Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейская культура нового времени



XVI I в. XVII – XVIII века – период чрезвычайно важный для дальнейшего развития культуры Европы. XVII век (его называют «эпохой абсолютизма» и «веком гениев») – время важнейших изобретений и открытий в различных областях науки – первая научная революция (время заключительного этапа великих географических открытий; в области физики и математики активно работают Г. Галилей, Б. Паскаль, И. Ньютон, в астрономии - И. Кеплер, в химии – Р. Бойль), научно технический прогресс ознаменован рядом изобретений – телескоп, микроскоп, ртутный барометр, часы с маятником и т.д., время социально-политических изменений и потрясений (усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, с одной стороны, и антифеодальная направленность, тенденция к капитализму – с другой, буржуазные революции в Англии и Голландии. Важной чертой XVII века стало формирование национальных культур, внутри которых развивается процесс дифференциации, и каждая отдельная область культуры приобретает обособленность и значимость.

Философия. Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, основатель эмпирического (опытного) направления в философии. Считал, что в основе познания лежит исключительно опыт, и чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накоплено человечеством и отдельным человеком, тем ближе человечество к истинному знанию. Опыт и знания призваны помочь человеку добиться практических результатов, способствовать новым изобретениям, развитию экономики и т.д. Наиболее известным его произведением является трактат «Новый Органон» (1620), знаменитым афоризмом - выражение «Знание - сила». Философия Бэкона оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философии и науки, предложенная им классификация знаний была принята французскими энциклопедистами.

Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ, математик, физик и физиолог, заложивший основы аналитической геометрии, сформулировавший законы и понятия из области механики и астрономии. Но помнят его, прежде всего, как философа, основоположника рационализма и автора изречения: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт попытался примирить материалистическое и идеалистическое направления в философии, создав теорию дуализма (двойственности). Идея дуализма человека исходит из того, что человек совмещает в себе две субстанции - материалистическую и духовную, таким образом, решается «основной вопрос философии» о том, что первично: материя или сознание - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Основные сочинения Декарта — «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).

Стили в искусстве XVII века. Барокко (итал. barocco - вычурный, необычный, странный, причудливый) – один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца XVI – середины XVIII в., возникший в Италии в конце XVI века. Для барокко характерны синтез искусств (взаимопроникновение архитектуры, скульптуры и живописи), грандиозность, пышность и динамика, контрастность масштабов и ритмов, материалов и фактур, беспокойность игры света и тени, приподнятость, интенсивность и экзальтация чувств и образов, совмещение иллюзорного и реального и все это – при сохранении гармоничности и целостности. Барокко привнесло новые представления о безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. В первой половине XVIII века барокко постепенно сменяется новым стилем – рококо, в 70-е годы XVIII века вытесняется классицизмом.

Архитектура барокко. Вначале стиль утверждается в церковном зодчестве, затем распространяется на дворцовые постройки, представлявшие собой целые ансамбли, включавшие в себя парки, фонтаны и скульптурные изображения, которые были призваны поразить воображение. Городские ансамбли, дворцы и церкви, благодаря пространственному размаху, причудливости фасадной пластики, переливам света и тени, сложным криволинейным планам, приобрели живописность и динамичность, связь с окружающим пространством. В интерьерах широко использовались зеркала (чаще, овальной формы) и росписи, иллюзорно расширявшие пространство, живописные плафоны создавали эффект разверзшихся сводов, помещения украшались многоцветной скульптурой, лепкой и резьбой, полы в комнатах набирались из различных пород дерева. Известнейшими памятниками барокко стали Версальский дворец «короля-Солнце» Людовика XIV во Франции, дворец Цвингер в Дрездене, Зимний Дворец в Санкт-Петербурге и дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе.

Живопись барокко. Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо) (1573-1610) – итальянский живописец, чье творчество привлекло многих подражателей, породивших новое направление в европейской живописи – караваджизм. Его живописный стиль, построенный на светотеневых контрастах, монументальности, выразительности и простоте жестов, насыщенности колорита и тщательной проработке деталей, создает эффект эмоционального напряжения. Караваджо отвергал господствующую иерархию жанров, и ему принадлежит значительный вклад в развитие натюрморта и бытового жанра станковой живописи. Среди его картин: «Положение во гроб», «Смерть Марии», «Лютнист» (находится в Эрмитаже).

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – живописец и рисовальщик, глава фламандской школы живописи эпохи барокко. Его картины отличает жизнеутверждающее начало, сочетание реализма и чувственности. Обращение к мифологическим сюжетам античности и библейским сюжетам отличается смелой и свободной трактовкой. Многочисленные полотна иллюстрируют универсальность его таланта – это мифологические, религиозные сюжеты, сцены из крестьянской жизни, портреты и пейзажи. В Эрмитаже около сорока его картин собраны в отдельном зале («Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Возчики воды», «Пейзаж с радугой»).

