Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проверки знаний …………..……………………....... 162 8 страница



С точки зрения Э. Фромма в жизни нет другого смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, используя свои силы и живя, творя благо. “Реализовать нашу главную задачу – задачу полного раскрытия и развития всех потенциальных сил, в границах, заданных условиями существования, - возможно лишь в случае активной и настойчивой жизнедеятельности <…>”[295]. Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он потенциально является, воспитать в себе личность. Думаю, с этой мыслью ученого согласятся многие. Свобода нужна для сохранения целостности своей личности, для того, чтобы не потерять свое “я”[296]. Капитализм, справедливо утверждает Э. Фромм, превратил личность в средство достижения экономических целей, в средство накопления капитала: “Человек стал маленькой деталью одного огромного экономического механизма. Далее все просто: если он владеет достаточно большим капиталом, то он – большая и нужная шестерня; если он беден и не имеет ни гроша за душой, то он – маленькая гайка”[297]. Можно согласиться с Э. Фроммом в том, что даже при самых лучших условиях реализуется только часть человеческих возможностей. Смерть всегда настигает человека прежде, чем он успеет полностью родиться[298].

В украинской философской мысли проблема человека была одной из центральных тем. Философы издавна размышляли над вопросом о смысле жизни, о достижении человеком счастья. Мыслители Киево-Могилянской академии подчеркивали, что смысл жизни заключается в активном творческом труде, направленном на общественное и личное благо. Человек сам создает свое счастье, которое заключается отнюдь не в погоне за материальными благами и должностями (вспомним Г.С. Сковороду!). Конечно, для счастья необходимы и определенный уровень материального достатка, и достойное положение в обществе, или общественное признание, и здоровье, чувственные наслаждения. Однако счастье – это, прежде всего, способность работать, самосовершенствоваться, удовлетворять свои духовные потребности.

Великая поэтесса Леся Украинка (1871-1913) видела смысл жизни человека в достижении гармоничной свободной жизни, в которой человек един с природой, в которой он может раскрыть свою собственно человеческую сущность. А в реальности царят бездушие, мещанство, безволие, страх, унижение человеческого достоинства. Поэтому необходимо действовать, решительно бороться за воплощение в жизнь высоких идеалов, чему Леся Украинка и посвятила свою жизнь. Похожие мысли можно найти в творчестве другого украинского гения И.Я. Франко (1856-1916). Смысл человеческой жизни, с его точки зрения, - это напряженный поиск своей “земли обетованной”, то есть достижение полноты бытия через сопряженные с сомнениями и тревогами, ударами и испытаниями творческий поиск истины и создание нового, преображенного, свободного состояния человека и общества.

Областью философских интересов В.К. Винниченко (1880-1951) являлся внутренний мир человека, его переживания, взаимоотношения “я” (личного) и “мы” (коллектива). Человек должен быть счастливым. Но как достичь счастья? Как согласовать интересы “я” и “мы” – ни за счет “я ”, ни за счет “мы”? Как соединить борьбу за общечеловеческое счастье с борьбой за счастье личное? Герои произведений В.К. Винниченко часто к этому согласованию не способны, попадают в нечеловеческие ситуации, принимают нечеловеческие решения и погибают или остаются совершенно одинокими. Для мыслителя характерно пристальное внимание к неповторимой индивидуальности, которая любит, ненавидит, страдает, ошибается, пытаясь различить Добро и Зло, которая находится в состоянии постоянной рефлексии, постоянной внутренней борьбы, которая ищет себя и собственную цель в жизни. Проблема экзистенциального выбора рассматривается В.К. Винниченко в произведениях “Дочь жандарма”, “Натусь”, “Грех”, “Ступени жизни”. В романе “Лепрозорий” В.К. Винниченко утверждает, что человечество является всесторонне больным: и физически, и духовно. Это болезнь хронического дискордизма (то есть рассогласования сил - чувств, мыслей, инстинктов, воли и т.п.), вечной несогласованности с собой. Террор, война, диктатура, насилие вообще, ненависть (личная, классовая, национальная, расовая, религиозная), эгоизм во всех его разновидностях – это все проявления дискордизма. В человеке борются инстинкты сохранения жизни и эгоизма. Современная жизнь человечества – это гигантский лепрозорий. Счастье – это здоровье, радость, это ощущение гармонии мира, это равновесие и согласование всех сил, достижение целостности, то есть конкордизм. Нужно жить в согласии с законами природы, со всеми живыми существами, с близкими, с коллективом своим, с единомышленниками, с самим собой. Нужно жить так, чтобы каждое твое чувство было оправдано умом, а каждая идея развита до горячего чувства[299]. Необходимо быть последовательным до конца, быть честным с самим собой.

