Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 6. 1. Основные онтологические триады. 'Αρχή, μεσάτης



1. Основные онтологические триады. 'Αρχή, μεσάτης, τέλος.

Последовательно развивая учение о творении «из ничего» христианская мысль всегда утверждала, что всё существующее, весь тварный мир имеет начало (dpzi) своего бытия. Вместе с тем, возникновение мира, сам переход из небытия в бытие — уже есть некое движение (κίμησις) и изменение. Поэтому в силу самого происхождения тварь всегда будет по существу своему изменяема, подвержена переходу из одного состояния в другое. Такой природный динамизм твари является необходимым свойством всякой сотворенной сущности, как чувственной, так и умопостигаемой16. Возможность движения и развития заложена «в тварные сущности Самим Богом в акте сотворения, и подлинным источником движения мира является исключительно Творец. Бог не только творит мир подвижным, но и разнообразно управляет всем его движением. По этой причине Он также называется Промыслителем {Προμοητης). Бог определяет направление и характер, так сказать, "программу"» движения, которое уже поэтому не является беспорядочным или хаотическим. Поскольку Бог есть Существо свободное и личностное, движение мира лишается характера как слепой механистичности, так и иррациональности»[xxxvii].

Примечательно то, что современная наука принимает за аксиому всеобщий закон движения и изменения, но ни даёт ему при этом никакого объяснения. Согласно же христианскому учению причиной возникновения, становления и развития мира является Сам Бог, Который сотворил его именно движущимся. Конечная же цель движения мира — это актуализация (раскрытие) всех потенций, заложенных в него Творцом. Высшей же Целью бытия всего существующего является Сам Бог, Который сотворил этот мир и дал ему возможность «найти своё осуществление... в Его нетварных энергиях»[xxxviii]В естественнонаучных космологических моделях, как правило, отсутствует идея целенаправленного (телеологического) развития сущих. Христианское богословие в равной степени негативно оценивает, как идею бесконечной цикличности мироздания, так и идею чисто линейного (не имеющего своей цели) развития вселенной.

Философская несостоятельность циклической модели со своим ярко выраженным, доведённым до полной абсурдности фатализмом, хорошо показана в историософских и богословских статьях протоиерея Георгия Флоровского. По Флоровскому Космос в представлениях античных мыслителей о миробытии рассматривается как существо "вечное" и "бессмертное", но периодическое и подчинённое циклическому ритму». «Миром правит космический рок, фатум. Судьба человека определена и охвачена астрономической "необходимостью".... Происходит бесконечное, непрекращающееся повторение одного и того же; события вечно развиваются по неизменному шаблону. В этой концепции вечного возвращения, вечного движения по кругу— κυκλοφορία, άνακύκλοοις— нет места для "прогресса"»[xxxix]. «Получается, действительно, некое жуткое perpetuum mobile [вечное движение]— точно карикатура какая-то на воскресение... Индивидуальное существование здесь без остатка включено в космическую схему, человек отдан и оставлен во власти космических ритмов и звёздного течения... Страшна здесь и именно пугает безысходность, невозможность подлинной новизны, кошмар извечной определённости, эта замкнутость каждого существа, кто в чём рождён и как кто начал быть. Страшит именно это отсутствие действительной истории, отсутствие поступательных перспектив...»[xl].

Ещё более несостоятельной в богословско-философском отношении представляется модель чисто линейного развитая мира. Согласно этой сугубо материалистической концепции, мир, не имеющий ни начала своего существования, ни конца и ни цели своего развития, в своём движении устремляется в неизвестность, в никуда, в "дурную бесконечность".

В христианстве происходит полное переосмысление идеи линейного развития. Поступательную динамику твари оно условно изображает как вертикаль, как луч, устремляющийся к своему Создателю.

2. Пятый столп ислама — паломничество в Мекку (хадж).

Хадж (хаджж) — паломничество в Мекку к мечети аль-Харам[xli], рассматриваемое в исламе как пятый столп веры. Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зуль-хиджжа» («обладающий паломничеством»). Мечеть ал-Харам (Запретная мечеть) — главный мусульманский храм во внутреннем дворе которого находится Кааба. Расположен в Мекке. Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало, что осталось. В настоящее время мечеть Харам — это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Внутрь мечети ведут 4 ворот, кроме которых существует ещё 44 других входа. В здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причём эти помещения делятся на мужские и женские. Мечеть Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого вакиль аль-хадж, оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).

