Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы докладов и рефератов. 1. Отношение «человек – мир» как стержневая проблема философии



1. Отношение «человек – мир» как стержневая проблема философии.

2. Философские версии места человека во Вселенной.

3. Понятие «мир», «универсум», «идеальность», «общее» и «различное».

4. Многообразие мира как проблема.

5. Единство картины мира и мировоззрения.

6. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества.

7. Религиозная картина мира и ее перспективы в современном обществе.

8. Противоречивость научной картины мира.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов. – М., 2006.

2. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М., 2003.

3. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2003.

4. Золотухина А., Аболина Е.В. Страна философия. – Ростов н/Д, 1995.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и теоретический курс. – М., 1996.

6. Канке В.А. Основы философии. – М., 2004.

7. Кураев А. О вере и знании – без антиномий // Вопросы философии. 1992. № 7.

8. Корольков А.А. Диалектика и теория медицины. – М., 1979.

9. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? – М., 1991.

10. Орынбеков М.С. Проблема субстанции философии и науке. – Алма-Ата, 1975.

11. Основы философии: Учебное пособие / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М., 1997.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002

13. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

14. Философия / под ред. З.Т. Фокиной. – М., 2006.

15. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2006.

16. Философия: Учебник / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 2006.

17. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов н/Д., 2003.

Приступая к изучению первого вопроса, целесообразно вначале объяснить студентам содержание проблемы «человек – мир» и ее значение для философии и мировоззрения любого мыслящего человека. Ведь важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Кто мы? Каково наше предназначение и есть ли вообще оно? Какие силы и для чего создали сознающее «Я» в комке смертной плоти? Являемся ли мы и ответственными представителями вселенского разума или мы – не более чем побочный результат слепой звездной эволюции? Ответы на эти вопросы связаны с исторически изменяющимися представлениями о мире в целом. Поиски ответа на эти вопросы привели к формированию общего представления о «космическом доме», которое в дальнейшем стало называться картиной мира.

Студенты должны уяснить, почему проблема «человек – мир» выступает основополагающей в любой философской системе, в любой системе мировоззрения. Дело не только в ее самом общем характере. От ответа на этот вопрос зависят ответы на все другие мировоззренческие и философские вопросы. По нему можно проводить классификацию философов и философских школ. В сущности это – основной вопрос философии. Он касается самого главного и ключевого в самом предмете философии.

В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира. Здесь важно сформировать у студентов четкое и содержательное представление о картине мира. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную концепцию, модель Вселенной и места человека в ней. Картина мира помогает человеку приобрести чувство близости к миру, делает его более понятным и осмысленным. Целенаправленность конкретных поступков человека невозможна без общего представления о мире в целом, на основании которого человек выстраивает свое поведение. Поэтому человек и стремится так или иначе создать простую и ясную картину мира.

С понятием «картина мира» сопряжено понятие «мировоззрение». Основная зада преподавателя в этом вопросе – раскрыть соотношение этих двух базовых концептов. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Разумеется, в реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органично переходит в мировоззренческие представления и непосредственно сопряжена с ними. Картина мира всегда идейно-мировоззренчески окрашена и непременно включает в себя ценностные суждения.

Особо следует остановиться со студентами на вопросе: Что такое здесь «мир»? Под мир ом чаще всего понимается действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Исторически существующие картины мира могут формироваться либо стихийно в процессе повседневной жизни, либо являются итогом сознательной деятельности философов, ученых, религиозных пророков. Картины мира могут быть монистическими, если исходят из единого основания, дуалистическими, – если в рамках универсума полагаются два начала (материя и дух). Если же онтологических начал много, то можно говорить о плюралистической точке зрения. Каждая из возникающих в общественном сознании картин мира включает в себя несколько базовых стабильных компонентов:

- онтологические характеристики мира: единый или множественный, материальный или идеальный, статичный или динамичный, развивающийся;

- представления о пространстве и времени как неотъемлемых атрибутах нашей жизни и бытия мира;

- положение человека в мире, включая концепцию происхождения и перспектив человечества, возможностей человека как рода, системы ценностей и целей людей;

- язык и понятийный аппарат;

- смысловой центр: бог, или человек, или независимые от нас объекты (в науке), т.е. обесчеловеченная реальность;

- общее устройство мироздания, вселенной и его характеристика.

Типология картины мира:

- религиозная картина мира;

- обыденная картина мира;

- научная картина мира.

1. религиозная картина – это форма мировосприятия, основанная на иррациональной вере людей в наличие сверхъестественных сил, которые решающим образом влияют на жизнь человека и окружающий мир. Этот тип миропонимания отличает:

- принципиальное удвоение мира, его разделение на два мира: мир природный, естественный и мир божественный, потусторонний. Эти два мира тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга;

- наша реальность – не самостоятельна и не самодостаточна, она – результат или проекция другой, истинной реальности (Бога) и поэтому носит производный, тварный характер;

- эмоционально-ценностное восприятие мира и человека, на основе которого формулируются моральные нормы и принципы, исходящие от Абсолюта;

- поиск высших целей и смыслов;

- высокая степень абстрактности и необъяснимости фигуры бога;

- провиденциализм.

2. обыденная картина мира – это эклектичная форма миропонимания, присущая всем людям в их повседневной жизни. Она характеризуется:

- мир воспринимается как единый и единственный – в силу его непосредственной чувственной переживаемости;

- пространство этого мира человекоразмерно и антропоцентрично, оно строится вокруг человека и обживается им;

- повышенный уровень субъективизма и эмоциональности;

- упрощенно-схематичный и прагматичный подход к окружающему миру;

- человек, его жизнь воспринимаются как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть, а потому нет смысла копаться в отвлеченных и далеких от повседневных нужд вопросах, в делах давно минувших дней и в абстрактных проблемах;

- значительное влияние стереотипов и установок на сознание и поведение людей;

- ограниченность познавательных возможностей человека, невысокий уровень развития культуры и навыков мышления.

Комментируя данный вопрос, следует отметить. В повседневной жизни человек вполне понимает свою временность, конечность существования, но эмоционально стремится жить так, как будто смерти нет (парадокс).

3. научная картина мира – это рациональное, систематизированное и обоснованное, эмпирически проверенное и логически достоверное представление о мире на основе принципа презумпции естественности. Данный тип мировоззрения ориентирован на объективность и доказательность, логическую упорядоченность знания и на экспериментальную проверку любых положений и мнений. Научное мировосприятие отличается точностью и обобщенно-понятийным характером, специальным категориально-понятийным аппаратом.

Здесь целесообразно установить связь с предыдущим вопросом. Картины мира очень разнообразны, однако все они строятся вокруг отношения «человек – мир». На этом различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской. Все объективистские концепции отдают приоритет миру, полагая при этом, что он так или иначе объективен, т.е. не зависит в своем существовании и свойствах от субъекта, от его желаний и человеческого способа видения (Г. Гегель и К. Маркс). А субъективизм фактически заменяет общий для всех живущих субъектов мир на множество «мирков». Я – сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «я», потому вообще трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я» и миром размываются при доминировании личностного начала (Ж.П. Сартр).

Все огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Ведь важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире – от нас, а что – от самого мира? Что зависит от человека и что не зависит?

Чтобы не впадать в крайности, следует сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь, – это сплав субъективного и объективного. И эта сложная диалектика каждый раз рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему человека и мира на понятийном языке и ничего не берут просто на веру.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, чтобы сложилось целостное и системное представление о картине мира и о проблеме «человек – мир».





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 764 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...