Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понимание темы имён Божиих в восточно-христианской святоотеческой традиции



«Понимание темы имён Божиих в восточно-христианской святоотеческой традиции может быть суммировано в следующих тезисах: 1. Лейтмотивом всей святоотеческой мысли является учение о неименуемости Божества (Иустин Каппадокийцы, Ареопагиг, Палама). Будучи непостижимым, Бог превыше всякого человеческого имени: все имена условны, когда применяются по отношению к Богу (Каппадокийцы, Ареопагит и др.). 2. В отличие от

Ветхого Завета, где имя Яхве воспринималось как собственное имя Бога, в святоотеческом богословии все имена Божии, в том числе и имя "Сущий", воспринимаются как относительные и не выражающие сущнос ι. Божию (Каппадокийцы, Ареопагит), хотя некоторыми авторами (Ефрем Сирин, Исаак Сирин) имя "Сущий воспринимается как наиболее значимое из имён Божиих. 3. В вопросе о природе имён некоторые авторы (Ориген, Евсевий) придерживаются представления о связи между именем и предметом, другие (Каппадокийцы) воспринимают имя как нечто внешнее, прибавленное к предмету, подчёркивая, что предметы не нуждаются в именах. Соответственно, первые усматривают магическую силу в самой внешней форме имени, в его буквах и слогах, вторые считают внешнюю форму лишь оболочкой, придавая основное значение внутреннему содержанию имени. Подавляющее большинство восточно-христианских писателей придерживаются второго мнения. 4. Все имена Божии указывают на действия-энергии Божии, а не на неименуемую сущность Божию, остающуюся за пределом всякого имени (Иустин, Каппадокийцы, Ареопагит, Палама). 5. Всякая энергия Божия может быть названа "Богом", "Божеством", а также любым другим именем Божиим (Палама). 6. Имена изобретены не Богом, а человеком (Григорий Нисский и др.). Даже когда Бог называет Себя тем или иным именем, Он заимствует его из человеческого языка (Григорий Нисский, Ефрем Сирин). 7. Имена Божии не совечны Богу и не являются онтологической принадлежностью Бога (Каппадокийцы). Было, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет никакого имени (Исаак Сирин). 8. Все имена Божии равны между собой и взаимозаменяемы (Каппадокийцы, Златоуст, Ареопагит). 9. Имена Божии суть таинственные "символы", возводящие ум человека к Богу (Ареопагит). 10. Имя Божие может быть названо "образом" Божиим — связующим звеном между человеком и Богом (Федор Студит). Оно является также связующим звеном между образом и первообразом (иконопочитатели). 11. В процессе восхождения ума к Богу имена Божия имеют вспомогательное значение; на вершинах богообщения ум человека соприкасается с Богом без помощи имён (Ареопагит). 12. В молитве имя Божие воспринимается как неотделимое от Самого Бога (Ориген). В поклонении имя Божие не отделяется от Бога: единое поклонение воздаётся Богу и имени Божию (иконопочитатели). 13. Все имена Божии являются достопоклоняемыми (Григорий Нисский). Всякое имя Божие свято и страшно, обладает чудотворной и спасительной силой, однако сущность Божия выше имени Божия (Златоуст). 14. Сила Божия присутствовала и в ветхозаветных предметах культа, потому что на них было начертано имя Божие (Исаак Сирин). Одой из причин действия Бога через иконы является то, что на них надписывается имя Божие (иконопочитатели). 15. Имя Божие, также как и крест, действует не своей собственной силой, но силой Божией, являющей себя через него (Златоуст)» (Иларион (Алфеее), еп. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т. 1. СПб.: Алетейя, 2002. С. 157-159).

2. Четвертый столп ислама— пост (саум).

Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней месяца рамадан держать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Время поста длится с восхода солнца и до его заката. Пост (по араб, «ас-саум») в исламе бывает 2 видов: обязательный (установленный по Шариату в 624 г.) и рекомендуемый.

Мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран— верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны... Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи...» (2:183-187).

Специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия. При нарушении поста во время Рамадана верующий должен покаяться и соблюсти пост позже. Если же он увидел вкушающего человека, не соблюдающего пост, то тот должен ему напомнить. В то же время не одобряется плавание, так как можно проглотить воду. Шариат запрещает также половые отношения постящимся (в дневное время).

Рекомендательными постами являются:

— каждый понедельник и четверг;

— 13, 14 и 15 числа каждого лунного месяца (дни полнолуний);

— первые десять дней месяца «зуль-Хиджа»;

— 9,10,11 или 9-10 или 10-11 числа месяца «Мухаррам»;

— 6 дней месяца «Шавваль»;

— 9-е число «зуль-Хиджа»;

Есть много вещей, считающиеся нечистыми, а потому нарушающие соблюдение постов, в том числе менструация («хайд»), послеродовое кровотечение («нифас»), рвота и кровопускание. Принятие лекарств, таблеток, инъекции (кроме необходимых для планового лечения, типа пенициллина или инсулина) и даже переливание крови рассматриваются формально как еда.

В посту ночью прибавляется дополнительный салят (намаз). Кроме этого есть сунна Мухаммеда прочитывать во время Рамадана весь Коран. В исламском сознании пост предписан для укрепления «мусульман в самодисциплине и точном исполнении Божьих наказов; он не связан, как в некоторых религиях, с искуплением грехов или смягчением Божьего гнева»[xxiii]. Пост дисциплинирует мусульман, по их мнению, делает их стойкими, подобно воинам, которые отказывают себе в удовлетворении своих естественных потребностей или откладывают их по приказу своего командира. Саум учит мусульманина быть гибким и уметь приспосабливаться к конкретным условиям и обстоятельствам жизни, переносить трудности и не принимать как должное милости Бога, которыми он обычно пользуется. Ислам признает, что такие физические нужды и желания, как пища, питье и половое влечение, являются мощными факторами в человеческой жизни, делая зависимым человека от телесных нужд и животных потребностей, позволяя ему в этот период стремиться к духовным целям и ценностям.

После ознакомления с сутью мусульманского поста, становится очевидным его несомненно более низкое духовно-нравственное значение в сравнении с христианским постом. Начать хотя бы с того, что в ночное время разрешено абсолютно все — даже супружеские отношения! О каком духовном настрое, в таком случае, может идти речь? В каком-то смысле этот пост кажется просто физической тренировкой, развитием выносливости и дисциплины, которая, кстати, очень нужна была арабам, живущим в тяжелых климатических условиях.

Подобное своеобразие исламского поста очевидно связано с его происхождением. По этому поводу есть разнообразные мнения. «Арабы-язычники почитали в числе прочих божеств Луну. Один из месяцев — рамадан и был посвящен ночному светилу: по ночам, когда на небе сияла луна, в честь ее устраивали трапезы, а днем постились... Возможно также, что в изначальной причине происхождения обычая воздерживаться длительное время от еды и питья лежала необходимость тренировки араба-кочевника на выносливость: ведь ему нередко приходилось совершать многодневные переходы по пустыне, имея ограниченный запас воды и пищи»31.

В течение поста в исламских государствах соблюдается особый распорядок дня. В городах за полчаса до начала постного времени раздается бой барабана: специальные барабанщики обходят квартал за кварталом, оповещая наступление времени последней трапезы. В провинциальных городах постятся многие, в деревнях — практически все, ну а в крупных городах говеющих, конечно, меньше. Те же, кто не соблюдает пост, стараются есть, пить и курить так, чтобы это было не на виду и не раздражало постящихся. Вообще-то днем большинство столовых, закусочных и кофеен закрыто. В Пакистане, Ливии, Саудовской Аравии, Иране, Марокко, Судане соблюдение поста контролирует полиция, сотрудники которой совершают рейды по всем предприятиям общественного питания и отправляют нарушителей норм шариата за решетку на несколько дней.