Как видим, ответы на вопрос о смысле жизни (как и мысли о жизни), о том, как и для чего живет человек, к чему он должен стремиться - индивидуальны. Однако подавляющее большинство мыслителей считает, что оставить на земле след, продлить себя, если не в вечности, то хотя бы на определенное время можно не только оставив после себя потомство, но и через высоконравственное общественное служение, через свой свободный творческий труд, результаты которого являются ценными и для других людей, через добрый след в их душах. Классиков читают спустя многие века, - значит, они продолжают жить. Сущность человека деятельностна. Мне представляется, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы успеть реализовать свою человеческую сущность, или, поднимая выше “планку требований” к себе, успеть воспитать в себе личность и оставаться ею, несмотря ни на что. Жизнь вообще и человеческая в частности обладает самостоятельной ценностью. Однако смысл жизни заключается не только в ее сохранении и защите (это относится и к индивидуальной человеческой жизни, и ко всему миру), но и в ее свободном творческом преобразовании на взаимосвязанных началах Истины, Добра и Красоты.

Из глубокой древности, от Конфуция дошел до нас призыв не делать другим того, чего себе не желаешь, помогать другому достичь того, чего хотел бы достичь ты сам. Стремись жить мудро и справедливо, стремись познать космос и самого себя, чтобы развиваться гармонично, - продолжают античные философы. Ставь перед собой цель развить и проявить себя всесторонне и неповторимым образом, творчески, в этом смысл твоей жизни, - убеждают итальянские гуманисты эпохи Возрождения. У С. Кьеркегора есть фраза о том, что человек, “не выбравший себя” (то есть не раскрывший подлинный смысл своего существования, свою роль в мире), наносит миру урон.

Человек может поставить перед собой цель – стать счастливым, или хотя бы достойным счастья. Счастье тоже может пониматься по-разному. Например, счастливым можно назвать человека мудрого (ведь как утверждали античные философы, мудрый не совершает ошибок). Мудрец иначе осознает действительность, и в этом смысле можно согласиться с А. Шопенгауэром: “Счастливыми или несчастными делает нас не то, каковы вещи в объективной действительности, а то, какими они являются нам в нашем представлении…”[300]. Счастье жить имея возможность постоянного разностороннего самосовершенствования, испытывая удовольствие от соприкосновения с прекрасным, от осознания собственной необходимости и самоценности (и в этом смысле незаменимости и неповторимости) своего бытия. Счастье содействовать достижению счастья другими людьми.

Существует понятие “социальная смерть”: состояние, когда человек, невероятно устав физически и душевно от каждодневной борьбы с разного рода проблемами, замыкается в себе, отдаляется от других людей. Это путь и к биологической преждевременной смерти. Вместе с тем, по-своему прав и Мартин Бубер(1878 – 1965):у обустроенного и беспроблемного человека едва ли проснется когда-нибудь желание очной ставки с самим собой… [301]

Проблема смысла жизни и поисков истинного существования с особенной силой встает перед человеком в особых “пограничных ситуациях” (по выражению К. Ясперса): болезнь, смерть, выбор, потрясение и т.п. Сегодня вся наша жизнь стала пограничной ситуацией. Необходимо иметь ясный разум, чтобы это осознать и мужество, чтобы настойчиво искать ответ на вопрос о смысле своей человеческой жизни.

Заключение

Любой человек всегда по-своему современен: его сущность конкретно-исторична, и он всегда (так или иначе, в разной степени, оригинально) отражает ту эпоху, в которой живет, он ее “продукт” (а так как его эпоха – закономерный этап в развитии человечества, то человек определенным образом отражает и все предыдущие исторические эпохи). Человек живет и развивается в определенной системе исторических координат, задаваемой определенными конкретно-историческими обстоятельствами – экономическими, политическими, социальными, духовными. Он – дитя своего исторического времени, и в этом смысле он исторически свое-временен. Но современен ли? Понятие “время” не только связано с понятием “длительность”, но и с понятиями “изменение”, “прехождение”, “развитие”. Социокультурные условия, которые формируют человека, как бы он к ним ни относился, тоже меняются. Кто их изменяет, формирует? Сами люди. Значит, и я тоже могу принимать в участие в этом творческом процессе. Однако я должна к этому быть подготовлена – иметь желание творить и обладать соответствующим развитием, развитием, которое отражало бы достижения человечества, по крайней мере, в избранной мной профессиональной области. Мне необходим определенный уровень духовного развития. Люди пытаются действовать, опираясь на свои представления об идеалах, которые выражают их собственные, субъективные взгляды, их субъективное время (которое, впрочем, отражает и объективные факторы общественного развития). Это должны быть действительно прогрессивные идеи, идеалы, не ведущие к застою, развалу – как общества, так и самого человека. Такое творчество (одновременное изменение и мира вокруг себя, и себя самого) и будет означать согласование, соответствие моего субъективного времени времени историческому. Тогда человек становится действительно современным. Однако как быть, если у меня все же нет возможности (так сложились обстоятельства) что-либо изменять в мире вокруг себя, а мир этот меня не устраивает (скажем, духовные ценности данной эпохи)? Я замыкаюсь в себе, ограничиваюсь узким кругом общения с понимающими меня людьми, мировоззрение которых сходно с моим. Я становлюсь несовременной? Но я живу в согласии со своим временем, своими представлениями, которые расходятся с общепринятыми, я начинаю жить в состоянии раскола, противоречия, “надрыва”, как говорил Ф. Достоевский. Как вынести такое противоречие? Нужно ли искать компромисс?