Музыка барокко стала выражением глубокого драматизма и душевных переживаний человека. Творчество композиторов, таких как Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди не ограничивалось рамками данного направления.

Классицизм (лат classicus – образцовый) – художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX века, важнейшими чертами которого было следование принципам античного искусства, почитавшегося идеальным этическим и эстетическим эталоном, композиционная гармоничность, монументальность, уравновешенность, а также рационализм. Произведение рассматривалось классицистами как плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Этические требования подразумевали подчинение личного общему (отсюда новый герой в литературе – «государственный» человек), страстей – разуму, долгу, законам мироздания (поэтому конфликт в литературных произведениях классицизма разгорается между долгом и чувством, страстью и разумом). Все перечисленное породило твердую нормативность и регламентацию художественных правил, иерархию жанров искусства. Историю классицизма подразделяют на два этапа: классицизм XVII века и классицизм второй половины XVIII – начала XIX века (неоклассицизм).

Изобразительное искусство классицизма представлено, прежде всего, основоположником этого стиля в живописи, французским художником Никола Пуссеном (1594-1665), сумевшим сочетать пластику линий и цвета с экспрессией и выразительностью, разум – с чувственностью. В начале творческого пути он чаще всего обращался к историческим и религиозно-мифологическим сюжетам («Похищение сабинянок», «Взятие Иерусалима»), постепенно главенствующей темой становится гармония человека и природы («Триумф Флоры», «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»), картины последних лет его жизни посвящены воспеванию природы (серия «Времена года»). В Эрмитаже находится двенадцать работ этого мастера.

Архитектура классицизма сочетает в дворцово-парковых ансамблях рациональность, строгий порядок, соразмеренность и огромные пространства. Примером может служить Версаль (архитекторы дворца - Л.Лево и Ж.Ардуэн-Мансар, создатель парка – А.Ленотр). В XVII – начале XVIII в. классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, Швеции.

Литература классицизма отмечена строгой иерархией жанров (к высоким относятся трагедия и ода, к низким – комедия, басня, сатира), ей свойственны резкое противопоставление положительных и отрицательных героев и прямолинейная обрисовка их характеров, абсолютизация идей, частое обращение к общественной, гражданской проблематике. Литературный классицизм XVII века нашел выражение в произведениях французских драматургов, среди которых «Сид» Пьера Корнеля (1606-1684), «Тартюф» Мольера (наст. имя Жан Батист Поклен 1622-1673), «Федра» Жана Расина (1639-1699).

Музыка классицизма. Жан Батист Люлли (1632-1687) – основоположник классицизма в музыке, родоначальник французской оперы. Для своих многочисленных опер он избирал античные сюжеты («Альцеста», «Тезей»). Специалисты отмечают, что для его музыкального языка характерна ясность, логика, героическая приподнятость в соединении с пышной декоративностью, которую он заимствовал из барокко. В этом направлении работали и такие композиторы, как Франц Йозеф Гайдн и Людвиг Ван Бетховен.

В искусстве XVII века нашли отражение и реалистические тенденции, прежде всего, благодаря работам голландского мастера Рембранта (Рембрант Харменс ван Рейн, 1606-1669), творчество которого проникнуто глубоким психологизмом и философским осмыслением жизни. Внутренний мир человека раскрыт в его произведениях посредством показа богатства духовной жизни и душевных переживаний. Портрет занимает центральное место в его творчестве. Его привлекают образы простых людей и стариков как выразителей жизненной мудрости («Старик в красном», «Портрет старушки»). Он написал много портретов членов своей семьи, кроме того сохранилось около 30 его автопортретов. Проблема одиночества человека затронута в его картинах позднего периода - «Философ» и «Возвращение блудного сына». Известнейшей картиной считается групповой портрет «Ночной дозор» (1642).

XVIII век назван эпохой Просвещения. Родоначальником просветительской идеологии считается английский философ Джон Локк (1632-1704), чьи идеи, заложенные в основном сочинении «Опыт человеческого разума», были восприняты и разработаны в XVIII веке не только английскими, но и французскими мыслителями – Вольтером, Шарлем Монтескьё, Жан-Жаком Руссо, Дени Дидро. Локк признавал за человеком три основных неотчуждаемых права: на жизнь, свободу и собственность и, как следствие их принятия, правовое равенство индивидов. Идеалами Просвещения стали свобода, благосостояние, счастье людей, мир и веротерпимость. Просветители полагали возможным создание справедливого общества, так как все зависит от самого человека и его разума, и в качестве основных средств для достижения этой цели назывались просвещение и воспитание. Заслугой просветителей Франции стала «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» в 35 томах (выходила с 1751 по 1780), по замыслу должна была собрать знания по всем отраслям. Вдохновителями и редакторами стали Дидро и Д'Аламбер.

