Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы докладов и рефератов. 1. Проблема бытия в античности



1. Проблема бытия в античности.

2. Проблема бытия в европейской философии Нового времени.

3. Проблема бытия в европейской философии средних веков.

4. Русская религиозная картина бытия.

5. Проблема бытия в философии ХХ века.

6. Понятие «материя» в истории философии.

7. Движение как атрибут материи.

8. Пространство и время как формы материи.

9. Биологическое и социальное пространство-время.

10. Экзистенциальные истоки бытия.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Архипцев Д. Материя как философская категория. – М., 1983.

3. Бунге М. Причинность. – М., 1962.

4. Бытие // Вопросы философии. 1989. № 4.

5. Гайденко П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7.

6. Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998

7. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М., 2003.

8. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2003.

9. Диалектика биологического и социального // Человек и природа. – М., 1980.

10. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1987.

11. Канке В.А. Основы философии. – М., 2004.

12. Корольков А.А. Диалектика и теория медицины. – М., 1979.

13. Краснухина Е.К. Время как форма социально-исторического процесса // Вестник МГУ. 1990. Вып. 3.

14. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи // Вопросы философии, 1992. № 6.

15. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. – М.,1999.

16. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М.,1977

17. Моисеева И.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6.

18. Основы философии: Учебное пособие / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М., 1997.

19. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос. - М., 1994.

20. Слонов Н.Д. Материя и движение. – М., 1972

21. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002.

22. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

23. Уемов А.Л. Вещи, свойства, отношения. – М., 1963.

24. Философия / под ред. З.Т. Фокиной. – М., 2006.

25. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

26. Философия: Учебник / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1997.

27. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов н/Д., 2003.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, следует подробно остановиться на развитии представлений о бытии в истории философской мысли. При этом бытие мыслится в двух основных значениях:

1) это все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все, имеющий потенциал к реализации в будущем. Здесь бытие означает мир в целом или «универсум»;

2) бытие как исходное начало и основание нашего мира, его сущность и метафизическая определенность. Это – абсолютное бытие, или Бог, Единое и т.п.

Если в древности преобладал первый подход, то в Новое время утвердился второй подход в качестве основного. Поэтому сегодня под бытием в широком смысле слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытиеэто философская категория, обозначающая реальность. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все то; что есть, что существует. Это и материальные вещи, и человек, и фантазии, и теории, и все процессы, и их свойства, связи и отношения. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их общей черты – их существования, что и задает миру целостность.

Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире, как всеобщем единстве, которое включает в себя множество вещей, процессов, состояний. Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего сущего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции. Субстанцияэто некая всеобщая первичная основа всех вещей, которая является их последней сущностью. Эта категория фиксирует внутреннее единство вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Субстанция, таким образом, осмысливается не только в качестве всеобщего системного принципа, но и такой существенной функции, как активность. Следовательно,

Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей, состояний природы и человеческих существ, общества.

Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.

Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию, действий отдельных личностей и человечества в целом.

Здесь возникает проблема, которую следует тщательно обсудить со студентами: что именно объединяет все процессы познания и что лежит в основе любого изучаемого предмета или явления. Вывод: материя является основой бытия и одной из форм существования бытия является движение – развитие.

Основные положения философской онтологии:

- окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он – мир вокруг – есть;

- окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

- материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности;

- и материя и дух реально существуют, они есть.

Данные положения обобщаются понятием субстанциисамостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. В заключение вопроса требуется рассмотреть основные формы бытия, которые иногда называют структурой бытия.

Структура (основные формы) бытия:

1) материальное бытие – существование материальных, т.е. объективно существующих предметов, тел:

а. бытие вещей,

б. бытие полевых структур,

в. бытие человека,

г. бытие общества,

д. бытие культуры;

е. бытие процессов и отношений;

2) идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной субстанции в виде:

а. индивидуальное духовное бытие,

б. объективизированное духовное бытие.

Рассмотрение второго вопроса стоит начать с простых фактов, постепенно переходя к философским обобщениям. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания человека, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии «материи». Таким образом, в определении материи, по существу, решается основной вопрос философии. При этом четко утверждается приоритет материи: она первична по отношению к сознанию. Она первична:

- по времени, ибо сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно;

- по сущности, ведь сознание есть свойство высокоорганизованной материи;

- по второй стороне основного вопроса философии: материя первична как объект отражения по отношению к его отображению, как модель первична по отношению к копии.

Материяэто объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них. Можно и короче: материя – это познаваемая объективная реальность.

В этом определении, которое восходит к известному ленинскому определению, дается, по существу, материалистический ответ на основной вопрос философии:

- признание объективности существования материи: материя – это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него;

- признание ее первичности, субстанциональности: материя сама по себе есть источник бесконечного разнообразия вещей и процессов объективного мира. Она порождает и сознание – в логическом, и в историко-генетическом смыслах;

- признание ее познаваемости, чувственной данности. Вещи и явления внешнего мира носят чувственный, а не сверхчувственный характер, предметный и естественный, а не сверхъестественный характер.

Следует подчеркнуть, что современная научная философия признает субстанциональность материи, но только во вполне определенном смысле – в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Поэтому можно дать и более короткое и емкое определение материи: материяэто познаваемая объективная реальность.

Принципиальное значение имеет вопрос о структуре материи. Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины и качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается более 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя.

От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество – в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра – в атомы.

Студентам следует аргументировано разъяснить, что мир и все в мире – это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи понимается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры при этом применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена ее единой структурной организацией. Ее можно представить так.

