Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская культура XVIII века



Первая четверть XVIII века стала временем интенсивных преобразований во всех сферах жизни и деятельности русского народа. Реформы Петра I, с одной стороны, вызвали подъем экономики страны и усилили её политическое влияние в мире, с другой – стали тяжелым испытанием для народа. Стремление к упрочнению государственности привело к утверждению самодержавной власти - абсолютной монархии, что было достигнуто благодаря учреждению в 1711 г. Сената (состоял из 9 человек, назначаемых царем и являлся высшим органом по делам законодательства и государственного управления), замене приказов 12 коллегиями (министерствами, ведавшими различными сферами государственного управления) и разделом территории России на губернии и уезды. Была проведена церковная реформа, в результате чего Церковь лишилась не только части земель и доходов, но и былого влияния на духовную жизнь общества. Патриаршество было упразднено, делами церкви стала управлять Духовная коллегия, или Святейший Синод, во главе с обер-прокурором.

Философия и общественная мысль. Преобразования способствовали расширению контактов с европейскими странами и распространению идей гуманизма, Просвещения и рационализма. Философия данного времени включает в себя два основных периода. Первый этап - философия эпохи петровских реформ. Её представители - Феофан Прокопович (сподвижник Петра I), В.Н. Татищев (автор «Истории Российской с самых древнейших времен»), А.Д. Кантемир (дипломат, известный литератор, автор любовной лирики и сатир). Второй этап – материалистическая философия середины и второй половины XVIII века, основными её представителями стали А.Н. Радищев (писатель и философ, автор «Путешествия из Петербурга в Москву») и М.В. Ломоносов (крупнейший ученый своего времени, в философии был сторонником механистического материализма).

Образование. Расширялась система светского образования. Открылись Навигацкая школа (1701 г., первое светское государственное учебное заведение), на базе которой впоследствии создана Морская Академия, Инженерная, Артиллерийская, Медицинская школы, различные ремесленные училища, Петербургская академия (1725 г., через двадцать лет первым русским членом академии стал М.В. Ломоносов), Московский университет (1755 г.), Российская академия наук (1783 г., первый президент – княгиня Е.Р. Дашкова).

Архитектура. Основное внимание уделялось строительству и развитию новой столицы – Санкт-Петербурга (основан в 1703 г.). Через 11 лет был создан первый музей – Кунсткамера (в пер. с нем. «палата редкостей»), открытый для посетителей в 1719 г. Для возведения Санкт-Петербурга были приглашены иноземные зодчие, воплотившие новые для России принципы градостроительства. Барочный стиль петербургской архитектуры воплотился в творениях Д. Трезини, отца и сына Растрелли, классицизм – в работах И.Е. Старова, Д. Кваренги, К.И. Росси.

Доменико Трезини (1670-1734) – русский архитектор, швейцарец по происхождению, учившийся в Венеции, прибыл в Россию по приглашению Петра I. Первой крупной постройкой архитектора стал форт Кроншлот (будущий Кронштадт). Самые значительные сооружения – Петропавловский собор (1712-1733), Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1714), здание 12 коллегий (1722-1734), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), раннее Адмиралтейство. Трезини разработал проекты «образцовых» (типовых) домов трех категорий для разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»). Его «образцовые» дома для разных слоев населения отличались четкой планировкой и выведенным на улицу (а не в глубину двора) главным фасадом.

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) – скульптор, итальянец по происхождению, приглашенный Петром I для ведения архитектурных и скульптурных работ, а также для обучения русских мастеров. Участовал в оформлении Петергофа (в частности, Большого каскада), автор бронзового бюста (1723) и конной статуи Петра I (была отлита уже после его смерти и установлена в 1800 г. перед Инженерным замком), скульптурной группы «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741).

Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – русский архитектор. В Петербурге и пригородах им созданы: Смольный монастырь, Зимний дворец (1754-1762), Большой дворец в Петергофе (1745-1755), оформлены Екатерининский дворец и парки в Царском селе (работал над ними с 1752 г.).

Карл Иванович Росси (1775-1849) – русский архитектор, автор архитектурных ансамблей Дворцовой площади (1819-1822), дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818-1822), ансамбля площади Искусств (1819), ансамбля Александринского театра (1828-1839), здания Русского музея (1819-1825), зданий Сената и Синода (1829-1834).

Иван Егорович Старов (1745-1808) – русский архитектор. Окончив в 1762 г. петербургскую Академию художеств, продолжил обучение во Франции и Италии, служил главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, разрабатывая проекты регулярной застройки двух столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и других городов. Автор Троицкого Собора Александро-Невской лавры (1778–1790), в реконструкции которой он участвовал с 1774 г., Таврического дворца для Г.А. Потемкина (1783–1789).

Живопись. XVIII век стал временем расцвета портретной живописи, что, прежде всего, обусловлено модой и спросом на этот жанр. Не только дворяне, но и любой состоятельный человек стремился запечатлеть на полотне себя и свою семью. Вначале особой популярностью пользовались портретисты-иностранцы (Луи Каравак, Георг Гроот, Иоганн Гроот и др.), позже больших успехов достигли отечественные мастера. Основоположниками светской портретной живописи стали А.М. Матвеев (1701-1739) (парные портреты супругов Голицыных) и И.Н. Никитин (ок. 1690-1742) («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе»). Оба художника обучались живописному мастерству за границей. А.М. Матвеев – создатель первого в русском искусстве автопортрета («Автопортрет с женой»).

