Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практика и истина как атрибуты процесса познания



Практика — это действие, предметно-преобразующая деятельность, опыт Практика первична по отношению к познанию:

1.как источник новой информации, основа познания;

2.определяет содержание познания;

3.определяет цель познания;

4.создаст условия познавательной деятельности.

Практика не может осуществляться без знания. Знание выступает предпосылкой практики в трех основных формах:

1.знание о свойствах объекта;

2.знание цели деятельности;

3.знание программы, которая ведет к цели.

Итак, познание выражает познавательное отношение человека к миру. Главная проблема познавательного отношения - возможность достоверного познания сущности. Противоположная реалистической позиция — агностицизм. Агностицизм считает возможным познание, но ограничивает его познанием явлений. В этой дихотомии «реализм — агностицизм» движется весь процесс познания мира.

Познавательные способности человека:

1.чувственное познание;

2.абстрактное мышление;

3.интуиция;

4.творчество.

Истина — соответствие конкретно-чувственных и понятийных

представлений объекту.

Истина—идеальное воспроизведение действительности в познании.

Истина — бесконечная последовательность результатов понимания (совсем не непосредственное и неизменно правильное отражения объекта).

От истины надо отличать истинность как гносеологическую характеристику отношения объективного содержания знания к объективной реальности.

Объективность истины — такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Сторонники когерентной (от лат. «сцепление, связь») концепции истины считают данное утверждение истинным, если оно получено по определенным логическим правилам из других предложений, ранее признанных истинными. Критерий истины — в логическом доказательстве.

Корреспондентная теория истины исходит из того, что те или иные утверждения должны соответствовать нашей действительности. Как же добиться этого соответствия? Когда предложения содержат понятия, отражающие наблюдаемые свойства и отношения, например «красный», «шарообразный», «кислый», «твердый» и т. п., достаточно посмотреть, лизнуть или потрогать вещь. В более сложных случаях теоретические понятия переводятся на язык наблюдений. Сами теоретические предложения переводятся в предложения, описывающие вполне наблюдаемые ситуации.

Критерий истины — в прямом наблюдении. Сторонники программатичной концепции истины считают, что истинность знаний проверяется успехом соответствующей деятельности.

Истина относительная и абсолютная. Абсолютная истина в философии марксизма понимается в трех смыслах:

1)абсолютно полное знание обо всем, что было, есть и будет в мире;

2)моменты абсолютного, непреходящего знания и составе знания относительного;

3)т.н. вечные (окончательные) истины.

В первом случае абсолютная истина недостижима, но нет пределов все более полного «овладения» ею. Во втором и третьем смысла* абсолютная истина «включается» в человеческое познание на каждом из его этапов. Таким образом, истиной является не только абсолютная истина, т.е. полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительное, неполное, т.е. относительная истина.

С этой точки зрения относительность истины заключается в:

1)субъективности формы познания истины (специфичность человеческих форм отражения);

2)приблизительности суждений «истина и ложь» (не исключается некоторая неопределенность, ошибки, искажения истины);

3)неполноте научных теорий (поскольку всякая данная истина есть преходящая ступень знания о предмете. Ее (данную истину) нужно рассматривать как результат предшествующего развития познания и как пункт его последующего развития);

ограниченности области применения суждений, которые могут быть вполне истинными, но относиться к очень узкой группе предметов (Гавайские острова лежат в Тихом океане; Белинский умер в 1848 г.).

Это т.н. окончательные (вечные) истины. Окончательные истины представляют собой либо точно «привязанные» к определенному месту и времени констатации фактов, либо некоторые общие законы и характеристики.

Окончательные истины оказываются таковыми, как правило, лишь в относительных границах как в смысле их применения к ограниченной области или к одному из аспектов действительности, так и в смысле своей точности.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

Истина — в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъект-на. Это значит, что она не существует помимо человека и человечества. Истина объективна — это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность.

Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

В понятие конкретной истины включается указание на время, время существования объекта и момент, или период, его отражения субъектом. Если же время объекта или время субъекта меняется, то знание может потерять свою объективность.

Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания.

Истинное знание имеет место не только в научном познании Существуют различные формы истины: истина обыденная (или повседневная), истина научная, художественная истина, истина нравственная. Виды (формы) истины соответствуют видам знания.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1063 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...