«К вечеру люди обычно чувствуют голод, радостное возбуждение и испытывают гордость за свою выдержку»31 — очень "духовные", заметим, плоды поста. Вечером об окончании дневного воздержания передают по радио и телевидению. И тогда начинается вечернее разговенье — ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют. За столами нередко собираются компаниями, где за одним столом находятся родственники, соседи, знакомые. В зажиточных домах принимают гостей, угощая их обильными и разнообразными яствами. «Богачи закатывают настоящие ночные пиршества, едят и веселятся до утра, а днем отсыпаются. В народе говорят, что за месяц поста толстяки становятся еще толще... Домашняя трапеза не носит сугубо религиозного характера. Это скорее обычное застолье, где беседуют о будничных делах, обмениваются новостями, пересудами, шутками. В городах вечера рамадана чем-то похожи на новогоднюю ночь... После окончания домашней трапезы народ высыпает на улицы. Кому по карману — продолжает застолье в шашлычных, кофейнях... Постепенно ночное оживление спадает. Народ расходится по домам: надо выспаться до заговенья...»[xxiv]. Кстати, после окончания дневного поста мусульманин обязан сразу поесть. Потому что, Аллах хотя и рад, «когда Его раб добровольно постится после предписанного поста в месяц рамадан, совсем не желает, чтобы ты продолжал свой пост, изнуряя свое тело и отказываясь от дел этого мира»

Последние дни месяца поста посвящаются генеральной уборке в жилых домах, общественных учреждениях. Кто имеет такую возможность — покупает или шьет новую одежду, обувь. Это является подготовкой к празднику разговения, который завершает саум и приходится на три первые дня десятого месяца (шавваля) мусульманского лунного календаря. Все три дня этого религиозного праздника — выходные. Он именуется в разных странах по-разному: в арабских— ид уль-фитр (праздник разговения), аль-ид уль-мубарак (благой праздник), аль-ид ус-сагир (малый праздник). Характерными чертами празднования разговения является обмен подарками, приобретение обновок, а также поедание всевозможных сладостей: засахаренных фруктов и орехои, конфет, рахат-лукума. Турки называют этот праздник еще и «сахарным» (шекер-байрам), то есть «сладким». Как только получено известие об окончании поста, тут же среди мусульман воцаряется дух веселья и эмоционального раскрепощения, начинаются взаимные поздравления, рукопожатия и поцелуи (Так и хочется дополнить — наконец-то, тренировка закончена!). Друзья и знакомые ходят друг к другу в гости, подчиненные наносят визиты начальству. А в последний день праздника идут на кладбище, поминают умерших родственников. Благотворительные общества организуют раздачу помощи семьям бедняков: сахара, муки, небольших денежных сумм.

Размышляя над всем вышеизложенным, сразу же отмечаешь, что исламский пост не несет такого богатого духовного содержания, как православный. Его предписания не могут даже претендовать на всемирную универсальность, что, без сомнения, должно быть присуще Божественному Откровению. Для подтверждения этого утверждения хочется привести следующий случай. Согласно Корану, пост в месяц рамадан соблюдается таким образом: «Ешьте, пейте дотоле, покуда вам нельзя будет различить белую нить от черной нити. От зари же и до ночи исполняйте пост...» (К.,2:183). Но как же соблюдать пост жителям тех мест, где летом стоит полярный день или даже просто белые ночи? Очевидно, что основатель ислама исходил при разграничении дневного времени поста из географических условий только лишь Аравии и близлежащих стран, где никогда не бывает белых ночей, да и летний день не такой уж и длинный. «Эта географическая ограниченность привела однажды к трагическим последствиям. В годы первой мировой войны, когда рамазан приходился на лето, тысячи мобилизованных мусульман Средней Азии работали на строительстве Мурманской железной дороги. Часть их пыталась держать пост— не есть и не пить при свете дня. Но проходили сутки за сутками, а день не кончался, голодающие теряли силы. Им объяснили, что летом на Севере не бывает ночи, но они твердили: "На все воля Аллаха: если Он захочет покарать нас, ночи не будет. Захочет помиловать — сделает ночь." Среди ослабевших от голода и жажды начались болезни, многие умерли»[xxv].





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...