Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функции философии



Под «функцией» понимается:

1)способ действия;

2) способ проявления активности системы (философского знания)

3)типы решаемых задач по отношению к человеку, социальной груп­пе, пауке, к искусству, другим явлениям социальной действительности.

Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемах человек»,

Философия выступает как:

1) информация о миро в целом и об отношении человека к этому миру;

2) комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности.

Соответственно различают:

1) мировоззренческие;

2) методологические функции философии.

Мировоззренческие функции включают в себя следующие.

1)Гуманистическая функция: помогает осмыслить жизнь, найти ее смысл и укрепить свой дух.

2)Социально-аксиологическая функция включает в себя под функции:

3)конструктивно-ценностную разработку представлений о ценностях (добро, справедливость, правда, красота); формирование представлений о сопельном идеале (соотношении личности и об­щества);

интерпретаторскую подфункцию — интерпретация социальной действительности;

критическую — критика структур, состояний социальной действительности, расхождения социальной действительности с идеалами.

4)Культурно-воспитательная функция. Функция способна оградить, человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышле­ния; воспитание способности субъекта не обходить познаватель­ные противоречия.

5)Отражательно-информационная функция. Разработка мировоз­зрения, соответствующего современному уровню науки, истори­ческой практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции философии (отношение к пауке):

эвристическая (формирование гипотез и теорий);

координируемая (координация методов);

ингефирующая (между научными дисциплинами);

логико-гносеологическая (частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания).

Философия как наука. До сих пор стоит вопрос о научности философии. Существует ли сходство частных наук и философии или они принципиально различны? Раскрываются ли научно-ра­ционалистические аспекты философии или нет?

Та или иная система знания считается научной или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям,

Критерии научности следующие:

1) объективность;

2)рациональность;

3)эссенциалистская направленность;

4)системность знании;

5)проверяемоеть.

Критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания.

Таким образом, философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания; и в этом отношении философии есть наука, вид научного знания.

Философия как идеология. Идеология всегда выражает интересы общества, ее главный принцип — не принцип объективности, как естественных наук, а принцип партийности. Партийность - это определенность социальной позиции субъекта.

Поскольку в философии имеется идеологическая сторона, она есть одновременно идеология и наука. Философия стремится к научному познанию мира и в то же время к максимальному вы­ражению интересов субъекта или группы.

Философия как гуманитарное знание. Философия относится к гуманитарным наукам. Наиболее яркие примеры в этом отноше­нии концепции Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Л.И. Шестова.

Объектом гуманитарных наук является индивид, его духовный, внутренний мир, а также связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека через текст.

Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении. Потенциальным текстом является и человеческий поступок. Текст и его понимание — специфическая особенность гуманитарного знания. Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой индивидуальности, с ним связана диалогичность гуманитарного познания.

Философское знание имеет гуманитарный характер.

Философия как искусство. Философские произведения так же, как произведения искусства, оказываются личностными, выражаю­щими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Результаты философствования тесно связаны, как и в ис­кусстве, с индивидуальностью. На этом своеобразии философского знания основан феномен личностного, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других (кто-то, например, не принимает Гегеля, но увлечен Сартром, другой — наоборот).

Родственность философии и искусства и их взаимопроникнове­ние вплоть до слияния демонстрируется тем, что философские тру­ды нередко создавались в форме художественных произведений (к примеру, у Платона, Ницше, Камю), а многие выдающиеся поэты и писатели (Пушкин, Достоевский, Толстой) были философами-мыс­лителями.

Философия как трансцендирующее постижение объекта. Трансцендирующий характер — сторона философского позна­ния. «Трансцендентный» (от лат. «переступать») понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за предела­ми этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Этому понятию противоположно «имманентное». Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые находятся за пре­делами их наличия бытия. Трансцендентное входит в религиоз­ное познание и в философию. Трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания, как научная рациональность, но способно уловить некоторые глубинные свойства постигае­мого бытия («ведающее неведение»). Постижение богатства пер­воосновы мира происходит также благодаря медитации. Углуб­ляясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более са­мого себя. Медитация входит составным элементом в общий фи­лософский метод трансцендирования. Трансцендирование тес­но связано с мистикой, если под ней понимать «нечто загадочное, необъяснимое», «веру в сверхъестественное, божественное, таинственное». Любое философствование, доходящее до границ с непостижимым и до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может не касаться областей сверхъестественных. В мистическом опыте трансцендентное становится имманентным. Результатом философского трансцендирования — с включенны­ми в него медитацией и мистикой — является философская вера. Это уже не наука, а психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное, нереально существующее. Специфика этой веры — в ее предмете, каким оказываются первоосновы мира и бытия человека.

Верой (в философии), по Ясперсу, называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценденцией. Подлинное отличие философии от предметно познающего мышления, применяемого в науках, состоит в том, что философии, и только ей, присуще трансцендирующее мышление.

Из сказанного следует, что отдельными своими сторонами, как и отдельными концепциями, философия подобна религии и мистицизму как видам познания.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 747 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...