Дерзая осваивать макрокосм всесторонне, человек становится микрокосмом, то есть малой организованной целостностью – подобием космического целого. Не анализируя себя самого, смысл и цели своего индивидуального, уникального существования, не стремясь гармонизировать свой духовный мир, человек не сможет продвинуться вперед в исследовании сущности космоса. При этом человек необходимо выходит за рамки своего собственного бытия и осознает себя существом космическим, конечно-бесконечным, неразрывно связанным с космосом многообразными связями. Многие философы, принадлежащие к различным философским течениям, подчеркивают, что бытие человека – это бытие-в-мире. Стремясь теоретически осознать мир как целое, человек открывает в нем противоречия, которые движут развитием как мира, так и его самого. Анализируя современное мировое состояние, многие мыслители соглашаются друг с другом в основном: наступила “кризисная эпоха”, ведущей стороной которой является кризис антропологический[302]. Ученые пишут о “всеохватности” и “длительности” “Великого Кризиса”, о кризисе “антропоцентричного устроения мира”[303]; о том, наконец, что главной философской проблемой конца XIX - начала XX века стал “отдельный человек, во всем своем индивидуальном своеобразии <…>”[304]. В философской мысли действительно наблюдается “антропологический поворот” (М. Шелер). Человек одинок, “расколот”, “одномерен”: “Таков современный культурный кризис. Это кризис нецельного духа, расколотого, расщепленного человека”[305]. Прав И.А. Ильин, когда утверждает, что “расколотый” человек вырабатывает “раскалывающую доктрину, неспособную ни узреть, ни осмыслить тайну жизни и мировой разумности <…>”[306]. Однако человек не утратил еще стремления к полноте своего бытия, к поискам абсолютных (универсальных) его оснований, которые многими мыслителями усматриваются в религиозной вере. Состояние кризиса обнаруживает очевидность объективного существования серьезных, в данном случае, глобальных проблем. Кризис можно рассматривать как необходимый момент в развитии, который свидетельствует о том, что способы и средства разрешения назревших проблем уже совершенно не соответствуют последним, и необходимы существенные и энергичные перемены. Представляется, что поиски путей преодоления кризисного состояния, преодоления “расколотости” и “одномерности”, то есть поиски оснований подлинно человеческого бытия в мире, как и ответа на вопрос о сущности человека, приводят многих современных ученых к выводу, к которому в свое время пришел Н.А. Бердяев: необходимо создать новую антропологию. Сегодня эта задача является очень актуальной и, прежде всего, из-за глобальных проблем современности. Под угрозой оказалось само существование человека. Поэтому уже в 20 веке перед учеными остро встала проблема пересмотра критериев общественного прогресса. Стали писать о “человеческих качествах”, о “человеческом измерении” и т.п. Означало ли это возврат к возрожденческой еще парадигме антропоцентризма? Даже если и так, то при новом понимании сущности человека, космоса и их взаимодействия, при осознании необходимости их коэволюционного развития. Человек – существо противоречивое, конечно-бесконечное. Это индивидуальное, ограниченное “я”, обладающее богатейшими потенциальными возможностями и способностями. В этом смысле границы “я” не являются незыблемыми. Однако чувство заброшенности, беспомощности, бездомности человека, вызванное кризисными процессами 20 века, усиливает внимание мыслителей именно к его ограниченности. Глобальные (макрокосмические) проблемы свидетельствуют о противоречивости человеческого бытия, об антропологических пределах (границах) человеческой деятельности. С.С. Хоружий замечает, что антропология может развиваться как описание “антропологической границы” – границы сферы всех проявлений и возможностей человека, горизонта человеческого существования[307]. Одной из форм выражения современного антропоцентризма выступает так называемый антропный принцип в космологии, который можно сформулировать так: мир таков, потому что существует (возможен) человек. При таком подходе свойства Вселенной ставятся в зависимость от особенностей (свойств) человека. Однако антропный принцип можно сформулировать и иначе: существование человека во Вселенной возможно потому, что она такая, какая есть. Это означает наличие границы у преобразующей мир человеческой деятельности. Все это требует дальнейшего изучения. При анализе взаимодействия человека и космоса возникает вопрос: а может ли вообще что-либо одно быть центром философской парадигмы – человек, космос, биосфера? Если под философствованием понимать стремление человека теоретически отразить мир как целостность, как единство разнообразных взаимосвязей, то можно утверждать, что для выполнения такой задачи человек также должен быть существом целостным, точнее, быть личностью, или, по крайней мере, стремиться ею стать.


