Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 7. Применительно к антропологии концепция целенаправленного (телеологического) развития требует дополнительных разъяснений



1. Концепция целенаправленного (телеологического) развития всего сущего применительно к христианской антропологии.

Применительно к антропологии концепция целенаправленного (телеологического) развития требует дополнительных разъяснений. В своих "Главах о богословии и о Домостроительстве воплощения Сына Божия" преподобный Максим Исповедник пишет: «Начало, середина и конец суть отличительные признаки [существ], разделённых временем. Можно с полным основанием сказать, что они суть отличительные признаки [всего], обозреваемого в веке сем»[xlvi].

Таким образом, для человека начало (άρχή. — это его возникновение (γί*κσις), "переход" из небытия в бытие; середина (μεσάτης) — возрастание физическое и духовное, жизнь и движение {κίνησ>4)\ конец {τέλος) — это естественный предел в раскрытии всех его природных потенций, некое состояние завершённости и покоя (στάσις). Смерть, как конец и завершение земной жизни, к выше обозначенной онтологической триаде не имеет прямого отношения. Она (смерть) упраздняется воскресением[xlvii].

Более подробно об онтологической триаде γένεσις, κίνησις, στάαις см.: Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., ПСТБИ, 2000. Сс. 148-149. «Γάχσις— первоначальное создание человека по образу Божию и по подобию. По силе этого создания человек был первоначально свободен от греха и тления; плоть его была бесстрастной, чуждой физических потребностей, болезней и всякой борьбы стихий; самбе размножение человека предполагалось особым духовным образом, а не путём брака. Грехопадением введено было γίννησις, рождение по подобию животных. С рождением связывался уже грех, и именно в греховной сласти удовольствия, предшествующей рождению. Вместе с осуждением человека на скотское рождение совершилось и преобразование состава его плотского естества по образу грубой и дебелой плоти животных, в силу чего тело его стало подвержено разным телесным потребностям, разным лишениям, немощам, словом — "безукоризненным, или естественным страстям". Всё это было для человека медленным тлением естества, которое, в конце концов, завершалось смертью. Ясно как велико различие между γί^σις и γέννηοις. Первое обнимает собою всё естественное в человеке, всё хорошее и прекрасное, что было делом рук Божиих, второе же является синонимом первородного греха во всех его дурных последствиях. То и другое появилось в первом Адаме. То же обнаружилось и в Новом Адаме — Христе, но только так, что Господь имел безгрешность, свойственную первому Адаму, без его, однако, нетления, и имел тление, какому подпал Адам с осуждением на "рождение", без его, однако греха; ибо греховная сласть не предшествовала Его безмужному рождению» (Епифанович С. Л. Комментарии // Максим Исповедник, преп. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию М.: Мартис, 1993. С. 195). После грехопадения к триаде возникновение, движение, покой добавляется ещё одна: рождение, тление, смерть (νένιησις, φθορά, θάνατος).

Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни // Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов / Составление, общая редакция, предисловие и примечания

Итак, человек существо "лучевидное". Подобно лучу света он имеет начало своего бытия, но также как и луч устремляется в бесконечность. Вместе с тем, человек в развитии всех своих природных потенций стремится достичь определенного предела, покоя и завершённости. Однако такой покой всегда будет ограниченным и несовершенным. Ведь человеческий дух (ум), природа которого является «всегда подвижной»[xlviii], не может в себе самом или в чём-либо тварном найти совершенный покой. Останавливая своё внимание на сотворённых сущностях, ум (дух) скорее ограничивает или же извращает своё природное движение. Поэтому только в Боге человеческий дух достигает состояния вечного покоя или обожения и одновременно осуществляет своё естественное стремление к неограниченному движению и бесконечному развитию. В обожении все «естественные энергии твари, будучи полностью осуществленными, прекращаются; это, однако, не смерть, но жизнь в Боге жизнью Самого Бога, а потому это вечно подвижный покой (del κινητός στάσις)» [xlix] или вечно покоящееся движение.

