Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие познания и его структура



Теория познания, или гносеология, — раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и условия, ношение знания к реальности.

Гносеология — термин, происходящий от греческих слов гносис — «знание» и логос — «учение», означает «учение о знании». В гносеологии рассматривается познавательное отношение человека и мира, познавательная деятельность человека.

Стержень всех проблем современной гносеологии — проблема «Что я могу знать?» (И. Кант). Это вопрос о пределах и условиях познания. Самые общие традиционные вопросы гносеологии: познаваем ли мир; познаваемы ли окружающие человека предмет (вещи, отношения, процессы); как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру; в состоянии ли наше мышление познавать действительность.

Вопрос «Познаваем ли мир?» означает, можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления сущности.

Познание — усвоение чувственного переживания того или иного положения вещей с целью нахождения истины.

Познание — это процесс познания и результат познания (знание). В познании «нечто познается как нечто». Например, говорят: «Он познал его как лжеца». Таким образом, в познании содержится оценка; она опирается на опыт. В познании всегда содержится также узнавание. Кто не знает, что есть лжец и что лжец осп,, тот никогда не сможет познать человека как лжеца.

Учение о познании разрабатывалось со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. С Канта гносеология определилась как учение о научном познании. Его книга «критика чистого разума» — поворотный пункт в истории гносеологии, в котором впервые из общей теории познания выделяется теория естественно-научного знания (эпистемолошя).

Предмет учения о познании — всеобщее в познавательной деятельности. Познание изучается с точки зрения объективного источника, а также возможностей к познанию.

Различаются объект и субъект познания.

Объект — вещь, предмет; то, что противостоит субъекту как действительное, как часть внешнего мира.

Субъект — источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является прежде всего индивид. Но не только индивид, это и коллектив, и социальная группа, общество в целом.

В познании субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. Субъект постигает, а объект постигаем. Предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта.

«Субъект» и «объект» - парные категории. Субъект всегда предполагает объект, а объект всегда предполагает субъект. Без субъекта нет объекта. Они неразрывно связаны. Под объектом в гносеологии следует понимать не просто любой фрагмент объективной реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта, который становится предметом деятельности субъекта.

В истории философии сложились две мировоззренческие позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.

Познавательно-реалистическая позиция признает возможность достоверного познания не только чувственно воспринимаемых вещей, их свойств и отношений, но и скрывающейся за ними сущности предметов.

Агностицизм — учение, убеждение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...