Постепенно намечается переход к придворному направлению в живописи. Лучшими русскими портретистами XVIII века считаются Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский (их творчество в нашем городе широко представлено в Русском музее).

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) – автор серии парадных портретов купечества, дворянства. Наиболее известной стала серия женских портретов воспитанниц Смольного института (портреты Е.И. Нелидовой, Е.Н. Хрущовой и кн. Е.Н. Хованской, А.П. Левшиной, Г.И. Алымовой).

Рокотов Федор Степанович (1730-е -1808) – русский живописец. Писал не только парадные, но и непринужденно-интимные портреты. Среди наиболее известных картин – портреты Екатерины II, Петра III, В.Е. Новосильцевой, А.И. Воронцова и множество портретов неизвестных людей («Неизвестная в розовом платье», «Неизвестная в желтом платье», «Неизвестный в голубом кафтане»).

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) – русский художник, родившийся в Миргороде, сын иконописца, сам занимавшийся церковной живописью. Его аллегории, созданные в 1787 для оформления торжественного пути Екатерины II в Крым, привлекли к нему внимание высшего света. Боровиковский переезжает в Петербург, где продолжает работать над религиозными заказами (самые известные работы – иконы из царских врат главного иконостаса Казанского собора в Петербурге, представлены в Русском музее). В ранний петербургский период писал миниатюрные (портрет В.В. Капниста) и малоформатные портреты («Торжковская крестьянка Христинья»). Из наиболее известных картин зрелого периода – портреты Павла I, М.И. Лопухиной, Н.И. Куракиной. Писал групповые портреты (сестры А.Г. и В.Г. Гагарины, А.И. Безбородко с дочерьми).

Скульптура. Ведущее положение в этом виде искусства также занимает портрет. Федор Иванович Шубин (1740-1805) – автор ряда психологических скульптурных портретов А.М. Голицына, М.Р. Паниной, М.В. Ломоносова, И.Г. Орлова. Михаил Иванович Козловский (1753-1802) – скульптор и рисовальщик, автор памятника А.В. Суворову (1801, Петербург), «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802, Петергоф). Этьен Морис Фальконе (1716-1791) – скульптор, художник, теоретик искусства, приехавший в Петербург в 1766 г. вместе со своей ученицей М.А. Колло для создания памятника Петру I на Сенатской площади («Медный всадник»), открытие которого состоялось в 1782 г.

Литература. В XVIII веке изменяется роль и значение писателя, который начинает теперь активно создавать культурный процесс, а не просто отображать его развитие. Намечаются два направления, ориентированные на различные запросы читателей. Потребность в развлекательном чтении восполняют литераторы-романисты (как переводчики, так и создатели оригинальных произведений), это – «низовое» направление. «Высокое» – ориентировано на умственные запросы активного гражданина, и писатели, творящие в этом направлении, воспринимаются как учителя жизни и пророки. Русская литература первой трети XVIII века отражала своеобразие петровского времени. Популярными являются рукописные сборники повестей («гистоии», как их тогда называли) («Повесть о Василии Кариотском», «Повесть об Александре» и т.п.). Наиболее видные авторы – Феофан Прокопович и Антиох Дмитриевич Кантемир. Конец 1730-х - конец 1760-х – время развития и утверждения классицизма в русской литературе.

Проводится реформа стихосложения, стиля русского языка и регламентация жанровой системы русской литературы (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков). Ведущие литературные методы 60-80-х гг. – классицизм и просветительский реализм. Появляются сатирические журналы (периодические издания выходили уже в петровские времена). Первым стал журнал «Всякая всячина», издаваемый с января 1769 г. под непосредственным руководством Екатерины II. С этим изданием, имевшим ярко выраженную правительственную ориентацию, полемизировал в своем журнале «Трутень» Николай Иванович Новиков (1744-1818). После закрытия «Трутня» он издавал такие журналы, как «Живописец» и «Кошелек», интерес к которым среди читающей публики не угас и после прекращения их существования, и они неоднократно переиздавались. В 1790 г. Александр Николаевич Радищев издает «Путешествие из Петербурга в Москву», за что спустя несколько месяцев его сажают в Петропавловскую крепость и приговаривают к смертной казни, замененной 10-летней сибирской ссылкой.

Поэзия представлена творчеством Г.Р. Державина, И.А. Крылова, драматургия – комедиями Д.И. Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»). С 1780-х гг. в литературе утверждается сентиментализм, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»).

Театр. В 1702 г. в Москве по велению Петра I создается Публичный театр, для которого на Красной площади строят «Комедиальную храмину». Представления, даваемые немецкой труппой И.Х. Кунста, были рассчитаны на массовую публику, но успеха не имели, и вместе с прекращением субсидий царя театр прекратил свое существование. Официальный театр распадается на несколько трупп, работающих в столице и провинциях и возрождается в 1830-е гг. в Санкт-Петербурге. К середине XVIII века по стране гастролирует много иностранных трупп, но интерес зрителей сосредоточивается на русском театре. Первый провинциальный публичный театр под руководством Федора Волкова открылся в середине века в Ярославле. Через два года вся труппа переехала в Петербург. В 1756 г. указом Елизаветы Петровны был создан первый профессиональный государственный публичный театр – «Русский для представлений трагедий и комедий публичный театр», переименованный позже в Александринский (1832). Первым директором был назначен известный русский писатель Александр Петрович Сумароков, Федор Волков стал первым придворным актером. Успешно продолжает развиваться школьный театр (Славяно-греко-латинская академия, Шляхетский кадетский корпус), в конце века возникает крепостной театр.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...