления, поскольку еди- ному Богу на небе должен соответствовать один правитель на земле.

Фома Аквинский – представитель средневековой схоластики
ФОМА (ТОМАС) АКВИНСКИЙ – центральная фигура средневековой философии позднего периода. Монах доминиканского ордена, магистр теологии, схоласт, т.е. преподаватель философии. Его учение возрождается в 20 веке под названи- ем неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической фи- лософии на Западе. Фома Аквинский комментировал текст Библии и труды

Аристотеля, последователем которого был.
Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и высшую форму

(см. АРИСТОТЕЛЬ). Бытие вообще есть Бог, сотворивший мир, как повествуется в Ветхом завете. Материю он понимал, как и Аристотель, т.е. как «чистую воз- можность», ибо лишь благодаря форме вещь является в определенном виде. Форма определяется Богом и, таким образом, происходит слияние материи и формы. Теологию Фома Аквинский ставил выше философии, но вместе с тем пытался найти гармонию между верой и разумом, полагая, что лучше понимать, то, во что верить, чем просто верить.

Переосмысливая учение Аристотеля, Фома Аквинский пытался в рамках философии доказать само существование Бога:

 все, что движется в мире, имеет причину движения, образуется цепь при- чинно-следственных связей. Но в этой цепи должен быть некий последний предмет, первопричина, перводвигатель. Это и есть Бог;

Бог выступает как высшая степень совершенства, мерило, эталон, при сравнении совершенства различных существ и людей.

Рассуждая о человеке, Фома Аквинский рассматривает разум как высшую из человеческих способностей, но в религии вера ставится выше знания.

Средневековая философия вошла в историю как схоластика (Schole – шко- ла, схоластика – значит школьная философия). Фома Аквинский выступал сис- тематизатором схоластики, пытаясь обосновать основные принципы христиан- ской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Главная отличительная особен- ность схоластики состоит в том, что она рассматривала себя как науку, постав- ленную на службу теологии, как «служанку богословия». Средневековая фило- софия может быть названа схоластической, поскольку преподавалась в средневековых учебных заведениях как теоретическая дисциплина, соединяющая ре- лигиозную мистику с рассудочными выводами.

4. Философия эпохи Возрождения

Проблема бытия в философии эпохи Возрождения

Философия вновь (после средневековья) обращается к изучению природы. Природа объясняется с точки зрения пантеизма.

Пантеизм означает «всебожие», т.е. Бог оказывается совмещен, слитен с природой. «Бог есть во всех вещах», – говорил Д. БРУНО. Философы Возрожде- ния видели в природе живое, целое, мудрое, одухотворенное. Таким образом, христианский Бог здесь утрачивает свой внеприродный характер, а природа обожествляется.

Революцию в астрономии произвел Н. КОПЕРНИК. Он разрушил космологи- ческую систему Птолемея и утвердил систему гелиоцентризма, согласно кото- рой Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Д. Бруно, продолжая тенденцию Коперника, заявляет о бесконеч- ности Вселенной, говорит о том, что таких миров как Земля – множество.

Антропоцентризм эпохи Возрождения
Антропоцентризм означает, что на первое место в философии Возрождения

выдвигается человек, а уже во вторую очередь говорится о боге. Поэзия Пет- рарки – это восторженные гимны земной любви. Д. Боккаччо прославлял пол- нокровную жизнь горожанина нового типа. Н. Макиавелли возвышал роль по- литической реальности, человеческой активности вообще.

Мыслитель-гуманист ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА в своих трудах высоко оце- нивал человека. Человек ставится в центр мира. На Земле нет ничего более ве- ликого, чем человек, а в человеке нет ничего более великого, чем его разум. Бог создал человека, но создал его как ценителя божественных деяний. Человек должен быть свободным, и быть тем, чем хочет: может опуститься до животно- го состояния, а может подняться до ангельского совершенства. Человек – тво- рец собственной жизни и судьбы.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и чело- веческое тело, становится главным видов искусства.

5. Философия Нового времени

17 век открывает следующий этап в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Важнейшим фактором, порождающим изменения в экономике и социальных отношениях, стало естествознание. Раз- витие науки вызвало к жизни новую ориентацию философии, теперь она опира- ется на естествознание и, прежде всего, на механику, математику.

В 17 веке особенно быстро развивается экспериментально-математическое естествознание, а в философии на первый план выходят проблемы теории по- знания (гносеология).

В теории познания выделились два противоположных направления: эмпи- ризм и рационализм.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. БЭКОН. В своих исследованиях он опирался на опыт (эксперимент) и обратил внимание на ис- ключительную значимость наблюдения и опытов для установления истины. Ученый и философ должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблю- дения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. До этого пользовались преимущественно дедуктивным мето- дом, суть которого состоит в том, что мысль движется от общих положений к частным выводам.

Призыв Бэкона обратиться к эксперименту (эмпиризму) стал лозунгом для ученых того времени.

Однако следует отметить, что Бэкон слишком абсолютизировал эмпириче- ские методы исследования, недооценивая при этом роль разума, т.е. рациональ- ного начала в сознании. Эта проблема составила предмет исследований Р. ДЕ- КАРТА, представителя рационализма. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предпола- гающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые и определяют результаты познания.

ДЖ. ЛОКК, английский философ, был противником рационализма и отвергал точку зрения о врожденных идеях. Локк полагал, что все наши знания мы берем из опыта через ощущения, т.е. через данные наших органов чувств. «В разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через органы чувств». Критикуя воззрения Декарта, Локк остается приверженцем эмпиризма.

Представитель классической немецкой философии И. КАНТ частично пре- одолевает односторонность эмпиризма и рационализма.

Знание по Канту есть синтез чувственного и рассудочного. Чувственное знание, состоящее в многообразии ощущений, – это первый этап познания че- ловеком окружающего мира. На втором этапе рассудок упорядочивает ощуще- ния и подводит многообразие чувственного материала под единство понятия. Человек мыслит при помощи понятий.

Деятельностью рассудка руководит разум, который ставит перед рассудком все новые цели, пытаясь достигнуть абсолютного знания. Но абсолютное знание получить невозможно, поскольку, считает Кант, есть высшие сущности, предельно общие задачи, которые рассудок решить бессилен. Такие высшие сущности, недоступные для познания, Кант называет «вещами в себе».

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ – ХХ В.


1.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...