«Таким образом, хотя ум имеет начало, потому что он сотворённый, однако природной для него есть неограниченная и бесконечная активность. Ведь где ум может, осознав, что уже получил всё возможное знание, остановить свою деятельность? Ум имеет бесконечную потенцию для своего собственного развития. Осуществление этой потенции является естественной для ума, и какое-либо ограничение активности ума ведёт к его искажению. Каллист Катафигиот пишет, что "движение конечное или ограниченное противно будет собственному назначению ума и сущности его природы.... Следовательно, приснодвижность ума требует действительно чего-то бесконечного и неограниченного, к чему бы она [приснодвижность] направлялась разумно и сообразно своей природе".... Лишь познавая Бога, ум может иметь бесконечную и простую энергию, которая соответствует его простой сущности. Поэтому Каллист Катафигиот делает следующий вывод: "В направлении к единому действительно бесконечному, то есть к Богу, и должен ум устремляться, взирать и двигаться: ибо это действительно прирождено ему". Только в синергии с бесконечными энергиями Того, Кто неограниченный по своей сущности и энергиям, возможно осуществить естественное стремление ума к неограниченному движению и бесконечному развитию» (Чорноморець Ю. П. Антропологія східної патристики. К., 2001 [на правах рукопису]. Сс. 95-97).

«... Она [Премудрость], согласно Речениям, создательница всего, постоянно всем управляющая, и причина несокрушимого соответствия и порядка,... прекрасно творящая из всего единую симфонию и гармонию» (Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., «Глаголь», 1994. С. 247).

Следует отметить, что триада начало (άρχή), середина (μΐσότης) и конец (τέλος) не может быть использована для описания божественного бытия каким оно есть само по себе, так как Божество по своей сущности неописуемо. Но если мы и называем Бога Началом, то только потому, что Он по отношению к миру проявляет Себя как его Творец, а также есть его единственная Причина. Если же Бога мы именуем Серединой, то это означает, что мир сохраняет своё бытие только благодаря постоянному попечению Божию о нём. Также благодаря Творцу развитие мира не становится беспорядочным и хаотичным, а остаётся гармоничным и упорядоченным[l]. И, наконец, мы называем Его Целью и последним Пределом всего. «Бог есть Начало, Середина и Конец сущих, — пишет преподобный Максим Исповедник, — так как Он является действующим, а не претерпевающим. Он также есть и всё то, чем именуем Его мы. Ибо Бог есть Начало как Творец, Он — Середина как Промыслитель и Конец как Описание. Ибо [Апостол] говорит: Всё из Него, Им и к Нему (Рим. 11:36)»

2. Второй столп ислама — молитва (салят).

Второй столп ислама — молитва (салят). Салят (ас-салат; перс, намаз) — это пятикратная каноническая молитва, второе из пяти обязательных предписаний ислама. Порядок молений Кораном ясно не предписан, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, некоторые движения, молитвенные формулы (состоят из аятов Корана). Считается, что весь порядок моления сложился как подражание молитвенным позам Мухаммеда и закреплен памятью первых мусульман (хотя его единообразие вырабатывалось практически в течении более чем полутораста лет, окончательно зафиксировано Мухаммадом аш-Шайбани, ум. в 805 г.). Основой салята является ракат— цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке. Пять промежутков времени, в которые следует совершать поклонение соответствуют пяти частям суток и распределению различных видов человеческой деятельности: рассвет, полдень, послеполуденное время, конец дня и ночь. Кстати, выбранное для молитв время никогда не совпадает с восходом солнца, полуднем и заходом солнца, чтобы избежать всяческих ассоциаций. В это время мусульманам молиться запрещено.

Обязательные условия для совершения молитвы:

1. Ритуальная чистота — если человек находится в состоянии осквернения, необходимо ритуальное омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения).

2. Чистое место — необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы.

3. Кибла[li] — человек должен стоят лицом по направлению к Каабе.

Кибла — направление в сторону Каабы. В мусульманской религиозной практике верующие должны быть направлены лицом в этом направлении во время молитвы.

