Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы докладов и рефератов. 2. Сознание и бессознательное



1. Сознание и личность.

2. Сознание и бессознательное.

3. Проблема сознания в современной философии.

4. Маркс и Фрейд о бессознательном и сознании: сравнительный анализ.

5. Проблема сознания в русской религиозной философии.

6. Проблема сознания в философии Востока.

7. Общественная психология и общественное сознание: взаимосвязь и влияние.

8. Общественное сознание как ядро духовной культуры общества.

9. Мораль как форма общественного сознания.

10. Специфика творческой деятельности врача.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов. – М., 2006.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1986.

3. Аронов Р.А. К проблеме вездесущности сознания // Вопросы философии, 1995. №3.

4. Бассин В.Ф. Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических представлений // Философские науки, 1990, № 3.

5. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. - Ростов-на-Дону, 1998.

6. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М., 2003.

7. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2003.

8. Карлов Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом вузе // Вопросы философии, 1996, № 2.

9. Канке В.А. Основы философии. – М., 2004.

10. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.

11. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

13. Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М., 1975.

14. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. - М., 1988.

15. Михайлов Ф.П. Сознание и самосознание// Философские науки. 1990. № 6.

16. Налимов В.В.В поисках иных смыслов.- М., 1993.

17. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию.- М., 1995.

18. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

19. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002.

20. Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1993.

21. Три уровня идеального // Философские науки. 1990. № 3-4.

22. Тугаринов В.П. Философия сознания. – М., 1991.

23. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2006.

24. Философия: Учебник. / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 2006.

25. Фридеман Ш. Метаморфоза данного на пути к созданию экологии сознания. – М., 2000.

26. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов н/Д., 2003.

27. Царегородцев В.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. - М., 1986.

Приступая к изучению первого вопроса, целесообразно вначале объяснить студентам сущность проблемы сознания и трудности на пути решения этой проблемы. Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Познать и описать сознание сложно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Но именно сознание отличает человека от всех других живых существ. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В истории философии исследователи проблемы сознания шли двумя путями. Первый путь - описание способов, какими вещи даны в сознании, существуют в нем - описание феноменов сознания. Второй путь - объяснение того, как возможно само сознание. В философии античности и Нового времени эти способы не различались, т.е. считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос исчерпан.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

- физикализм – это крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции вообще не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения естественных наук. Следует признать, что данный подход основан на множестве естественнонаучных достижений и фактов:

- головной мозг человека действительно является сложнейшим механизмом природы, высшим уровнем организации материи;

- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

- человечество уже получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

- медикаментозное влияние на организм человека может явным образом отражаться на сознании, например, применение психотропных средств.

Единственная проблема, с которой сталкиваются (и при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, – это идеальность сознания. Все образы, существующие в сознании человека, не имеют материальных характеристик: массы, запаха, четких размеров и формы.

- Солипсизм – это другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – это единственная достоверная реальность, а весь материальный мир – это его порождение (такой субъективный идеализм – Д. Беркли, Д. Юм, И. Фихте);

- объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания», «мирового разума» (Платон, Г. Гегель);

- умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя, хотя и признает за ним качество идеальности. Именно этот подход наиболее распространен в российской философии.

В настоящее время философия может с достоверностью утверждать лишь то, что

- сознание существует;

- оно имеет особую, идеальную природу (сущность).

Перед рассмотрением второго вопроса следует кратко охарактеризовать состояние проблемы происхождения сознания в истории философии. По проблеме происхождения сознания существует три основных подхода:

- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение. Согласно этой точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание исходит непосредственно из космоса (или из разума бога). Оно едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы мирового сознания рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека;

- сознание присуще всем живым организмам и является порождением живой природы. Эта «биологическая» точка зрения обосновывается тем, что

- вся жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет цель и смысл;

- инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

- животные в течение жизни накапливают и умело используют опыт;

- многие действия животных (особенно высших – кошачьих, собачьих, приматов) отличаются сложностью, например, охота. Такая сложность требует большой работы сознания;

- животным присущи своя «мораль», свои правила поведения, привычки, борьба, лидерство, внушаемость и т.п.

- сознание – это свойство исключительно человеческое, оно является продуктом только человеческого мозга. Животные же обладают лишь инстинктами. Этот подход был особенно распространен в науке с середины XIX в. до середины ХХ в.

Сегодня последние научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами. Высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к довольно высокой «социальной» организации с распределением ролей. Поэтому правильно, вероятно, считать, что сознание (или свойство, родственное ему) в различной степени присуще живой природе в целом, в особенности высшим животным, а самый высокий уровень имеет человек.

В результате в современной российской философии широко распространено материалистическое понимание природы сознания – теория отражения. Суть этой теории: сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Материи вообще присуще свойство отражения. Сознание же является высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, но по-разному проявляется на разных уровнях структурной организации материи. И чем выше уровень организации материи, тем выше, богаче и сложнее оказываются формы отражения.

Отражениеэто способность материальных объектов воспроизводить в себе следы воздействия других материальных объектов при взаимодействии с ними. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальном объекте: следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражения предметов в зеркале, на гладкой поверхности водоема.

