Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейская культура рубежа XIX-XX веков



Рубеж XIX-XX веков – время, которое обычно выделяют в отдельный период в истории развития культуры и искусства из-за чрезвычайной насыщенности во всех сферах жизнедеятельности (утверждение капиталистической системы хозяйства, формирование индустриальной цивилизации, создание единой системы наук и укрепление связей между наукой и производством, формирование новых философских концепций, переосмысление религиозных воззрений и места религии в жизни человека), это время небывалого расцвета европейского и русского искусства.

Импрессионизм (фр. impression - впечатление) – художественное течение, возникшее в 60-е гг. XIX века во французской живописи и получившее широкое распространение в мировом искусстве (живопись, литература, скульптура, театр). В 1880-е годы импрессионизм, начавший переживать кризис, распадается на несколько направлений, позднее оформившихся в постимпрессионизм. Своим названием импрессионизм обязан картине Клода Моне «Impression. Soleil Levant» («Впечатление. Восход солнца»), представленной на выставке в Париже в 1874 году. Моне и группу художников (О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн, К. Писсаро и др.), представивших на этой выставке новое направление, публика пренебрежительно назвала «впечатленцами». В своем творчестве художники стремились запечатлеть окружающий мир непредвзято и естественно, доказав при этом, что искусство не просто копирует действительность, оно может стать непосредственным отображением впечатления художника от увиденного, прочувствованного, пережитого. Главным становится не объект изображения, а субъективное восприятие его художником. Среди характерных черт импрессионизма – передача окружающего мира не в какой-то определенный момент, что характерно для живописи, а показ его изменчивости и подвижности, его ускользающей неповторимости, прежде всего, посредством цветовых ощущений, игры света, неожиданных ракурсов и композиционной фрагментарности.

Клод Оскар Моне (1840-1926) – французский художник, автор многочисленных пейзажей и композиций на открытом воздухе (наиболее известная из его ранних работ «Завтрак на траве», 1866, названа также как и полотно его современника французского художника Эдуарда Мане). Часто изображал на картинах свой дом и сад (в 1870-е гг. он жил в Аржантейе на Сене недалеко от Парижа, с 1880-х и до 1926 г. – в Живерни близ Вернона). Мировую славу приобрел к 1890-м гг. В это время создаются знаменитые серии картин Стога (1890–1891); Тополя (1890–1892); Руанский собор (1894), Виды Темзы (1899–1904) и Венеция (начата в 1908). В процессе создания каждой из них Моне работал одновременно на нескольких холстах, уделяя каждому не более получаса, передавая на каждом освещение и состояние вида в определенный довольно краткий промежуток времени. В течение нескольких дней он продолжал писать в той же последовательности, пока все картины не были закончены. Интерес представляет серия Кувшинки, состоящая из 14 огромных полотен, созданная в 1899 – 1926 гг. и изображающая пруд в саду в разное время дня (последние годы жизни были омрачены ухудшением зрения). Согласно замыслу самого Моне, серия выставлена в двух овальных залах Оранжереи Тюильри (Париж).

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) – французский живописец, график и скульптор. Особое внимание уделял жанру портрета. Участвуя в выставках импрессионистов, художник не переставал посылать свои работы в Салон, где особым успехом пользовался «Портрет мадам Шарпантье с дочерьми». Создавал сложные многофигурные композиции, часто писал картины, изображающие времяпрепровождение и отдых представителей среднего и низшего классов общества («Мулен де ла Галет», «Танец», «Завтрак лодочников»).

Главными фигурами постимпрессионизма в живописи стали П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог.

Поль Сезанн (1839-1906) – французский живописец и график, работавший вместе с импрессионистами, участвовавший в двух их выставках, но всегда стремившийся к созданию собственной эстетики. В своих работах он хотел не просто зафиксировать впечатление, а отобразить вечную гармонию вселенной через полноценный образ человека, природы посредством их глубокого изучения. Большое внимание уделял форме, объему, насыщенности цвета (три излюбленных цвета – зеленый, желтый и голубой). Писал пейзажи («Дома в Эстаке», «Сент Виктуар, окрестности Гардани»), портреты (три портрета «Жены художника в желтом кресле», «Женщина с кофейником»), натюрморты («Ваза с тюльпанами», «Персики и груша»). Ряд работ мастера находится в Эрмитаже («Девушка у пианино», ок. 1867-68, «Букет цветов в вазе», ок. 1874-75, «Автопортрет», ок. 1872-73, «Берег Марны», 1888, «Курильщик» ок. 1890-1892 и др.)

Поль Эжен Анри Гоген (1848-1906) – французский живописец, постимпрессионист, чье творчество близко к символизму и примитивизму. Стремился воссоздать в своих картинах земной рай - поэтически-прекрасный, наполненный непосредственным восприятием жизни, гармоничный мир островов южных морей с его яркой природой и людьми, не испорченными цивилизацией. Среди его работ, находящихся в Эрмитаже – «Беседа», 1891, «Женщина, держащая плод», 1893, «Пирога», 1896, «Сцена из жизни таитян», 1896, «Подсолнечники», 1901 и др.

Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландский живописец, постимпрессионист. Ранние работы мастера наполнены социальной тематикой, они написаны в темной, мрачной живописной гамме, с помощью которой передается безрадостный быт и страдания людей труда («Едоки картофеля», «Крестьянка»). Впоследствии, после знакомства с творчеством импрессионистов, создал свой стиль, для которого характерной становится светлая цветовая гамма, излюбленные цвета – голубой и красный, отличительной особенностью является экспрессивный, густой мазок («Подсолнухи», 1888). Впоследствии обостряются болезненная экспрессивность, экстатическая одержимость, одновременное стремление к гармонии и страх перед ужасающими, враждебными человеку силами, что в конечном итоге приводит художника к душевной болезни и самоубийству. Творческое наследие мастера – более 800 картин и 700 рисунков, в Эрмитаже находятся «Арена в Арле», 1888, «Хижины», 1890, «Воспоминание о саде в Эттене», 1888, «Куст», 1889.

Скульптура. Рене Франсуа Огюст Роден (1840-1917) – французский скульптор, чьи творческие поиски воплотили духовные искания эпохи, считается лучшим мастером своего времени. Скульптуры Родена воспевают красоту и благородство, передавая целую гамму человеческих эмоций, что достигается посредством умелой передачи движений человеческого тела и свободного положения фигур. Среди известнейших работ мастера - «Бронзовый век» (1876), «Иоанн Креститель» (1878). С 1880-х гг. Роден по заказу правительства начал работать над горельефной композицией «Врата ада» – символическим воплощением мира человеческих страстей. Шедеврами стали многочисленные этюды к данной незавершенной работе, которой он посвятил всю оставшуюся жизнь - «Мыслитель», «Мимолетная любовь», «Поцелуй» и др.

Музыка. Клод Ашиль Дебюсси (1862-1918) – французский композитор, пианист, дирижер, основоположник импрессионизма в музыке. Дебюсси обновил средства музыкальной выразительности, добился новой, экзотической гармоничности (в своем творчестве опирался на французскую и восточную музыкальные традиции, старался передать своеобразие музыки разных народов – испанцев, греков, американцев). Его произведения – стремление к синтезу искусств, поэтому среди характерных черт следует отметить поэтичность, психологизм, богатство красок. Среди его выдающихся произведений - опера «Пеллеас и Мелизанда», балеты «Кама», «Игры», романсы «Чудный вечер», «Мандолина».

Другой французский композитор и пианист – Жозеф Морис Равель (1875-1937) – продолжил искания Дебюсси в импрессионистическом направлении. Его творческое наследие также включает в себя произведения различных жанров, среди которых оперы, балеты, пьесы, сонаты, песни и проч. Основными отличительными чертами его творчества стали эмоциональность, чувствительность, изящество формы и конструктивная ясность, замечательные оркестровые эффекты.

Символизм (от греч. symbolon – символ – знак, опознавательный предмет) – направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX в., исполненное таинственности и мистицизма, стремления постичь высшие ценности посредством символов, ассоциаций, иносказаний. Символ имеет принципиальное отличие от художественного образа – он многозначен и его конечный смысл недоступен, не поддается толкованию, особенно при помощи разума, приблизится к разгадке можно только интуитивно. Символ является связующим звеном между миром материальным и духовным. Крайний индивидуализм, свойственный этому направлению, обусловливает бесконечное число возможных трактовок каждого символа, причем автор не станет помогать читателю (слушателю) в разгадке, он постарается сделать восприятие творческим процессом, в котором истинный ценитель прекрасного станет его соавтором. «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб). Символизм близок романтизму в таких моментах, как осознание реальности существования двух миров, бунтарство творчески одаренной личности против обывателей (символист противопоставляет обществу свой внутренний мир и художественные вкусы), стремление к поиску вечной красоты и чистого эстетизма. Теоретика символизма восходит к философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, к творчеству Р. Вагнера (музыку символисты считали важнейшим из видов искусства). Эстетика символизма складывается во французской поэзии (С. Малларме, А. Рембо, П. Верлен, Ш. Бодлер). Первым произведением символизма считается сборник стихов Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857), сонет из которого «Соответствия» стал программным для символистов, особенно важной является мысль поэта о соответствиях между звуками, запахами, формами и цветами.

Литература. Поль Верлен (1844-1896) – французский поэт, один из признанных лидеров символистского направления во французской литературе, считавший поэзию словесно-музыкальным излиянием души. Автор сборников стихотворений «Сатурнические стихотворения», 1866, «Галантные празднества», 1869, «Романсы без слов», 1874 и др.

Артюр Рембо (1854-1891) – французский поэт, большая часть произведений написана им в возрасте до 20 лет, в них он пытается вырваться из земной реальности и проникнуть в глубинные тайны «вселенской души», его образам свойственно одиночество и неприкаянность, яростное стремление обрести абсолютную волю («Пьяный корабль», 1871, сб. «Озарения», «Последние стихотворения», 1873).

Символизм широко распространился в других странах, в литературе рубежа XIX – XX вв. влияние символистов испытали английский писатель и поэт, теоретик литературы Оскар Уайльд («Портрет Дориана Грея», сказки), немецкий поэт Стефан Георге («Гобелен жизни», «Седьмое кольцо), бельгийский драматург Морис Метерлинк («Синяя птица»), австрийский поэт Рильке («Книга образов», «Часослов»).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...