Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 20



1. Отношение "сердца" к коррелятивным понятиям "души", "духа" и "ума".

По верному замечанию Б. П. Вышеславцева, сердце «есть тайный центр человека; оно "безмолвствует", апофатически утверждает свою глубину, в нём сокрыта нетленная красота духа...»[cccvii]. Сердце — это «сокровенный центр нашей личности»[cccviii], в котором совершается наше общение и соединение с Богом. «Сердце — это место, где происходит развитие всей духовной жизни, где действует нетварная энергия Божия»1 4. Оно является средоточием всех наших религиозных переживаний. Поэтому очень важно для достижения целостного духовного устроения личности иметь отчётливое представление об отношении "сердца" к коррелятивным понятиям души", "духа" и "ума".

За отправную точку в нашем сопоставлении выше обозначенных понятий необходимо избрать термин "душа", который является ключевым в библейской антропологии. По учению святых отцов, душа — цельная многосильная разумная и живая сущность. Она понимается как субъект личной жизни человека, как единое начало άρχή, корень и основание всех его духовных сил и способностей.

Дух — «самая высшая способность души» [cccix] ; высшая сила нашей духовной деятельности*76.

Сердце же — «единый экзистенциально-энергийный центр человеческого существа, фокус (условно мыслимый в месте сердца), где сходятся все его энергии — силы, стремления, чувства, помыслы; все движения ума и души»*77. «Специальная деятельность духа [также] происходит по преимуществу в сердце, так что иногда именно сердцу приписывается то, что в последней инстанции принадлежит собственно духу.... И действительно, сердце в некоторых местах Св. Писания признаётся средоточием деятельности духа и отсюда — божественным принципом жизни»[cccx].

Положение духа и ума в душе определяется следующим образом. «Если "дух" есть первоначальный источник и последнее основание высшей, религиозно-нравственной жизни, то "ум" есть область теоретического и нравственно-практического познания, способность сознания заложенных в душе религиозных и нравственных принципов»[cccxi]. Нужно также отметить, что у святых отцов πνεύμα и νοΰς часто отождествляются и употребляются как взаимозаменяемые.

В заключение приведём слова известного современного мыслителя С. С. Хоружего, который, уже с учетом последних достижений исихастского богословия, как нам кажется, наилучшим образом разъясняет смысл и значение понятий νοΰς и καρδία в православной аскетике. Он пишет: «Фундаментальная способность человека устремляться к Богу и входить в соединение с Ним, превосходя и преображая собственную природу, часто называется "умной" способностью, а сама деятельность стяжания благодати называется "умным деланием".

Однако термины "умное" и "ум" понимаются здесь, как мы уже замечали, отнюдь не в обычном значении одной из природных способностей человека, но снова, как в случае "сердца"[cccxii], в значении обобщённо-символическом.

«О "сердце" обыкновенно говорят в двух главных смыслах, телесном (физиологическом) и душевном (психологическом). В первом, эмпирическом смысле, сердце — центр кровеносной и дыхательной системы, узел телесной жизни человека; во втором, обобщённом и переносном, сердце — центр душевной жизни, средоточие, "седалище" всех чувств и эмоций. Аскетика развивает обобщение далее и понимает под "сердцем" единый экзистенциально-энергийный центр человеческого существа, фокус (условно мыслимый в месте сердца), где сходятся все его энергии — силы, стремления, чувства, помыслы; все движения ума и души. При этом отнюдь не предполагается, что такая собранность всех энергий всегда налицо. Напротив, в обычном существовании человека, она лишь возможность, а не действительность, задание, а не данность. Человек должен сам, своею волею и усилием, собрать всего себя в "сердце" — или точнее, пожалуй, он должен создать в себе "сердце". Именно в этом заключается его задача. Его очередная работа»

Очень ясно об этом говорит сам Григорий Палама: "Мы называем эту способность (способность к соединению с Богом) умной, хотя в действительности она превыше ума" (1,3,33). Если "сердце" в словоупотреблении православной аскетики обозначает способность человека собирать всего себя в единый внутренний центр, то "ум" в этом случае обозначает способность человека превосходить себя, входить в соединение с благодатью и облекаться в Божественное бытие. Или так ещё: "сердце" — способность человека быть цельностью; "ум" — способность человека быть цельностью, стремящейся к Богу и соединяющейся с Ним. Когда "сердце" собирает всего человека в единое целое, "ум" это целое устремляет к Богу и в синергии с Ним претворяет в новую высшую природу. И обожение, включающее в себя и "работу сердца", и "работу ума", представляется наконец во всём своём полном виде как двуединый процесс само-собирания и благодатного само-превосхождения человека»[cccxiii].

Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела.

Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих. Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом". Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.

Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.

Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. "Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно". Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

2. Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма.

Будда — это имя, которое было дано жившему в Индии около двух с половиной тысяч лет назад учителю Сиддхартхе Гаутаме (Сиддхаттхе Готаме) ею последователями. В различной литературе (Священных книгах буддизма, фольклоре, художественных произведениях) его называют разными именами: Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни, Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван и другими. Сиддхартха— личное имя (что значит "выполнивший свое назначение"), Гаутама— имя рода, Шакьямуни — "мудрец из рода шакья", Будда[cccxiv]* — "просветленный", Татхагата — "так приходящий и так уходящий", Джина — "победитель", Бхагаван — "торжествующий". Самое распространенное из них имя — эпитет Будда, который дал название и самой религии.

Согласно официальному буддийскому летоисчислению, Гаутама родился в 623г. и умер в 544 г. до н.э., но большинство исследователей считают датой его рождения 564 г., а смерти — 483 г. до н.э., иногда округляя их до 560 и 480»[cccxv]. Во всех биографиях реальная и мифическая жизнь Гаутамы Будды тесно переплетены друг с другом. Согласно буддийским легендам в течении многих кальп[cccxvi] Будда перерождался на земле в виде различных живых существ, он был «83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.д. Всего таких перерождений было 550»[cccxvii].

В последний раз Сиддхартха родился в весьма высокородной семье — он был сыном правителя племени (или народа) шакья в северо-восточной Индии (ныне Непал) царя Шуддходаны и царицы Майя (иногда ее называют Махамайя — то есть великая Майя). По буддийским преданиям царице приснился вещий сон, будто бы белый слон входит в ее лоно. Толкователи снов предсказали ей, что родит она великого сына, который будет обладателем 32 необыкновенных телесных признаков и станет либо великим правителем, либо великим учителем — садху (святым, отрекающимся от земного мира). Неудивительно, что еще с младенчества Сиддхартху готовили к тому, чтобы он стал правителем и унаследовал власть и привилегии отца. Царь Шуддходана на протяжении всего детства и юности сына заботился о том, чтобы Гаутама все же предпочел стать правителем, а не садху, и организовывал жизнь последнего соответствующим образом. Юный Сиддхартха рос в окружении красивых вещей, не зная бед и печали, ведь его никогда не выпускали за пределы дворца.

В возрасте 16 или 19 лет Гаутама женился на своей двоюродной сестре принцессе Яшодхаре, которая родила ему сына Рахула. Приятная во всех отношениях жизнь Сиддхартхи, непременное исполнение его желаний, а кроме этого обязанности мужа и отца должны были подготовить, как казалось царю, молодого принца к наследованию трона. Однако надежды царя Шуддходаны были разбиты в результате четырех встреч, которые выступили как четыре знамения и привели к резкому повороту в жизни царственного сына.

Буддийская традиция повествует об этом так. Сиддхартхе наскучила уединенная жизнь во дворце, и однажды он попросил своего возницу вывести его за пределы царской резиденции. В первый раз, когда принц отважился выбраться за пределы дворца, он увидел пожилого человека и спросил возницу, почему же старик такой согбенный и худой. Гаутама был совершенно поражен полученным ответом — оказывается, таков удел всех людей, в том числе и его самого...

Второе знамение было ему, когда он снова вышел за пределы дворца и столкнулся с больным человеком. Сиддхартха был потрясен тем, что болезням подвержены даже самые крепкие и здоровые люди, а самое страшное то, что никто не знает способа их предупреждения.

Третьим знамением была встреча с похоронной процессией. Согласно индийским традициям, покойника не прятали от глаз людей, а несли открытым на носилках для сожжения, которое чаще всего происходило на пристани у реки. Все это натолкнуло принца на невеселые размышления. Ведь никто не хочет стареть, никто не хочет болеть, но, тем не менее, ни один человек не в силах уберечь себя от этого. А результатом всей жизни является неизбежная смерть. Человеческое существование показалось Гаутаме совершенно бессмысленным. Он подумал, что «жизнь — нелепость, если нужно примириться с мыслью, что люди ничего не могут сделать, чтобы изменить данное положение вещей, какого бы знания и какой бы изощренности в средствах они не достигали.

