Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 5. 1. Важность и значение термина ούκ δμ в общей системе христианского богословия



1. Важность и значение термина ούκ δμ в общей системе христианского богословия.

Употребление в христианской метафизике термина ούκ δν внесло в область теологии очень важные коррективы. Во-первых, было установлено чёткое разграничение двух видов бытия: тварного и нетварного, абсолютного и относительного, нетленного и тленного, бесконечного и ограниченного. Стало аксиомой утверждение, что между Богом и тварью существует бесконечное расстояние. По выражению преподобного Иоанна Дамаскина, «всё удалено от Бога и отстоит от Него не местом, но природой — ού τόπφ άλλα φύσα».

Во-вторых, разводились такие два понятия как природа и воля. Это означало, что творение есть деяние божественной воли и хотения. Другими словами, творение стало пониматься как свободное и ничем не обусловленное божественное деяние, которое существенно отличается от рождения. По мысли святителя Кирилла Александрийского, «творение совершается энергией, рождение же — природой; природа и энергия не одно и тоже». «То, что рождается,... естественно происходит из порождающей природы; то, что творится,... созидается вне, как нечто чуждое»[xxxii]. В триадологии для описания отношений между лицами Святой Троицы уже считалось недопустимым использовать термин "воля" или "энергия". Если Ориген ещё мог называть Сына рождённым от (из) воли Отца, то у Афанасия Великого проводится чёткая грань «между внутренним бытием Бога и Его творческим и промыслительным проявлением ad extra — в тварном мире». Рождение Сына — это действие естества, творение же, напротив, есть действие хотения и воли. Таким образом, благодаря концепции творения "из ничего" в христианстве было окончательно преодолено дуалистическое и пантеистическое влияние язычества во всех его явных и скрытых формах.

В-третьих, происхождение твари "от не сущих" определяет не только её иноприродность по отношению к Творцу, но её субстанциональность и в некотором смысле бытийную самостоятельность.

2. Пять столпов ислама. Шахада.

Согласно исламским законам у каждого человека есть четыре вида обязанностей. К ним относятся:

• обязанности перед Аллахом;

• обязанности перед самим собой;

• обязанности перед рабами Аллаха;

• обязанности перед тем, что принадлежит человеку в этом мире, чем он пользуется.

Мусульмане говорят, что к обязанностям человека перед Аллахом относится: вера в Него; полное

подчинение тому, что пришло от него; покорность, которая проявляется исполнением закона; а также поклонение Ему. Обязанность поклонения Аллаху включает в себя так называемые пять столпов ислама. Мусульмане говорят, что эта обязанность самая важная, а поэтому для ее исполнения человеку приходится жертвовать другими обязанностями. Например, когда человек, выполняя установления, совершает молитву или хранит пост, он жертвует многими обязанностями по отношению к самому себе: рано встает, совершает омовения холодной водой, не раз отказывается от многих важных дел днем и ночью, чтобы совершить салят, отказывается от еды и питья целый месяц, придерживаясь поста. Он дает преимущество любви к Аллаху, а не к деньгам, отдавая закят. «Однако Аллах очертил границы обязанностей перед ним, чтобы человек жертвовал другими обязанностями для исполнения долга перед Ним только в пределах необходимого»[xxxiii].

Многие, даже не особо осведомленные в религиоведении, люди, когда речь заходит об исламе, вспоминают, как неизменный атрибут его, так называемые «пять столпов ислама» (ибидат, ибада). Шейх Ахмед Тамим говорит, что: «мы много слышали про основные "пять столпов ислама", однако очень часто ислам трактуют примитивно, сводя его лишь к пяти столпам. Они не есть собственно ислам, ведь никто не считает, что фактически имеет дом, когда он вначале складывается из фундамента: еще необходимы потолок, стены, окна...»[xxxiv].

Итак, пять столпов ислама — это исповедание веры (шахада), молитва (намаз, салят, салат), милостыня (закят), пост (саум) и путешествие в Мекку (хадж). Шахада (аш-шахада, аш-шахадатан— «свидетельство», декларация веры) — первое и важнейшее положение пяти столпов исламской веры, которое выражается краткой формулой: «Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи»[xxxv] (Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха) [xxxvi]. Полная формула исповедания веры: «Ашхаду алля иляїіа илля — Аллах уа ашхаду ання Мухаммадан расуль Аллах — Свидетельствую, что нет божества кроме Бога, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога». В этой формуле содержатся два первых догмата ислама. Вообще же, шахада возникла как молитвенный и различительный возглас, которым первые мусульмане отличались от всех остальных людей, а в первую очередь от язычников-многобожников. Сейчас же это одна из главных молитвенных формул, которая постоянно повторяется во время молитв.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...