Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнерусское искусство



IX-XI вв. Русская культура формируется с середины I тысячелетия н.э., когда славяне начинают играть самостоятельную роль в мировой истории, к IX веку складываются все условия для создания первого русского государства (наличие обширной территории, большая численность населения, развитые социально-экономические связи), возникает Киевская Русь. Главными центрами были Киев и Новгород. Основу экономики составляли земледелие и скотоводство, хорошо были развиты гончарное, ювелирное дело, деревообработка, выплавка металла и др. Формирование культуры и искусства, начавшееся на славянской языческой основе, развивалось под тесным влиянием христианской культуры Византии. В 988 г. во времена правления великого князя Владимира Святославовича происходит крещение Руси, и начинается переосмысление духовной жизни и нравственных приоритетов, так как отвергнутыми становятся старые представления о происхождении человечества и его истории. Происходит активное развитие литературы, излагающей христианскую точку зрения на эти и другие вопросы.

Литература. Древнерусская литература попадает под определение средневековая литература, характерные черты которой были обозначены выше, среди особенностей, присущих русским произведениям - стремление донести идеи исторического и политического единства русского народа, отсюда – возвышенность стиля и желание создать обширные произведения. Переводная литература представлена в основном книгами, необходимыми для богослужения (Евангелие, Апостол, Служебник, Требник, Псалтырь), и религиозными книгами, с которыми верующие могли ознакомиться самостоятельно (произведения богословов Василия Кессарийского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, агиографические произведения (от греч. hagios – святой + graphio – пишу), т.е. жития святых). Первое оригинальное русское житие повествует о мученической кончине князей Бориса и Глеба, погубленных по приказанию князя Святополка, который стремился завладеть великокняжеским киевским престолом их отца великого князя Владимира. Светские переводные издания представлены естественно-научными, историческими сочинениями, сборниками изречений. Возникновение русского летописания относят к середине XI века, времени княжения Ярослава Мудрого (1019-1054), когда киевским митрополитом становится Иларион. Древнейший дошедший до нас летописный свод – «Повесть временных лет» (ок. 1113 г.) – составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Архитектура. В X-XI вв. активно развивается архитектура, возникает каменное строительство, тогда как до принятия христианства все постройки возводились из дерева. Активно ведется как гражданское, так и храмовое строительство. Первый каменный храм - церковь Успения Богородицы построена в 989 - 996 гг., была прозвана Десятинной, так как князь выделил десятую часть своих доходов на её сооружение. Церковь была разрушена во время монголо-татарского нашествия. Известно, что это была огромная по площади (около 900 кв.м.) 25-главая шестистолпная церковь, обнесенная с трех сторон пониженными галереями, отчего её облик напоминал пирамиду, что сильно отличало её от других построек, хотя конструктивно она была выполнена в крестово-купольной системе, принятой на Руси от Византии. Крестово-купольными стали называть храмы, построенные таким образом, когда центральные (продольный и поперечный) своды, перекрещиваясь, образуют крест, увенчанный куполом, изнутри свод и купол поддерживаются четырьмя колоннами. К XI в. относятся два знаменитых памятника древнерусского зодчества – храм св. Софии и Золотые врата в Киеве.

XII-XIII в. В XII веке русские княжества выходят из подчинения Киеву, наступает период феодальной раздробленности. Формируются новые культурные центры, в целом это – период расцвета культуры. XIII век для Руси стал временем, когда, благодаря победам князя Александра Невского, была устранена западная угроза (победа над шведами в Невской битве 1240 г. и победа над немцами в Ледовом побоище в 1242 г.), но не была предотвращена восточная угроза (1240-1480 гг. - время вассальной зависимости Руси от Золотой Орды).

Архитектура. В Новгороде, Полоцке, Смоленске, Чернигове, Владимиро-Суздальском княжестве возникают самобытные архитектурные школы (хотя основная крестово-купольная конструкция сохраняется). Новгородскую школу отличает монументальная мощь, суровая строгость форм, скромность убранства. В 1119 г. был выстроен знаменитый Георгиевский собор Юрьева монастыря, в 1198 г. – церковь Спаса-Нередицы (под Новгородом). Яркие памятники архитектуры Владимиро-Суздальской школы относятся ко времени правления князя Андрея Боголюбского, желающего прославить и возвеличить свои земли – Успенский собор во Владимире (1160), церковь Покрова на Нерли (1165).

Изобразительное искусство. Продолжается процесс восприятия и преобразования византийских традиций. Развиваются монументальная (мозаика, фрески) и станковая живопись (иконопись). Наиболее любимым и почитаемым на Руси образом стала Владимирская икона Божьей Матери (XII в). «Еван, Георгий и Власий» - образ, выполненный новгородскими иконописцами, является примером своеобразия их традиций. Новгородскую иконопись отличает контрастность ярких цветов (как правило, красный фон, на котором выделяются одеяния святых – синие, белые или желтые), относительная простота исполнения.

