Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура европейского Средневековья



Понятие «средние века», введенное в употребление в эпоху Возрождения, хронологически охватывает период от падения Римской империи до Нового времени. Сложность определения даты конца Средневековья связана с тем, что в разных странах эпоха Возрождения наступила в разные века. Средневековье принято делить на следующие периоды:

Ø Раннее Средневековье (V-IX века нашей эры). В это время утвердилась государственная самостоятельность Византии, и в это же время наступил период её расцвета. В Западной Европе это – период дороманского искусства, период образования и разрушения ряда варварских государств. В IX веке возникает древнерусское государство – Киевская Русь;

Ø Зрелое ( или Классическое) (X-XV века) - создаётся ряд европейских государств: Англия, Франция, Германия и Италия. В искусстве развивается романский, а затем – готический стили;

Ø Позднее Средневековье (XV - первая половина XVII века). Проторенессанс в искусстве, совпадает с итальянским ранним и высоким Ренессансом, с развитием идей Возрождения в других европейских странах, в это время в Англии происходит первая буржуазная революция.

Христианство как основа мировоззрения в эпоху средневековья. Основой средневековой культуры, определяющей её развитие, стало христианское мировоззрение. С IV в. н.э. христианство становится государственной религией в Риме, где изначально, в условиях имперской власти, исповедники христианства подвергались гонениям и мучениям. Не имея возможности строить храмы, христиане собирались на богослужения тайно, в подземных пещерах – катакомбах – стены которых украшали росписями. Впоследствии богослужения стали проходить в римских базиликах (в Древнем Риме в форме базилик строили судебные и торговые помещения). Базилика (от. греч. basilike – царский дом) – вытянутое в плане прямоугольное здание, внутри разделенное продольными рядами столбов или колонн. В основу романского и готического церковного зодчества легла христианская базилика, разделенная на три, пять или более продольных частей (нефов) (средняя часть была самой высокой), пересеченных поперечным нефом – трансептом, так что здание имело в плане форму креста. Вход всегда располагался с западной стороны, восточная часть заканчивалась полукруглой нишей, где располагался алтарь. Алтарь (от лат. altaria от altus - высокий) – восточная часть христианского храма, где находится престол, в православных храмах отделен иконостасом.

Разработка христианской догматики (догмат – то, что непреложно, обязательно для исповедования и исполнения), отбор писаний, признанных затем священными, формирование структуры церковной организации происходила уже во II-III веках н.э. В IV веке церковь (до этого епископальная) стала называться «Всеобщей (католической) православной (ортодоксальной) церковью». В 313 году император Константин признал христианскую религию равноправной с языческой, а затем император Феодосий запретил языческие культы (332 г.). Христианство стало государственной религией Рима, после его разгрома оно получает широкое распространение на территории Европы. В это же время проходят Вселенские соборы, на которых принимается ряд основных положений христианского вероучения и в том числе Символ веры – сборник догматов, перечень того, что исповедует христианин. Вселенские соборы – собрания пастырей и учителей Церкви, по возможности, со всех концов земли, на них выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера.

Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов IV – VIII вв., происходивших до разделения Церквей. Разделению способствовали накапливающиеся с течением времени противоречия между Восточной и Западной церковью, одним из существенных стал спор о филиокве, т.е. об исхождении Духа Святого только от Бога Отца (позиция Восточной церкви) или от Бога Отца и Бога Сына (точка зрения Западной церкви). В 1054 году происходит окончательный разрыв, церкви провозгласили полную независимость друг от друга. Восточная церковь стала именоваться греко-кафолической (иначе, Православной – ортодоксальной, правоверной), Западная – римско-католической. После разделения церквей римские папы возобновили (с 12-го в.) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.

Раннехристианское искусство, отвергая скульптурные изображения, как напоминающие языческих идолов, признавало почитание святых образов (икон), оно было утверждено на седьмом вселенском соборе. Сам Иисус Христос даровал верующим свое изображение, умывшись, он отер лицо полотенцем, на котором и запечатлелся Его лик, названный Спасом нерукотворным.

В Средние века, особенно в ранний период, возникает множество ересей (от гр. hairesis – особое вероучение). Споры с еретиками приобретали не только теологическое, но и политическое значение, и папство вело активную борьбу с ними, в том числе и с помощью инквизиции (слово происходит от латинского ingusitio – розыск). С XIII века инквизиция действовала как регулярный церковный суд и наряду с еретиками преследовала людей, обвиненных в связях с нечистой силой (колдунов, знахарей и т.д.).