Следует отметить, что мусульмане не поклоняются Каабе или её содержимому; Кааба — просто точка фокусировки для молящегося. Кибла проходит по кратчайшему расстоянию до Каабы. Поскольку Земля практически сферическая, это расстояние будет частью большой окружности, такой, какую проделывает летящий самолёт. Координаты Каабы (21°25'24" С. ш., 39°49'24" в. д.) в сочетании с геометрией позволяют определить точную киблу для любой точки на поверхности Земли.

4. Намерение — у человека должно быть намерение совершить молитву.

5. Изар — концы одежды не должны свисать ниже щиколоток.

6. Одежда — человек должен быть одет в чистую одежду, которая соответствует шариату.

7. Трезвость. (Достоверные хадисы указывают на то, что молитва человека, употребившего харам (недозволенное), включая алкоголь, не принимается в течение 40 дней после употребления оного. Но это не освобождает человека от совершения молитвы).

На первый взгляд кажется, что различие между молитвой христианина и мусульманина только во внешней форме, но при более глубоком ознакомлении с сутью исламской молитвы мы видим насколько велика разница между ними. По сути дела, слово "поклонение" гораздо более точно передает значение слова "салят", чем слово "молитва". Цель салята в том, чтобы не дать мусульманину забыть, что он принадлежит не себе и даже не своим близким, а Богу, и что он — Его раб, покорный Его приказу. Помимо этого мусульманин всем своим существом выражает перед Богом свое подчинение, смирение и восхищение посредством принятия различных поз. Мусульмане утверждают, что самодисциплина, необходимая для регулярного соблюдения салята, совершение предшествующих омовений, совершение молитвы ранним утром, когда так хочется спать, во время напряженного дня, когда человек занят работой, ночью, когда человек устал и хочет отдохнуть — укрепляет зависимость человека от своего создателя и его положения как раба Бога. Таким образом, салят это не молитва в христианском понимании этого слова, не беседа души с Богом, не богообщение, а лишь выражение своей рабской и только рабской покорности. «Каждый, кто только есть на небесах и на земле, приходит к милостивому не иначе, как рабом» (К.,19.94). Стоит ли удивляться, если в другом месте мы встретим образ истинно верующего: «...на лицах у них знаки — следы коленопреклонений» (К.,48.29)...

Благоговейное почитание Бога — черта, присущая любой религии, но в данном случае она как-то уж чересчур нарочито выдвигается на передний план. «Приметой истинно верующего Мухаммад предлагает считать "следы от челобития" на его лбу! Коранический образ Аллаха, взирающего на распростертых во прахе рабов Божиих, живо напоминает восточного деспота, одного из тех могущественных и тщеславных султанов, которых во множестве породил именно мир ислама. Одинокий владыка с высоты трона видит только спины подданных, распростертых в пыли, — перед ним нет никакого "ты", нет равноправного собеседника. Не жалок ли Он, невзирая на все свое внешнее великолепие»[lii]. Однако, Аллах не разрешает удлинять молитву во время работы. Аллах «хотя и очень радуется, когда человек пытается приблизиться к Нему добровольным совершением дополнительных молитв, совсем не желает, чтобы ты лишал себя ночного сна и дневного отдыха, чтобы тратил время, когда добываешь средства для существования, на дополнительные молитвы, или отказываешься для молитвы от всех земных дел, невзирая на обязанности по отношению к рабам Аллаха»[liii]. И тут уместно было бы привести один хадис Мухаммеда: «Час, затраченный на приобретение полезных знаний, Аллаху угодней, чем целая ночь, проведенная в молитве»[liv].

Сейчас появились и дополнительные трактовки молитвы. Молитва, заверяет, например, Исмаил Фаруки, «приучает мусульман ценить время, приучает к распорядку и дисциплине, к умению идти в ногу сомкнутыми рядами, вдохновляя на достойную жизнь»[lv]. Кроме этого молитва несет и социальную функцию. Упор делается на доказательство гражданского равноправия правоверных, ибо в молитве все равны. В общем, мусульмане видят в молитве все что угодно, кроме... главного.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...