Для Сиддхартхи, возможно, самым поразительным открытием во время его вылазок во внешний мир было смирение людей, принимавших все как свой удел, как нечто естественное»[cccxviii]. Нельзя сказать, что юного царевича так сильно испугало то, что он когда-нибудь умрет. «Он испугался того, что так ему надо будет умирать вновь и вновь. Во дворце его уже знакомили с основами индийских религий. Он знал о множественности жизней и о том, что каждая из них заканчивается старостью, болезнью, агонией и смертью. Но вот он наконец своими глазами увидел то, через что каждому человеку приходится проходить бесконечно многократно»[cccxix].

Четвертая встреча, четвертое знамение, побудило Гаутаму к поиску пути изменения существующего положения вещей. На этот раз он увидел садху, который ходил по улицам с миской для подаяний. Садху воспринимался всеми, как нищий, то есть человек, оставивший стремление к материальному благополучию и считающий, что «загадка человеческого существования и предназначения не может быть решена просто за счет стремления исполнить свой долг перед обществом»[cccxx]. Эта встреча с монахом подсказывает Гаутаме путь, которым он должен будет пойти. Мы не знаем каким образом Сиддхартха сделал свой окончательный выбор, можно лишь утверждать, что он его действительно сделал — иначе бы просто не было бы буддизма. Гаутама сам говорил, что причиной его выбора был страх «перед рождением, болезнью, старостью и смертью. Родиться в мир и непрерывно изменяться, чтобы испытать последнюю разлуку в смерти, чтобы умирать и снова возрождатьсй! Нет! если Смерть — над Временем владыка, — прочь Смерть! тогда и времени уже не будет!»[cccxxi].

Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха сказал «Прости!» своей спящей жене и сыну и отправился на границу царства Сакья. Он снял свою одежду, отрезал длинные волосы и бороду и пошел как странствующий бродяга. Это событие воспринимается в буддизме как продвижение Сиддхартхи вперед. После того как Гаутама покинул дом и семью, перед ним вновь встала проблема выбора — каким путем идти далее? «Первой среди открывшихся возможностей была йога. Ограничивая свои физические потребности, обращаясь к голоданию, йоги стремились осознать свою духовную цель»[cccxxii].

Сиддхартха в течении шести лет занимался умерщвлением своей плоти. Он сильно ограничивал себя в пище и сне, не мылся и ходил нагим. За это время его авторитет возрос и у него появились ученики. Тем не менее в конечном результате Сиддхартха пришел к выводу, что подобная практика нисколько не приближает человека к истине. Он снова стал принимать пищу и, конечно же, остался без учеников. Некоторое время Гаутама продолжал свои скитания, находил новых учителей, но все равно их методы казались ему безуспешными. И вот однажды, усевшись около реки Наиранджаны под сенью большого дерева джамбу, позднее получившего название бодхи (т.е. дерево просветления), Сиддхартха принял решение, что он не встанет с этого места, пока на него не снизойдет просветление, пусть даже плоть его увянет и кровь высохнет. В ночь полнолуния в месяц весак (май) Будда сконцентрировал свое сознание на утренней звезде в тот момент, когда она подымалась, и вот тогда и наступило его, как говорят буддисты, полное просветление. Они считают, что в этот самый момент Сиддхартха и стал Буддой, ибо он уничтожил неведение и с кристальной ясностью увидел все вещи такими, какими они являются на самом деле. Будда, якобы, узнал путь, каким можно избавиться от перерождений и смерти[cccxxiii].

Сейчас там располагается целый храмовый комплекс— Бодх-Гай, находящийся в 9 км. от города Гая, на юге штата Бихар. Внутри небольшого дворика растет баньян, считающийся прямым наследником того дерева, под которым Гаутама прозрел. Под тенью дерева — "алмазный трон" — плита из полированного песчаника на месте просветления Будды, каменное изваяние которого находится над плитой в нише стены. А стена эта является западной стороной грандиозного Храма прозрения (вокруг которого стоят другие храмы, ступы, лестницы и т.д.) — одного из важнейших мест паломничества буддистов в Индии.

В своей первой проповеди, которую он произнес перед пятью биккху (монахами) около Бенареса, (т. н. Бенареской проповеди), он изложил четыре благородные истины (санскр. — арья- сатья, пали — арья-сачча). Это самая важная часть учения Будды, которая в принципе сводится к единственному понятию существования дуккхи (страдания, неудовлетворенности), что и является первой истиной, вторая истина (самудая) говорит о том, что дуккха имеет причину, третья истина (ниродха) — дуккху можно прекратить, и, наконец, четвертая истина (магга) говорит о том, что имеется путь к прекращению дуккхи (это т.н. срединный или восьмеричный путь).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...