Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейская культура XIX века



Сложные и противоречивые процессы XIX века - изменения в политической и социальной жизни, бурное развитие науки и техники, развитие новых направлений в философии и общественном мировоззрении – не могли не сказаться и на художественной культуре этого периода. Неоднозначно и само положение художественной культуры и искусства. Рост общественного престижа науки, пришедшая к политической и экономической власти буржуазия, сложности становления капитализма – факторы, осложняющие развитие искусства, оттесняющие его на второстепенное положение. Положительным моментом стало выделение особого социального слоя – интеллигенции, среди которой формировались как создатели, так и подготовленные ценители искусства.

Наука. XIX век называют веком науки и техники, чье развитие обусловило небывалые достижения в области производительных сил и материального производства. Наука, оставаясь в рамках классической формы, претерпевает изменения в стиле научного мышления и дифференциацию, ведущую к возникновению самостоятельных дисциплин. Особые достижения отмечаются в математике, физике, биологии и химии.

Философия. Складываются три направления: традиционное, берущее свое начало в Древней Греции, полнее всего представленное в XIX веке немецкой классической философией (Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Йозеф Шеллинг), позитивистское, опирающееся на рационализм в его конкретно-научном, эмпирическом виде, абсолютизирующее роль науки (основатель позитивизма – французский философ Огюст Конт), и направление, отвергающее науку и рациональное мышление, опирающееся на иррационализм, главным течением которого становится «философия жизни» (один из основателей – Фридрих Ницше).

Романтизм (фр. romantisme, от ср.-век. romant – роман) – идейное и художественное направление европейской и американской культуры конца XVIII - первой половины XIX века, антирационалистическое, основывающееся на воображении, эмоциональности и одухотворенности творческой личности. Слова «романтизм» и «романтический», использовавщиеся англичанами в XVIII в. для обозначения литературы Средневековья и Возрождения, постепенно стали обозначать нечто таинственное и чудесное. В конце XVIII века в Германии термин романтизм был впервые употреблен для обозначения литературного направления, теория романтизма была разработана школой «йенских романтиков», в которую среди прочих входили братья Шлегели, Новалис, Тик, Ваккенродер. В романтическом мировоззрении доминирует субъективность, эстетические поиски, тяга к интуитивному, бессознательному, фантастичному, экзотичность и контрастность, вызванные стремлением выдвинуть на первый план все самое исключительное в характерах и обстоятельствах, стремление творческой личности своими произведениями не просто создать, а пересоздать действительность, преобразить её. Такая личность вместе со своим героем стремится к абсолютной свободе, к идеалу, одновременно осознавая его недостижимость, к ценностям, находящимся за пределами реальной действительности. В недостижимости идеала, в разладе с реальностью и в невозможности смириться с этим заключен трагизм мироощущения романтиков. Неизбежным становится конфликт между избранной, одаренной личностью, находящейся среди толпы обывателей, понимающей как должно быть и как есть на самом деле.

Литература. Немецкий литературный романтизм представлен именами Гофмана и Гейне, Новалиса. Писатель, график, художник–декоратор, композитор (им в 1816 г. создана одна из первых романтических опер - «Ундина») Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) отразил в своем творчестве тему двойничества, создал трагический образ художника одинокого и непонятого в окружающем мире. Его перу принадлежат такие произведения, как новеллы «Золотой горшок», «Крошка Цахес», роман «Житейские воззрения кота Мурра». Созданные им образы вдохновляли таких композиторов, как Р.Шуман (балет «Крейслериана»), Ж.Оффенбах (опера «Сказки Гофмана»), П.И.Чайковский (балет Щелкунчик).

Поэзия Генриха Гейне (1797-1856) также стала источником вдохновения для ряда композиторов, в числе которых Р.Шуман, Ф.Шуберт, Ф.Лист, И.Брамс. Его перу принадлежат «Книга песен», «Германия. Зимняя сказка».

Литературный романтизм Англии связан с творчеством поэтов Дж.Г.Байрона, Дж.Китса, П.Шелли. В этом направлении писал Вальтер Скотт - создатель жанра исторического романа («Айвенго»).

Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788-1824) – поэт, создавший новый тип героя – свободолюбивого бунтаря, сочетающего доброе и злое начало. Байрон заложил основы таких жанров, как роман в стихах («Дон Жуан») и лиро-эпическая поэма («Паломничество Чайльда Гарольда»).

Франция. Франсуа Рене де Шатобриан, Жермена де Сталь, Альфред де Мюссе, Виктор Гюго, Жорж Санд – далеко не полный перечень имен. Известнейшим писателем стал Виктор Гюго (1802-1885), его предисловие к драме «Кромвель» стало манифестом французских романтиков. Поэт, драматург, теоретик литературы, чье творчество составляет десятки томов, он является автором прославленных романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные» и др. Самобытность его произведений – в неком отходе от классического понимания романтизма, он был близок к просветительской традиции и затрагивал самые острые социальные проблемы.

Романтическое направление в музыке представлено именами немецких композиторов Рихарда Вагнера (1813-1883, автора 13 опер, наиболее известные: тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда», «Тангейзер», «Парсифаль»), Роберта Шумана, австрийца Франца Шуберта, польского композитора и пианиста Фредерика Шопена.

В живописи XIX века ярким представителем романтизма стал французский художник Эжен Делакруа (1798-1863), он писал на исторические и религиозные темы, воссоздавал национальный быт и характеры («Еврейская свадьба в Марокко», «Алжирские женщины в своих покоях»), портреты (в том числе, Паганини, Шопена). Его картины отличаются динамизмом, экспрессией и внутренней напряженностью. Самая известная его картина - «Свобода на баррикадах».

Реализм (лат. realis – действительный, вещественный) – направление и метод в художественном творчестве, в основе которого лежит объективное, натуралистическое отображение действительности. Этим термином обозначают движение в литературе и искусстве Европы, возникшее в середине XIX века как ответная реакция на классическую и романтическую идеализацию. Термин в 50-х гг. XIX века был предложен французским литературным критиком Шанфлери. Различные элементы реализма всегда присутствовали в искусстве (начиная с эпохи первобытного общества), но как термин «реализм» принято употреблять применительно к художественным явлениям, возникшим не ранее XVII века (творчество Рембрандта и др.).

Реализм как художественный метод подразумевает глубокий, всесторонний анализ и оценку сути явлений и фактов, таких пороков общества, как бездуховность, грубый материализм, пренебрежение значимости человеческой личности.

В живописи крупнейшими представителями реализма выступают Г. Курбе, К. Коро, Ж. Милле.

Жан Дезире Гюстав Курбе (1819-1877) – французский художник. Писал портреты («Портрет мадам Брюйер»), жанровые сцены, пейзажи («Деревья в снегу», «Олень возле реки»), натюрморты («Натюрморт с яблоками и гранатами», «Натюрморт с цветами»). Стремился к отображению жизни без прикрас, его девизом стала «правда в искусстве», этим и обусловлено обращение к реализму. Его идеи и творческое наследие оказали заметное влияние на творчество многих художников, в том числе импрессионистов. Реалистическая манера Курбе поначалу вызывала острое неприятие критики, властей (реализм был оппозиционен в силу своей социальной тематики, положение усугублялось активной поддержкой его социалистами). Часто героями картин выступали люди труда («Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки», «Веяльщицы», «Дробильщики камня»).

Жан Франсуа Милле (1814-1875) – французский художник, гравер, рисовальщик, картины которого отличаются глубиной постижения жизни. Его обращение к теме труда (многочисленные изображения крестьян) является результатом увлеченности реалистическим методом, а не отражением политической идеологии. В его картинах нет приукрашенности, сентиментальности, они отображают тяжесть повседневной жизни и труда. Шедевром стала картина «Сборщицы колосьев» (1857), изображающая трех крестьянок, собирающих на поле колоски, оставшиеся после жатвы. Это право традиционно предоставлялось беднякам. Крестьянин и его жена, стоящие на закате посреди поля со склоненными головами и слушающие церковный колокол, призывающий к вечерней молитве, изображены на картине «Анжелюс» (1857-1859). Картина названа по первым словам молитвы «Angelus Domini» («Ангел Господень»), читаемой католиками трижды в день. Многие почитатели его творчества называют рисунки самой ценной частью его наследия. Художник делал рисунки углем, пастелью или черным мелком («Возвращение с полей», 1873, «Сельский вид», не датировано).