Литература. В начале 90-х гг. XVIII века историком, археологом и знатоком старинной книги графом А.И. Мусиным-Пушкиным в одной из древних рукописей было обнаружено «Слово о полку Игореве», одно из самых известных произведений древнерусской литературы. В основе сюжета лежит исторический факт, описанный в Киевской летописи – неудачный поход на половцев в 1185 г. князя Игоря Святославича. Но главным в произведении стало не отображение исторических событий, а их политическая и эмоциональная оценка, стремление призвать русских князей к единению для совместной защиты родной земли. До сих пор не установлено авторство (выдвинуто более 20 гипотез) и время написания (приблизительно 1185-1197). После московского пожара 1812 г. «Слово…» сгорело вместе со всем собранием рукописей А.И. Мусина-Пушкина. В XIII веке сложился «Киево-Печерский патерик» - сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI в. Данный период – время активного развития торжественного красноречия, представленного такими именами, как Климент Смолятич, Кирилл Туровский. С середины XIII века основной в литературе становится патриотическая тема, создается образ идеального правителя – сильного воина и мудрого государственного деятеля, каким в прошлом являлся Владимир Мономах, а среди современников стал Александр Невский, осуждению подвергаются несогласованные действия против врагов остальных князей, занятых междоусобными распрями.

XIV-XVII вв. В XIV веке место культурного и экономического центра постепенно занимает Москва. Конец XIV века ознаменовался победой над иноземными завоевателями на Куликовом поле московского князя Дмитрия Донского в 1380 г. В XV веке Русь становится суверенным государством, не зависимым от орды (1480 год – знаменитое «стояние на Угре» войск великого князя Ивана III и хана Ахмата), и с конца века называется Россией. XVI век стал временем складывания и укрепления централизованного государства и окончательного возвышения Москвы. XVII век, прозванный бунташным, начался годами великой смуты, к середине века окончательно формируется крепостное право, что приводит к обострению классовой борьбы. В XVII веке окончательно складывается единая общерусская культура, к концу столетия завершается эволюция средневековой культуры, и появляются элементы культуры нового времени, прежде всего, связанные с её «обмирщением», с развитием светского начала.

XIV-XV вв. Архитектура. С середины XIII в. до середины XIV в. на Руси практически не велось каменное строительство, что негативно сказалось и на развитии других видов искусства, прежде всего, фресковой росписи. Со второй половины XIV в. началось возрождение зодчества, прежде всего, в таких центрах, как Новгород и Псков. Основными постройками продолжали оставаться храмы (церковь Федора Стратилата в Новгороде), активно велось и гражданское строительство (Грановитая палата, Новгородский кремль, многочисленные боярские каменные палаты). Развивалось московское каменное строительство, началась постройка Московского Кремля.

Иконопись достигает небывалых высот благодаря творчеству таких иконописцев, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405) – выходец из Византии, в чьем творчестве во время его пребывания на Руси выделяют новгородский и московский периоды. Новгородский период отмечен смелым творческим поиском, приводящим мастера к созданию образов, исполненных истинной одухотворенностью, в Новгороде частично сохранилась сделанная им роспись церкви Спаса на Ильине улице. Московский период характеризуется обретением спокойствия и уравновешенности (Архангельский и Благовещенский соборы Кремля, церковь Рождества Богородицы).

Андрей Рублев (1360/1370-1427/1430) – русский иконописец, монах Андроникова монастыря, создатель московской школы живописи. Он участвовал в создании росписи и икон Благовещенского собора Московского Кремля, в котором он работал вместе со своим учителем Феофаном Греком, Успенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Характерные черты его творчества – возвышенность, гармоничность, умиротворенность – отразились в наиболее известном творении Андрея Рублева – иконе «Троица», изображающей трех Ангелов, символизирующих три ипостаси Единого Бога. Икона была создана для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Литература. Создается памятник литературы, прославляющий победу русских войск в Куликовской битве – «Задонщина», созданный, вероятно, иереем Софронием Рязанцем, состоящий из двух основных частей – «жалости» по убитым и «похвалы» живым. В произведении через сопоставление событий прошлого и настоящего проводится мысль о единстве земли Русской и связи между Киевской Русью и Русью Московской. «Задонщина» дошла до нас в шести списках, древнейший – Кирилло-Белозерский – был переписан монахом Ефросием. «Хождение за три моря» - записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию в 1466-1472 гг., выделяющиеся среди подобных географических сочинений отсутствием приукрашенности повествования, наблюдательностью, веротерпимостью при сохранении верности своей земле и вере.

