Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 4. 1. Богословское содержание выражения έξ ούκ όντων



1. Богословское содержание выражения έξ ούκ όντων.

Мир не вечен, он приведён Богом в бытие из абсолютного небытия {έξ ούκ όντων). В этом заключается основная интуиция христианской космологии. На библейском выражении "из ничего" как бы зиждется вся система христианской метафизики, главная задача которой показать, что является идеальной основой тварного мира, благодаря которой из небытия возникает и развёртывается всё бытие и движется к своей конечной цели.

Известно, что латинскому выражению ex nihilo и русскому — "из ничего" соответствует греческое ϊξ ούκ όντων (буквально— "из не сущих"). Отрицательная частица ούκ, соединённая с понятием бытия, даёт термин ούκόν, который является адекватным обозначением абсолютного "небытия". "Небытие", по замечанию отца Сергия Булгакова, «вовсе не есть как бы океан, обтекающий бытие... В себе оно просто не существует, есть некая метафизическая дыра, бездонная пропасть, в которой нет никакого содержания... Абсолютизировать "ничто", ставить его рядом с Богом, как параллельное и независимое от Него, и, следовательно, даже для Него извне данное, ограничивающее Его начало, есть абсурд, поскольку этим допущением упраздняется абсолютность бытия Божия. Этим вносится своего рода дуализм, поставляющий это "ничто" наряду с Богом». И если мы всё же мыслим и говорим о нём, то это можно понять только как «отрицательный мыслительный жест [решительный отказ "небытию" в существовании]... как условный рефлекс мышления»[xxvi].

Переход твари от полного небытия к бытию непостижим для человеческой мысли. Христианское учение о творении мира "из ничего" — истина не научного и даже не философского порядка. Это истина богооткровенная, которая является одним из важнейших положений христианской веры. Ничего подобного мы не встречаем в других религиях или философских системах. Даже в античной философии отсутствует идея творения в абсолютном смысле этого слова. Согласно Платону существует некий Демиург— бог-ремесленник, мастер "космоса", устроитель вселенной, который из вечно существующей материи создаёт различные субстанции. Само вещество или материя представляет собою хаотическую, "от века существующую", неопределённую сферу, «которая может приобретать всевозможные формы и всевозможные качества»

Платон в своих метафизических построениях использовал выражение μη όν. У него под этим выражением разумелась «бескачественная и безвидная материя, ещё не получившая определённого бытия»[xxvii]. В отличие от другого греческого термина ούκόν, указывающего на самое радикальное отрицание существования, термин μήόν более неопределённый и допускает различное толкование. На русский язык частица μή по смыслу должна переводиться как "ещё не", или "пока не", или "уже не". Поэтому платоновский термин "меон" допустимо истолковать как то, что может получить определённое бытие, но только при соединении с конкретной идеей.

Вообще Платон полагал, что реальным, подлинным бытием обладает лишь мир идей; бытие же чувственно- материального мира не является истинным — это кажущееся, мнимое бытие, своего рода "небытие" (некий "меон"). Отсюда он сделал вывод, что источником зла для человека является мир вещественный, а значит и само его тело, которое отвлекает человека от созерцания вечных идей. Следуя пифагорийскому штампу σώμα σήμα, Платон называл тело могилой, тюрьмой для души. Традицию платонизма наглядно представляет пример из жизнеописания Плотина, составленного его учеником Порфирием: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд оттого, что жил в телесном облике»

В отличие от платонизма христианство признаёт реальность созданной Богом материи и отвергает гностический взгляд на человеческое тело и на материальный мир в целом как на источник зла.

2. Третий столп ислама — обязательная милостыня (закят).

Третий столп ислама — обязательная милостыня (закят). Один раз в году состоятельный мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется в зависимости от вида имущества и объема его доходов. На различные виды имущества существует различная доля. Что касается денежных доходов, то с них выплачивается закят в размере 2,5 %.

«Подобное подаяние совершенно не похоже на ту помощь, которую средства массовой информации призывают оказать жертвам трагических катастроф. Закят[xxviii] — это регулярное священное подаяние, в основе которого лежит отнюдь не чувство симпатии и сострадания»[xxix].

В теме закята важно знать и разделять два понятия: «закят» и «садака». Закят— это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. Садака— это добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию.