Литература. Франция. Реализм воплотился в творчестве Стендаля (псевд., наст. имя – Анри Мари Бейль, 1783-1842), в его романах «Красное и чёрное» и «Пармская обитель». «Красное и чёрное» - наиболее известное произведение автора, прототипом главного героя – Жюльена Сореля – стал молодой провинциал Антуан Берте, который был осужден и казнен в 1827 году за убийство своей любовницы. Стендаль сумел создать из простого эпизода уголовной хроники трагедию талантливой личности, не нашедшей применения своей энергии и способностям в эпоху Реставрации.

Оноре де Бальзак (1799-1850) – оказал огромное влияние на формирование реалистического западно-европейского романа. Он по-новому отображал действительность, его произведения отличает широта охвата жизненных явлений, их историческое, социальное, биологическое осмысление. В знаменитом цикле романов и повестей, объединенном названием «Человеческая комедия» (по аналогии с «Божественной комедией» Данте), сквозной становится темя становления личности под влиянием среды, делается попытка раскрыть глубинные тайны человеческой души и тайны человеческого общества. В основе внутреннего механизма, управляющего жизнью общества, лежат деньги и золото, именно они дают людям власть и положение. 96 романов цикла Бальзак разделил на три части: «Этюды о нравах» («Отец Горио», «Утраченные иллюзии»), «Философские этюды» («Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр»), «Аналитические этюды» («Физиология брака»).

Ги де Мопассан (1850-1893) – романист («Жизнь», «Милый друг»), признанный мастер новеллы и рассказа. В его произведениях противопоставляются естественные чувства человека и лживость, несостоятельность моральных норм, пропагандируемых представителями буржуазии.

Англия. Вальтер Скотт (1771-1832), начавший с романтических поэм, всемирную известность приобрел благодаря своей реалистической прозе. Создав в литературе новый жанр – исторический роман, умело сочетал в нем романтические и реалистические тенденции. Среди известнейших его произведений – «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Пуритане».

Чарльз Диккенс (1812-1870). Главные герои его произведений, как правило, – люди врожденной нравственной чистоты, противопоставленные героям с ярко выраженными отрицательными чертами (лицемерам, скупцам и эгоистам), носителями этих черт выступают не только представители высших слоев общества, но и те, к которым автор наиболее часто обращался в своем творчестве – это представители средних и низших слоев. Излюбленная тема – тяжелое детство как беспризорное, так и внутри семьи, при деспотичном домашнем воспитании. Широкую известность снискали его романы «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд», «Домби и сын», «Лавка древностей», «Холодный дом».

Следует также упомянуть Уильяма Мейкписа Теккерея (1811-1863) – автора знаменитого романа «Ярмарка тщеславия». В этом романе Теккерей старался при сохранении верности реализму в смешном ракурсе отобразить общество, исполненное всевозможными грехами и уничижающее человека, ведь в конечном итоге такое отношение к личности является самоубийственной глупостью.

В конце XIX века - первой половине XX века английский литературный реализм представлен творчеством Шоу, Голсуорси, Уэллса. Джордж Бернард Шоу (1856-1950) – лауреат Нобелевской премии 1925 г., автор пьес, интересных зрителю сочетанием комедийного начала с философскими, политическими мотивами («Пигмалион», «Профессия миссис Уоррен», «Тележка с яблоками»). Джон Голсуорси (1867-1938) – лауреат Нобелевской премии 1932 г., в произведениях создал эпическую картину современных ему нравов Англии. Центральным произведением его творчества является «Сага о Форсайтах», форсайтизм стало понятием нарицательным. Герберт Джордж Уэллс (1866-1946) – прозаик, драматург и социальный мыслитель (пропагандировал идею Всемирного государства и боролся за предотвращение мировой войны). Является основоположником современной научной фантастики. В произведениях широко использовал свое естественно-научное образование (доктор биологии). Автор всемирно известных романов «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров».





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...