Византийская культура. Византийская культура занимает особое место в истории мировой культуры, так как именно здесь происходит окончательное становление ортодоксального, или православного, христианства и его отделение от католичества. Среди особенностей византийской культуры – синтез западных и восточных культурных традиций при доминирующем положении греко-римских традиций; сочетание роскоши, торжественности и возвышенной духовности. Византия – государство, образованное в 395 г. при распаде Римской империи на Западную и Восточную, существовавшее до 1453 г., когда столица Константинополь была взята турецкими войсками. Константинополь (назван по имени императора Константина) был основан в 330 г. на месте древнегреческого города Византия. Кроме столицы, в Византии развивались такие культурные центры, как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна, Фессалоники. В IV - сер.VII в. Византия становится преемницей римской империи, происходит переход от античной к средневековой культуре. Больших успехов государство достигает при императоре Юстиниане (482/483 – 565 гг.). Он правил с 527 г., завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании и сделал свое государство мощной средиземноморской державой. При нем был возведен знаменитый храм св. Софии в Константинополе. В середине VII – IX в. обостряются социально-политические противоречия внутри страны, происходит экономический и культурный спад, возникает движение иконоборчества (иконопочитание было восстановлено в конце IX века), кроме того, Византия теряет ряд провинций (Антиохию, Александрию). В X-XII вв. устанавливаются тесные связи с Киевской Русью, на культурное развитие которой Византия оказала сильнейшее влияние. XIII в. - крестовые походы, разграбление и разрушение Константинополя (захвачен крестоносцами в 1204 г.), разделение Византии крестоносцами и образование Латинской империи. XIV – XV вв. – время последнего расцвета Византии, отразившегося, прежде всего, в художественной культуре.

В Византии складывается особый, своеобразный византийский стиль, которому присущи утонченная условность художественного языка, каноничность, передача земной, видимой красоты как отражения прекрасного неземного, божественного мира, декоративность, использование ярких красок и позолоты. Наивысших достижений достигает иконопись, фреска, мозаика. В архитектуре преобладал крестово-купольный тип храма, парадный и торжественный внешне и возвышенно прекрасный внутри. Организации внутреннего пространства уделялось особое внимание. Внутренние объемы храмов, покрытых куполами, напоминали небесный свод, храмы украшались каменной резьбой, мозаикой и фресками.

Западноевропейское средневековое искусство. В эпоху раннего Средневековья Франкское государство занимает почти всю территорию Европы, и, естественно, что искусство франков занимает в данный период ведущие позиции. По времени правления династий Меровингов (V-VIII вв.) и Каролингов (VIII-IX вв.) искусство франков можно разделить на два периода. При Меровингах в искусстве еще преобладали дохристианские, языческие элементы. Наибольшее развитие получили прикладное искусство и миниатюра.

Время правления Каролингов, и особенно время правления Карла Великого – период наивысшего расцвета искусства раннего Средневековья. Карл Великий (742-814) – создатель огромной империи, величайшего государства в Средневековой Западной Европе, из которого впоследствии образуются Франция, Германия, Италия, герой эпической поэмы «Песнь о Роланде», создавший при своем дворе культурно-образовательный центр, названный Академией, в котором сплотились выдающиеся философы, ученые, художники и поэты. В этот период мастера средневекового искусства активно обращаются к античному наследию. Выдающимся памятником этого периода стал собор Карла Великого в Аахене.

X столетие – начало зрелого периода Средневековья – осложнилось вторжениями венгров, сарацинов, норманнов. Но к концу X века наступает стабилизация во всех сферах жизни, включая искусство. Зарождается и развивается романский стиль (термин был введен в XIX веке) – художественный стиль, господство­вавший в архитектуре, изобразительном и декоративно-приклад­ном искусстве Западной Европы в Х-ХII вв. Это был первый крупный художественный стиль (со времен античности), объединив­ший все виды искусства. Основой его единства стало формирование фео­дальных отношений в Европе, а также господство самой значительной идеологической силы общества – католической церкви, являющейся заказчиком многочисленных построек (исполнителями – строителями, живописцами) также нередко выступали монахи.

На формирование стиля оказали влияние: раннехристианское искусство, искусство Меровингов и Каролингов, отчасти, искусство Византии и арабского Востока. Ведущим видом искусства становится архитектура. Наиболее типичными постройками стали церкви, монастыри и замки, обычно располагавшиеся на холмах и берегах рек, господствуя над окружаю­щим ландшафтом, но при этом органично вписываясь в него. Ха­рактерными черты романского стиля были четкость форм, геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий и простейших геометрических фигур при наличии больших плоскостей, внушительность и торжественная мощь, суровая мужественная красота. Стены зданий, построенных в этом стиле, массивны, имеют тяжеловесные крыши и башни, двери и окна делаются узкими, широко использованы арки. Ранние романские постройки украшались настенной живописью, сменившейся затем монументальными рельефами.