В искусстве XVIII века возникают новые стили, такие как рококо и сентиментализм. Продолжает развиваться классицизм. Фанцузский художник Жак-Луи Давид (1748-1825) создает так называемый революционный классицизм, в котором находит отражение историческая и гражданская тематика («Клятва Горациев», «Смерть Марата»).

Рококо (фр. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины) – направление в европейском искусстве и архитектуре первой половины XVIII века, характеризующееся легкостью, грациозностью, изысканностью, прихотливым орнаментальным ритмом, асимметрией композиции (в изобразительном искусстве). Часто присутствуют фантастический орнамент, спиралевидные формы, используются светлые краски, избираются светские, преимущественно любовные сюжеты. Это – искусство, призванное украсить досуг аристократии, создать мир иллюзорной и идиллической театральной игры (поэтому часто использовались зеркала). Рококо является завершающей стадией стиля барокко.

Архитектура. Стиль, возникший во Франции и постепенно распространившийся в зодчестве других европейских стран, проявился главным образом в характере декора, в оформлении внутренних интерьеров, где использовались многие национальные стили, различные материалы - перламутр и кусочки мрамора, шелковые обои и т.д. В данном направлении работали такие зодчие, как Б.Растрелли, Г.В. Кнобельсдорф, И.Б. Нёйман.

Скульптура представлена предметами, призванными украсить интерьер – рельефы, статуи и небольшие фарфоровые или терракотовые статуэтки. Скульпторы – Лемуан, И.И.Кендлер.

Живопись. Жан Антуан Ватто (1684-1721) – фламандец по происхождению, придворный живописец французского короля. На основе традиций фламандского и голландского искусства Ватто создал новый стиль – рококо. Изучал живопись Рубенса, чья картина «Сады любви» стала основой излюбленной темы живописи Ватто - изображения галантных празднеств. Эти картины представляют собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами на фоне природы. Кажущаяся легкость сюжета оттенена у Ватто чувством тоски, понимания недостижимости мира мечты. Театральные сцены на картинах мастера представляют собой серию постоянно повторяющихся образов, в частности персонажей итальянской комедии, скрывающих под актерской маской глубокие душевные состояния и поэтические чувства, нередко окрашенные грустью или иронией. Среди его известных работ: «Паломничество на остров Киферу», «Праздник любви», «Общество в парке», «Жиль», «Затруднительное предложение», «Капризница» (две последние находятся в Эрмитаже).

Одним из самых ярких представителей направления является Франсуа Буше (1703–1770) – французский живописец, рисовальщик, гравер и декоратор. Писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, портреты и идиллические пейзажи. В ранний период творчества использовал для пейзажей мягкие серебристо-зеленые тона (как на картине «Вид в окрестностях Бове», Эрмитаж), позже излюбленным становится многообразие оттенков розового и голубого цветов, усиливается декоративность, чувственность, усложняются ракурсы. Среди его лучших произведений «Триумф Венеры» и «Портрет мадам де Помпадур».

Сентиментализм (фр.sentiment – чувство) – художественное течение в европейском и американском искусстве второй половины XVIII века, ориентированное на чувства человека. Возникло в результате кризиса идей просветительского реализма. Сентименталисты противопоставляли культу разума культ естественного чувства, героями их произведений были люди «чувствующие», исполненные искренности, врожденной нравственной чистоты, естественности и близости к природе. Часто героями становились представители низших сословий, так как сентименталисты, видя испорченность аристократического общества, обращались к демократическим слоям и утверждали богатство духовного мира простого человека. В живописи, литературе и других видах искусства часто используются любовные мотивы (любовь, как правило, несчастная, безответная либо присутствует коварная измена), нищета, старость, конфликт между «природой» («естественным» человеком) и «цивилизацией». Термин вошел в широкое употребление после издания в 1768 г. романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».

Живопись. Жан Батист Грёз (1725-1805) – французский художник, основоположник сентиментального направления во французской живописи. В искусстве видел средство воспитания нравов, поэтому его полотна отмечены преувеличенным пафосом, предельной идеализацией натуры. Широкую известность принесли художнику такие работы, как «Балованное дитя», «Отцовское проклятие» и др.

Музыка XVIII – начала XIX века. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор. Творчество Моцарта охватывает все современные ему музыкальные жанры, он стал основоположником современного вида, создателем новых типов оперы, внес вклад в развитие хоровой музыки. Велико его творческое наследие – 626 произведений, среди которых 17 опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта), 18 месс, около 50 симфоний, 25 концертов для фортепьяно с оркестром и др.

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) – немецкий композитор. Считается предтечей романтизма в музыкальном искусстве, его произведения отмечены эмоционально-драматической силой и глубиной мысли. В число его произведений входят 9 симфоний, 2 мессы, опера «Фиделио», 32 фортепианные и 10 скрипичных сонат (известнейшие – «Патетическая», «Аппассионата», «Лунная» - для фортепиано, «Крейцерова» - для скрипки и фортепиано).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...