Мусульмане считают, что все во Вселенной, включая и то, что люди обыкновенно полагают своей собственностью, принадлежит Аллаху. Если вся наша собственность доверена нам в долг Богом, то все пожертвования наши во имя Божия, возвращаются своему истинному Владельцу. Закят— это выделение части имущества нуждающимся. Нужно выделять закят за: верблюдов, коров, коз (овец), финики, изюм, зерновые культуры, золото, серебро, рудник и клад этих металлов, имущество от торговли в месяц Рамадан. Первый нисаб (установленный минимум имущества подлежащего закяту): верблюдов — пять, коров — тридцать, коз или овец — сорок. При меньшем количестве и наличии этих животных у хозяина меньше года, закят не выдается. Он выдается при условии, что стадо пасется хозяином или его пастухом, на пастбище никому не принадлежащем, и скот не рабочий. За животное, которое работает в поле (на нем ездят или пашут) — закят не выдается. За пять верблюдов нужно выдать одну овцу; за сорок овец — одного барана или двухгодичного козла; за тридцать коров — годовалого бычка. Первый нисаб фиников, изюма и зерновых культур — пять виск или 1200 пригоршней среднего человека по эталону пророка Мухаммеда, который находится в Хиджазе. Десятая часть урожая выдается, если он получен без искусственного полива и двадцатая часть, если с искусственным. Иными словами, закят является чем-то вроде подоходного налога.

Закят выдается мусульманам находящимся в данной местности и принадлежащим к восьми категориям, среди которых:

• Факыр — нищий, не имеющий даже половину того, что ему необходимо для существования.

• Мискин — нуждающийся, имеющий более половины того, что необходимо для жизни.

• Сборщики закята, назначенные правителем, но не получающие зарплаты за эту работу.

• Аль-муалляфэту-кулюбуИум — недавно принявшие ислам и не находившиеся в тесном контакте с мусульманами (или уважаемые в своем народе. Им дается закят, даже если они богатые, для того, чтобы подобные люди принимали ислам).

• Рабы, подписавшие договор со своими хозяевами о выкупе себя из рабства.

• Должники, не имеющие возможности расплатиться.

• Фи сабилилляїі — добровольцы, сражающиеся за ислам.

• Ибнис-сабиль — путешественник, не имеющий возможности вернуться домой или добраться туда куда следовал.

Не засчитывается выдача закята кому-либо, кроме перечисленных выше людей.

Садака и закят изначально были единым понятием. Это подтверждается и тем, что правом пользоваться средствами из садаки имели те же категории лиц, которые имели право и на средства заката. И в хадисах и литературе по фикху термином садака обозначался закят. Чтобы отличить садаку, как добровольное даяние от обязательного взноса, к ней прилагается определение: садака ат-татавву — добровольная садака. Раздача ее вменяется всякому, кто, опять же, имеет для этого возможность. И это действие относится к разряду мандуб, то есть рекомендуемое.

Кстати, в фикхе[xxx], мандуб— это «действия и поступки, не являющиеся предписанными или обязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими. ФИКХ (с араб. — глубокое понимание, знание) — в мусульманском праве означает прежде всего систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин "фикх" употребляется также в значении самих норм (фикх— право), регулирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины. В той мере, в которой нормы фикх-права осуществлялись на практике, они становились позитивным правом. В большинстве современных исламских стран Ф. продолжает играть роль источника права. Это — все проявления щедрости, милосердия, благочестия, религиозного усердия и т.п. как-то: раздача милостыни сверх установленной, пожертвования, прощение долгов..., сдерживание гнева, посещение больных и умирающих...»[xxxi].

Обосновывая закят, мусульмане в частности говорят о том, что ислам выступает против идеи накопительства. Все земные товары, включая деньги, должны постоянно находиться в обращении, в движении. Если кто-то замыслит скопить что-нибудь, вряд ли это одобрят исламские обычаи, ибо накопительство считается своекорыстным поступком, ведущим к неправильному употреблению этого товара и препятствующим другим людям верно распорядиться им. Рукайя Максуд говорит, что этот налог помогает мусульманам преодолеть жадность, а получающему помощь — побороть свою ревность, зависть и ненависть. Но, почему-то, нигде в разговоре о милостыне мы не встретим слова любовь.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...