Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет философии. Античное понятие философии было тождественно научному зна­нию вообще: предметом была вся действительность



Вопрос о предмете философии ставится в рамках научной сто­роны философского знания, т.е. философия рассматривается здесь, прежде всего как наука. Предмет философии формировался исто­рически.

Античное понятие философии было тождественно научному зна­нию вообще: предметом была вся действительность. Объект фило­софии начинал очерчиваться и изучаться на уровне «живого созер­цания».

В течение многих веков философия выступала натурфилосо­фией. Частные естественные науки в течение длительного време­ни не имели в своей структуре теоретического уровня знания

Теоретическое, умозрительное относилось к философии как уче­нию об общем. Понимание философии как, учения о всеобщем (теоретическом) встречается уже у Аристотеля. Впоследствии за «первой философией» (Аристотель) установилось название «метафизики» (то, что «после физики»). Метафизика стала сино­нимом

философской науки о первых началах, о всеобщем. В на­стоящее время термин «метафизика» имеет три значения: онто­логия; философия вообще; всеобщий метод, противоположный диалектике.

Центральным понятием в определении предмета философии яв­ляется «всеобщее». Что есть всеобщее? Метафизика, по Канту, долж­на основываться на гносеологии, на учении о всеобщем в мышле­нии у Гегеля всеобщее существует исключительно в сфере «чистого мышления». Всеобщее есть чистая мысль. Понимание предмета философии как всеобщего, а философии как теории всеобщего общепризнано. И как прежде, так и сейчас сама трактовка «всеобщего» различна в разных философских системах.

Исторически третье понимание философии (после «протознания» и «метафизики») связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Таким образом, рассмотрение вопроса о предмете философии связано с выяснением отношения филосо­фии частных наук в историческом аспекте. Существует две концепции изменения предмета философии. Норная концепция «распочкования»; вторая — предметное самоопределение философии. Суть первой концепции в том, что предмет философии в ходе развития научного знания и выделения частых наук должен был «распочковаться», т.е. содержание фи­лософии как метафизики и натурфилософии оказалось «разобранным, но частям — отдельными науками». Философия в итоге «распа­лась», разложилась. По этой концепции получается, что философия не может иметь собственного предмета познания, а потому не мо­жет быть и самостоятельной наукой. В лучшем случае философия оказывается, растворена в позитивном знании; выступает учением о науке вообще и о методах частных наук, т.е. не выходит за грани­цы совокупного частного знания. В соответствии с концепцией «предметного самоопределения философии» становление философии как самостоятельной науки завершилось примерно к середине XIX в. I исторически третье понимание философии связано с окончанием размежеванием философии с другими областями знания.

Концепция «распочкования» рисует картину формирования фи­нн, философии (появление у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается принципиально иным, нежели любой дру­гой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир—человек,». В этой системе две подсистемы: «мир» и «человек». Взаи­моотношения между этими сторонами подразделяются на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духов­но практический.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 728 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...