Наиболее выдающиеся романские постройки: собор Нотр-Дам в Пуатье, замок Шато Гайар на Сене, соборы в Тулузе, Велезе (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере (Англии), церковь Сант Амброджо в Милане, Пизанский соборный ансамбль (Италия), соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия).

Изобразительное искусство в романском стиле подчинено формам и ритмам архитектуры. Фигуры имеют многочисленные отклонения от реальных пропорций человеческого тела, при этом удивительным образом сочетают суровую строгость, отвлеченность с одухотворенностью и экспрессией. В этот период появляется искусство витража.

К началу XIII века в искусстве начинается готический период. Готический стиль (итал. gotico - «готский», т. е. «варварский», от названия варварского племени готов, термин, появившийся в эпоху Возрождения и выражавший презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов) - художест­венный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распро­странившийся в Западной, Центральной и частично Восточной Ев­ропе. Готика во многом творчески унаследовала религиозно-культовый иерархический характер романского стиля, иррацио­нализм, символику и аллегорию мышления, присущие культуре Средневековья.

Наиболее ярко готический стиль воплотился в архитектуре. Самым главным его выражением стал городской собор, который возвышался над всеми другими постройками и вмещал в себя все взрослое население города. В основе готической конструкции – особая каркасная система, обеспечивающая прочность и устойчивость здания и позволяющая создать впечатляющие по высоте и обширности интерьеры соборов, украшенных огромными окнами с многоцветными витражами. Все детали здания (стрельчатые окна, высокие ажурные башни с остроконечными шпилями) устремлены ввысь, подчеркивая стремление человека к Богу. Этому способствуют и изящные скульптурные группы, украшающие готические соборы.

Готический стиль представлен соборами Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже, соборами в Амьене, Реймсе, Шартре (Франция), в Кельне и Ульме (Германия), Вестминтерским аббатством (Англия).

В XIV веке готический стиль получает дальнейшее развитие, здания украшаются тончайшей резьбой по камню. Такую резьбу стали называть каменным кружевом, а стиль – пламенеющей готикой. В такой технике выполнены соборы в Корби, Амбре, Аласоне и Конше (Франция).

В связи с развитием архитектуры меняется живопись и скульптура. Разнообразнее становится гамма красок, человеческие фигуры приобретают большую реалистичность, появляется всё больше черт, напоминающих о наследии античности. Постепенно, в XV-XVI вв. готика сменяется искусством Возрождения, но ее черты еще долго сохраняются в архитектуре Англии, Германии.

Средневековая литература. Глубокая религиозность средневекового общества обусловливала характерные черты средневековой литературы: теоцентризм (греч. theos – бог); абсолютизация духовного начала; понимание жизненной характерности как проявления либо Божественной сущности, либо происков нечистой силы; земная жизнь человека воспринимается лишь как пролог к жизни вечной; героем выступает человек, живущий по образу и подобию Божьему, и конфликт в произведениях часто обусловлен столкновением человеческого и Божественного, при этом возможности героя ограничены, что связано с представлениями о незыблемости сословной иерархии.

Период с V по X век. Литература включает в себя два потока: клерикальная литература (т.е. церковная), представленная молитвами, агиографией (житиями святых), и народная литература, продолжающая традиции античной. Популярным жанром становится героическая поэма, в которой затрагиваются, прежде всего, исторические темы и попытка формирования национального самосознания.

Англо-саксонский народно-героический эпос «Беов у льф», дошедший до нас в единственном рукописном свитке, датированным началом X века, состоит из двух частей, объединенных главным героем – легендарным Беовульфом, храбрым витязем короля гетов (скандинавского племени, жившего на юге Швеции). В первой части он освобождает Данию от опустошавшего её чудовища. Во второй части Беовульф, в течении пятидесяти лет правивший гетами, убивает страшного дракона, угрожавшего его стране, но и сам умирает, отравленный ядовитым дыханием врага.

«Ст а ршая Э дда»(также Эдда Сэмунда, Песенная Эдда и просто Эдда) – сборник древнеисландских песен, сохранившихся в рукописи второй половины XIII века, включающий в себя 10 мифологических и 19 героических песен (прорицания, собрания изречений, мифологические действа и чистое повествование). Самой известной из мифологических песен является песня «Прорицание вёльвы», которая содержит обзор судеб мира.

Период с XI по XV века. Литература делится на четыре потока: народная, клерикальная, куртуазная (от франц. courtois- учтивый, вежливый - придворно-рыцарское направление в европейской литературе XII-XIV веков, наибольшее распространение получило во Франции и Германии) и городская литература.

Французский народный героический эпос «Песнь о Роланде» дошел до нас в нескольких редакциях, наиболее ранняя и совершенная – Оксфордская (ок. 1170). Историческую основу произведения составляют события, упомянутые летописцем Эйнхардом (830 г.), связанное с разгромом арьергарда войск Карла Великого во главе с Роландом басками в Ронсельвальском ущелье (778 г.).