Уровни организации материи:

- микро уровень:

- субмикроэлементарный уровень (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи);

- микро элементарный уровень (адроны, состоящие из кварков, электроны);

- ядерный уровень (ядро атомов);

- атомарный уровень (атомы);

- молекулярный уровень;

- макро-уровень:

- уровень единичных вещей;

- уровень макротел;

- мега-уровень:

- уровень планет;

- уровень галактик;

- уровень метагалактик;

- уровень Вселенной, мира в целом.

Виды материи:

- вещество;

- поле (полевые структуры);

- плазма;

- вакуум

Типы материи:

- неорганическая материя;

- органическая материя;

- социальная.

В заключение второго вопроса следует резюмировать основные свойства материи. К ним относятся:

- вечность;

- количественная и качественная бесконечность;

- наличие движения;

- самоорганизация;

- размещенность в пространстве и времени;

- способность к отражению.

При рассмотрении третьего вопроса следует раскрыть взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. В качестве общего знаменателя выступает понятие атрибута материи. Понятие «атрибут» фиксирует необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибуты материи – это такие неотъемлемые и существенные свойства, которые всегда и везде присущи как всей материи, так и любым отдельным (конкретным) материальным объектам. Таковыми являются пространство, время и движение.

Важнейшим атрибутом материи является движение. Быть – значит быть в движении, изменении. Мир находится в постоянном движении, у него нет «выходных дней» для покоя. Движение – это способ существования материи, включающий всякое изменение материальных объектов. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений.

Оно также абсолютно, как абсолютен и мир. Раскроем основные свойства движения.

- движение материи возникает из самой материи, из заложенных в ней внутренних противоположностей, их единства и борьбы, оно не привносится извне Þ движение сущего есть самодвижение;

- поэтому материя не нуждается ни в каких внешних стимулах и причинах для своего изменения, для движения. Самодвижение представляет собой такое внутренне необходимое изменение материального предмета, объекта, которое определяется присущими ему противоречиями;

- движение всеобъемлюще, движется все;

- движение (как атрибут материи) несотворимо и неуничтожимо; Þ

- движение абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде разнообразных конкретных форм движения, а покой относителен;

- покой представляет собой особый вид движения, в основном колебательного характера, при котором качество данного предмета практически не меняется и предмет остается в целом тождественным сам себе;

- движение представляет собой противоречие, его источником, внутренним импульсом является взаимодействие противоположностей – изменчивости и устойчивости, покоя;

- движение постоянно, оно существует всегда, прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения.

Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность – конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция.

Движение может быть:

- количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

- качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых свойств и качеств.

Последний тип движения называется также развитием. Развитие может идти в разных направлениях. Поэтому выделяют:

1. прогрессивное развитие – от простого к сложному, от низшего к высшему;

2. регрессивное развитие – от сложного к простому, от высшего к низшему.

Если содержанием движения материи является изменение материальных объектов, находящихся во взаимодействии, то формой движения материи выступает организация устойчивых связей между взаимодействующими материальными элементами.

Критерии классификации форм движения материи:

1. принцип взаимосвязи видов материи и форм движения (материальный носитель):

2. тип взаимодействия объектов;

3. определение законов, подчинение которым означало бы принадлежность к определенной форме движения материи.

Исходя из этого, можно говорить о разных формах движения. Под формой движения принято понимать некие группы изменений, объединенных материальным носителем и типом взаимодействия, а также обусловленной этим общностью своего подчинения действию определенных законов. Принято выделять пять основных форм движения:

- механическая (перемещение в пространстве),

- физическая (притяжение и отталкивание, электричество и магнетизм, звук и теплота),

- химическая (превращение веществ),

- биологическая (процессы жизнедеятельности организмов),

- социальная (взаимодействие людей друг с другом).

Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу времени и пространства философы выдвигали два основных подхода: субстанциональный и реляционный. Сторонники субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией – наряду с материей. Соответственно, отношения между материей и пространством и временем рассматривались ими как межсубстанциональные.

Сторонники второго, реляционного подхода (Аристотель, Г.В. Лейбниц, Г. Гегель) воспринимали пространство и время как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверной и обоснованной выглядит реляционная теория. Согласно ей

Времяэто форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, смены состояний данных объектов в процессе их развития.

Пространствоэто форма бытия материи, которая характеризует протяженность, структуру и взаимодействие элементов как внутри материальных объектов, так и между собой.

В научной картине мира конца ХХ в. исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, т.к. развитие субатомной физики разрушило былое представление о твердой материи. И когда мы выходим за пределы «зоны средних измерений» и углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживаем, что элементарные частицы, из которых состоят атомы – невещественны. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна. Частицы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.

На субатомном уровне материя не просто существует, а «проявляет тенденцию к существованию», внутриатомные события выступают как неопределенные, случающиеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны только на языке математических вероятностей. Таким образом, в области квантовых взаимодействий не может быть и речи о причинности, присущей ньютоновско-картезианскому отображению мира.

Работы Нобелевского лауреата И. Пригожина, посвященные т.н. диссипативным структурам в химических реакциях, положили начало новому принципу осмысления действительности: «порядок через флуктуации». Этот принцип признает за Вселенной первичную динамическую неопределенность. На этой основе оказалось возможным выработать новое понимание эволюции. Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия.

Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Но поискам познающего разума нет границ.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, чтобы сложилось целостное представление о базовых философских категориях: бытие и материя, движение, пространство и время.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...