Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
По мере того как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:
теоретическая философия, ее цель — знания ради знания;
практическая философия, ее цель — знания ради деятельности;
творческая (патетичная) философия, ее цель—знания ради творчества.
Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику — к патетической. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и патетических, а первая философия, естественно, имела абсолютную первостепенность по отношению ко всем другим теоретическим дисциплинам. У стоиков (IV в. до н. э.) философия начиналась с логики. Но она не имела статуса самостоятельной науки, а была введением ко всему комплексу наук. После логики шла физика (учение о природе), а после физики — этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Для стоиков первостепенное значение имела этика, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе) только подготавливали основные жизнеполагающие положения и выводы философии о назначении и судьбе человека, об отношении ее к вечному и бесконечному миру. Протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории В Новое время в плане построения автономной метафизики фундаментальную разработку получила теория познания (гносеология). В представлениях того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление).
То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего).
Попытку переосмысления структуры философского знания сделал И. Каши. В «Критике способности суждения» он говорит о трех частях философии и соотносит их с тремя «способностями души». Под ними он подразумевает познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант, т.о., трактует философию как учение о единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорациональное понимание, как только теории или методологии научного познания, которые высказывались вначале просветителями, а потом позитивистами. Сфера философии охватывается следующими вопросами.
Что я могу знать?
Что я должен знать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй—мораль, на третий — религия, на четвертый — антропология. Кант подчеркивает и задает перспективу осмысления антропологической проблематики как наиважнейшей для философии, Гегель, наоборот, считает, что главная цель философии состоит в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель прежде всего видит способность к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности к постижению разумного ума. Поэтому философию. Поэтому философию Гегель определяет как самопостижеиие человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля — разумный человек, который познает действительность при помощи понятий и категорий. Гегель выделяет три части философского знания:
1)логику;
2)философию природы;
3)философию духа.
К философии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских дисциплин о государстве и праве, морали и моральности, о всемирной истории, об искусстве, религию и саму философию. Таким образом, гегелевская системе философии универсальна, она охватывает мир человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!