В XII веке появляются рыцарские романы, в числе наиболее популярных – рыцарский стихотворный роман о короле Артуре. Большой популярностью пользовался и немецкий роман «Тристан и Изольда» о любви жены корнуоллского короля Изольды и племянника её мужа Тристана. Эта легенда имеет множество параллелей в восточной и античной литературе. «Песнь о Нибелунгах» (XII век). Историческую основу произведения составляют события великого переселения народов – захват гуннами под предводительством Аттилы (Этцеля) Европы в V веке н.э.

Развивается поэзия, представленная в частности творчеством миннезингеров. Миннезингеры (певцы высокой любви) - рыцарские поэты-певцы в германских странах средневековой Европы, сочинявшие и тексты, и мелодии песен. Главной темой их творчества стала рыцарская любовь и служение даме сердца, кроме того, они воспевали служение Богу и сюзерену, поэтизировали военную жизнь рыцарей и военные походы. Во Франции популярными становятся трубадуры, провансальские поэты XI-XIII веков, слагавшие и исполнявшие свои произведения. Их поэзия, носившая светский характер, сформировалась на юге Франции в Провансе, при дворах феодальной знати. В произведениях воспевалась облагораживающая сила любви, красота «прекрасной дамы», ради которой рыцари подвергались опасностям. Лирика трубадуров отличалась музыкальностью и изысканностью форм (в дошедших до нас произведениях насчитывается свыше 900 размеров). Значительным явлением в литературе было и творчество вагантов – бродячих клириков, лишенных постоянных приходов, живших во Франции, Германии, Англии и Северной Италии XI-XIV веков, а также бродячих школяров и студентов, часто к ним примыкали разорившиеся горожане и мелкие рыцари. Ваганты слагали вольнодумные стихи, их сатира была направлена против папы и высшего духовенства, против богатых горожан. Прославлялось вино, женщины, земные радости.

Итальянская литература представлена в основном песнями, балладами, сонетами, т.е. лирической поэзией. В конце XIII века в Италии возникает новая поэтическая школа - «Новый сладостный стиль», прославляющий возвышенную, облагораживающую человека любовь к женщине. Его основатель и глава – болонский поэт Гвидо Гвиницелли, среди его последователей наиболее известны Гвидо Кавальканти, Брунетто Латини и в то время молодой и неизвестный Данте. Поэзия «Сладостного нового стиля» характерна для поэзии итальянского Предвозрождения, когда повышается интерес к внутреннему миру человека и делаются попытки раскрыть психологию влюбленного, преодолевается разрыв между небом и землей, потому что любовь к женщине представляется неким подобием любви человека к Богу.

Данте Алигьери (1265-1321) ещё в юношеских стихах воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть (1290 г.). Вершиной его творчества признана «Комедия», которую в конце XIV века стали называть «Божественной». Считается, что она была начата в 1307 году и закончена в 1321 году. Поэма была задумана как «видение» - странствие автора по загробному миру, по замыслу автора поэма должна была в аллегорической форме указать человечеству путь к спасению и счастью. Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Герой – сам поэт Данте, воплощающий человечество, погрязшее в грехах. Дабы выйти из состояния греховности, из состояния политической анархии, человечество должно подобно герою пройти через мир осуждения (т.е. через ад), через искупление (чистилище) и обрести блаженство (рай).

Образование. В период Раннего Средневековья в странах Западной Европы школьной образовательной программой занималась церковь. Существовали монашеские школы, где воспитывались будущие служители церкви, и светские школы, в которых обучались юноши из знатных семейств, не связывавшие свое будущее с церковной карьерой. В монашеских школах преподавались дисциплины, унаследованные от античной системы образования: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, ас­трономия и музыка.

Крупным образовательным центром стал первый университет, открытый в 1088 году в Италии на базе Болонской юридической школы. Затем открылись университеты в Англии (Оксфорд, Кембридж), во Франции (Сорбона). Университеты создавались как объединения студентов и профессоров, стремящихся добиться независимости от города, самоуправления. Они становились центрами духовной жизни.

Университетская средневековая наука – схоластика (от греч. scholastikos – школьный, ученый) – использовала метод рационального исследования проблем, с учетом доводов за и против и доведения их до решения; опиралась на традицию, на передачу знания. Обязательно в процесс обучения включались диспуты.

Множество проблем внутри системы образования, одной из которых являлась нехватка книг, обусловливало неравномерную степень образованности людей, окончивших различные учебные заведения. Временной фактор также играл свою роль, например, IX–X вв. отмечены подъемом естественно-научных знаний, созданием энциклопедий, учебников и руководств по данным отраслям знаний.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 526 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...