Кратко проанализировав развитие форм отражения, следует подробно рассмотреть отличия человеческого сознания от других форм отражения. Сознаниеэто активное и целенаправленное отражение действительности человеком, включенным в общественно-историческую деятельность и опирающимся на культуру общества.

Отличительные признаки сознания как высшей формы отражения:

1. социальность, т.е. опора на совокупный опыт и культуру человечества, формирование сознания в процессе общения с другими людьми;

2. целенаправленность – это предварительное построение идеальной модели своих будущих действий и предвидение их результатов (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 189.);

3. опосредованность трудом, т.е. взаимодействие человека с объективным миром осуществляется через посредничество труда, трудовой деятельности;

4. творческая активность, т.е. отражение дополняется стремлением к преобразованию отражаемого окружающего мира;

5. абстрагирование – отвлечение от конкретных индивидуальных свойств и признаков отражаемых предметов;

6. обобщение – выделение общих и существенных признаков в отражаемых предметах;

7. опережающее отражение – способность сознания создавать образы будущих событий и явлений на основе обобщения

Особо следует остановиться на таких специфических особенностях человеческого сознания как идеальность, интенциональность и идеаторность.

Идеальность – это особая, нематериальная сущность человеческого сознания. Идеальное сознание по своей природе:

- противоположно материальному миру, ведь возникающие в голове психические образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, размеров и других материальных свойств. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире: человек может представить все, что угодно;

- независимо от материи;

- в некоторых случаях первично по отношению к материи, точнее, к материи, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета в сознании всегда имеется замысел, прообраз этого предмета;

- субъективность со стороны формы и объективность со стороны содержания;

- не опознаваемо с помощью материальных средств. Видна только анатомия, но не сознание. Вместе с тем идеальное нельзя свести к психическому.

К идеальному можно отнести все, чего нет в окружающем объективном мире, но что конструируется человеком: мысленные или чувственные модели реальной действительности, моральные и правовые нормы, логические схемы, смыслы ритуальных действий, алгоритмы профессиональной деятельности и т.п. Можно сказать, что идеальное – это субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека. Как подчеркивал Д. Дубровский, идеальное есть способность личности иметь информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени.

Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Поэтому интенциональность сознания подразумевает наличие:

- предмета сознания (что «видит» сознание) и

- формы сознания (как оно «воспринимает» предмет).

Идеаторность сознания – это способность творить и воспроизводить идеи, это внутренняя самостоятельная работа сознания, выходящая за пределы простого отражения. Именно способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от психики животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.

Сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любые другие формы реальности. Однако главные вопросы, на которые до сих пор нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания? Сознание – это одна из тех особенностей человека, которые определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру. Это

- познание (соответственно, одной из форм существования сознания выступает знание);

- практика, т.е. целенаправленная деятельность одаренного сознанием человека;

- ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, определяемое системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм.

В этой связи следует тщательно разобрать со студентами содержание выражений «опредмечиваение» и «распредмечивание», раскрыв с их помощью диалектику сознание и деятельности человека.

Бытие сознания – это важнейшая сторона бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его самоотраженную часть (рефлексию), но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Сознание нельзя сводить ни к одной из форм его существования, ни к одному из его проявлений. Сознание – это сознание человека и общества во всем богатстве его функций, во всем многообразии его проявлений, и оно может быть понято только в контексте всей человеческой культуры, всей человеческой истории.

Раскрывая третий вопрос темы, целесообразно представить студентам несколько вариантов структуры сознания, ибо один какой-либо подход не в состоянии отразить всю многоплановость и системную сложность феномена сознания. Можно, в частности, упомянуть варианты структуры, разработанные К.Г. Юнгом, психологическую структуру Д. Дубровского и др. Согласно последней, сознание включает в себя:

1. телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе эмпирические знания;

2. мышление и знания, получаемые на основе логико-понятийных способностей;

3. эмоциональные компоненты сознания;

4. память;

5. ценностно-смысловые компоненты;

6. образно-художественное восприятие, эстетические способности;

7. самосознание.

При рассмотрении вопроса об общественном сознании, надлежит подчеркнуть, что является не суммой индивидуальных сознаний, а результатом их взаимодействия. Общественное сознание представлено общими (групповыми) нормами, мнениями, оценками, убеждениями и традициями, которые складываются в процессе социального взаимодействия индивидов. Следует на примерах разобрать противоречивую взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

В определенном смысле общественное сознание – безличностно. Оно характеризует общее содержание усредненно-надындивидуального сознания, которое выступает как принудительная сила по отношению к индивидуальному сознанию. Это господство коллективной умственной и нравственной установки, коллективного мнения и общепринятых правил поведения. В силу своего конформизма индивид подчиняется общественному сознания, подстраивается под него.

В структуре общественного сознания основную роль играют общественная психология и общественная идеология. Общественная психология есть непосредственно эмоциональная реакция группы людей на какое-либо общезначимое событие. Общественная идеология – это систематизированное и аргументированное концептуальное представление о социальном мире и месте данной группы в нем, о ее интересах и перспективах. Известно несколько форм общественного сознания: мораль, право, наука, искусство, политика и т.п. В этой связи целесообразно остановиться на роли символов и знаков в деятельности главного инструмента общественного сознания – языка.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, чтобы сложилось целостное представление о сознании и мышлении человека, о роли языка, символов и традиций в формировании и развитии общественного сознания.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 426 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...