XVI-XVII вв. Литература. В XVI веке формируются новые исторические концепции. Теория происхождения Русского государства отразилась в «Сказании о князьях Владимирских» и «Сказании о Владимире Мономахе», в которых излагалась история происхождения русских князей от римского императора Августа, и, следовательно, утверждалось их право на все русские земли, и получение Владимиром Мономахом царских регалий от императора Византии Константина Мономаха. В середине XVI века складывается идея о Москве как о «третьем Риме», основывающаяся на распространенном в то время мнении о греховности всего латинского (католического) мира, и о том, что как «первый Рим», так и «второй» (Константинополь), впали в ересь и перестали быть центрами христианского мира, но на смену им приходит Русское царство («третий Рим»). Широкое распространение получили послания псковского старца Филофея, содержащие эти идеи и фразу, ставшую знаменитой: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В целом в культуре и литературе наблюдается жесткая централизация, различные летописные своды сменяет общерусская великокняжеская (после – царская) летопись, создается единый свод церковной литературы - «Великие Минеи чети» (12 томов для чтения, материал в которых расположен по месяцам). В XVI веке многие местночтимые святые признаются общерусскими, одним из основных видов письменности остается агиография. Наиболее ярким произведением этого жанра стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная выдающимся писателем и публицистом священнослужителем Ермолаем Еразмом в связи с канонизацией новых муромских чудотворцев (в рукописных вариантах названа житием). Источником послужили народные легенды о летающем змее-оборотне и мудрой крестьянской девушке Февронии, ставшей княгиней. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую печатную книгу – «Апостол», в 1574 – первый печатный русский букварь. В духовной культуре XVII века произошел ряд важнейших событий: раскол православной церкви, вызванный реформами патриарха Никона, и, как следствие, появление старообрядчества; формирование системы образования (появление государственных и частных школ, открытие первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии в Москве в 1687 г.). Происходит процесс разделения литературы на официальную и демократическую и социальное расслоение литературы и культуры в целом. Продолжение укрепления светских традиций в литературе хорошо видно на примере житийного жанра. Протопоп Аввакум – один из деятелей старообрядческого движения, автор более 80 произведений, проведший последние 15 лет своей жизни в остроге и сожженный в 1682 г. – создал уникальное произведение «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Произведение автобиографическое и реабилитационное, не каноническое, прежде всего, потому, что автор в нем сам заявляет о своей святости, а о святости человека ведает только Бог, и на земле в православной традиции решение о канонизации принимается после кончины человека.

Архитектура. Происходит усиление светского начала, отказ от строгости церковных канонов и стремление к нарядности и декоративности. В архитектуре конца XVII века складывается новый стиль – «московское барокко», иначе «русское барокко» или «нарышкинское барокко» (название происходит от фамилии главных заказчиков строений - бояр Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и около неё строились церкви в этом стиле). Основные черты данного стиля: четкая симметрия, многоярусность, создающая впечатление устремленности ввысь, тщательность в проработке деталей, декоративность, многоцветность (церковь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиевого монастыря, колокольня Новодевичьего монастыря). Стремление к украшению и декоративной отделке фасадов заметно и в гражданском строительстве. Состоятельные купцы выстраивают каменные жилые дома как в Москве (палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке), так и в других крупных городах – Ярославле, Нижнем Новгороде т.д.

Живопись. В живописи XVII века под воздействием стремления к реализму развивается бытовой и портретный жанр. Портретный жанр назывался парсунной живописью (парсуна – искаженное persona – личность, лицо). В начале века парсуны исполнялись на липовых досках с применением яичных красок, в традиционной иконописной манере, художники стремились к точному воспроизведению черт (парсуны царя Федора Ивановича, воеводы князя М.В.Скопина-Шуйского). К концу века внимание переносится на внутренний мир человека (портрет Н.К.Нарышкиной, матери Петра I).

Театральное искусство. В XVII веке появляется русский театр, до этого времени его заменяли различные народные обряды и выступления скоморохов. Во время правления царя Алексея Михайловича в Москве появляется первый придворный театр, в котором ставились пьесы на библейские сюжеты. Первое представление состоялось 17 октября 1672 г., была представлена пьеса «Артаксерксово действо». Постановщиком первых спектаклей был пастор Грегори из Немецкой слободы, иноземными были и актеры. Позже, в принудительном порядке стали обучать «комедиальному делу» и русских «отроков». Школьный театр существовал при Славяно-греко-латинской академии, авторами пьес были преподаватели, исполнителями – учащиеся.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...