Корень «хаджжа», имеющее древнесемитское происхождение и означающее «обходить вокруг», приобрел в арабском языке значение «отправляться в паломничество».

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Аллаху. Во время хаджа паломники становятся «гостями Аллаха» в его доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Совершая хадж, паломники многократно повторяют молитву: «Здесь я служу Тебе, Господи! Здесь я служу Тебе! Нет Тебе равного! Одному Тебе поклонение, от Тебя все благое! Нет царства кроме Твоего царства, нет власти, кроме Твоей власти!».

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время «прощального паломничества» (хадж аль-вада), которое он совершил в 632 г.

Условия, при наличии которых совершение хаджа обязательно:

1. Совершеннолетие

2. Ясный ум

3. Свобода

4. Достаток, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома

5. Здоровье

6. Суметь обеспечить свою безопасность в пути;

Выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к 7-му дню месяца зуль-хиджжа).

Последовательность хаджа:

Облачение в ихрам [xlii] . Ихрам «посвящение» — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нем требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. В этом состоянии запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т. д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. После совершения полного омовения, женщины надевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним. Место, где паломники облачаются в одеяния ихрам, называется микат — оно находится в четырех километрах от Каабы. В наши дни многие паломники облачаются в эти одеяния заранее, перед самой посадкой в самолет.

Пройдя микат, мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента считается, что он вошел в состояние ихрама.

7-й день зуль-хиджа — первый обход вокруг Каабы[xliii]

Кааба— мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Запретной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы. Высота Каабы составляет 15 метров. Длина и ширина, соответственно, 10 и 12 метров. Углы располагаются по сторонам света и имеют название "йеменский" (южный), "иракский" (северный), "левантийский" (западный) и "каменный" (восточный), где вмонтирован чёрный камень. Кааба изготовлена из гранита и покрыта тканью, внутри имеется помещение.

2. Паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира и следуют к черному камню [xliv] : они целуют его или касаются рукой, а затем подносят руку к губам и глазам. Чёрный камень— мусульманская святыня, камень прощения, посланный Адаму и Еве Аллахом, вмонтированный в восточный угол КцЬбы на высоте 1,5 м и заключенный в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5 на 20 см. Чёрный камень был принесен ангелом Гавриилом из рая Адаму. По преданию, чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись грехами человеческими. Паломники стремятся поцеловать черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его. В 7-й день зуль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь, в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.

3. Сай — семикратный бег между холмами Сафа и Мрва.

4. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

5. Молитвенное стояние в долине Арафат — вукуф. На 9-й день совершается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат. Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь и совершают молитву, обращенную к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом.

6. 10-го зуль-хиджжа (на следующий день) паломник держит путь в долину Мина, где бросает семь камней, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.

В тот же день начинается Курбан-байрам[xlv].

Праздник жертвоприношения— исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж ~ январь) в память жертвоприношения пророка Авраама.

Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды; женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина.

7. «Прощальный» обход вокруг Каабы (таваф аль-вада). В течение трёх дней, с 11-го по 13-е зуль-хиджж, паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зуль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие поспе совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света, у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы посетить могилу Пророка и его ближайших сподвижников — праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление Пророка Мухаммеда, который говорил. «Тот, кто совершает хадж и не посещает меня — ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня — воздастся ответным приветствием».

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду, что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.

Трагедии во время хаджа:

— 1987— 400 человек погибли в ходе столкновений полиции с участниками демонстрации в поддержку Ирана.

— 1990 — 1 426 паломников погибли в пешеходном туннеле, ведущем из Мекки в город Мина

— 1994 — 270 погибли в давке.

— 1997 — 343 паломника погибли и около 1 500 ранены в результате пожара.

— 998 — 118 человек погибли в давке.

— 2001 — в давке погибли 35 человек.

— 2003 — 14 раздавлены.

— 2004 — 251 погибли в давке во время побиения Шайтана.

— 2006 — 362 погибли в давке во время побиения Шайтана.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...