Список основной рекомендованной и использованной литературы

1. Горбачев В.Г. Основы философии: курс лекций: учеб. пособие / В.Г. Горбачев. – 3-е изд. – Брянск: Курсив, 2002. – 352с.

2. Философия: учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – 6-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 576с.

3. Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928с.

4. Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд. - М.: Центр,1997. - 272с.

5. Бучило Н.Ф. Философия: учебн. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – 3-е изд. - М.: ПЕР СЭ, 2003. – 447с.

6. Социальная философия: учебник / Под общ. ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. - Киев: Харьков: Изд. центр “Единорог”, 2002. – 736с.

7. Філософія: підручник / За заг. ред. М.І. Горлача, В.Г. Кременя, В.К. Рибалка. - Харків: Консум, 2000. - 672с.

8. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2001. – 736с.

9. Семинарские занятия по философии: учеб.-метод. пособие / Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высш. шк., 1991. - 287с.

10. Сморж Л.О. Філософія: навч. посібник / Л.О. Сморж. – Київ: Кондор, 2004. – 416с.

11. Пекарик А.М. Філософія: підручник / А.М. Пекарик. – Київ: Промінь, 2004. – 480с.

12. Філософія: навч. посібник / Л.В. Губерський, І.Ф. Надольний, В.П. Андрущенко та ін.; За ред. І.Ф. Надольного. – 2-е вид. - Київ: Вікар, 2001. - 516с.

13. Мареев С.Н. История философии (общий курс): учеб. пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. – 880с.

14. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. – Ч.1. Становление и развитие философии. – 1989. - 367с.

15. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. /И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. – Ч.2. Теория и методология: проблемы, понятия, принципы. – 1989. – 639с.

16. Фрагменты ранних греческих философов: Пер. / Изд. подгот. А.В. Лебедев; авт. вступ. ст. И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1989. – Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – 576с.

17. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: учебник для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 2001. – 703с.

18. Соколов В.В. Средневековая философия: учеб. пособие для филос. ф-тов и отд-ний ун-тов / В.В. Соколов. - М.: Высш. шк., 1979. - 448с.

19. Пашук А.І. Нариси з історії філософії середніх віків: підручн. для студ. вищ. навч. закл. / А.І. Пашук. – Київ: Видавничий Дім “Ін Юре”, 2007. – 712с.

20. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие / А.Х. Горфункель. - М.: Высш. шк., 1980. - 368с.

21. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков: учебник / В.В. Соколов. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1996. – 400с.

22. Соколов В.В. Введение в классическую философию / В.В. Соколов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 352с.

23. Гусєв В.І. Західна філософія Нового часу. XVII – XVIII ст.: підручник / В.І. Гусєв. – 2-ге вид. – Київ: Либідь, 2000. – 368с.

24. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века: учеб. пособие для студ. филос. факультетов ун-тов / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. – М.: Высш. шк., 1986. – 400с.

25. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVІІІ - начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов / В.Н. Кузнецов. - М.: Высш. шк., 1989. - 480с.

26. Горський В.С. Історія української філософії: підручник / В.С. Горський, К.В. Кислюк. – Київ: Либідь, 2004. – 488с.

27. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Высш. шк., 1991. - 559с.

28. Мареев С.Н. Философия XX века (истоки и итоги): учеб. пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. - М.: Академический Проект, 2001. - 464с.

29. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991. – 463с.

30. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХІХ век /Отв. ред. И.Т. Фролов. – М.: Республика, 1995. – 528с.

31. Проблема человека в западной философии: переводы / Общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. – 552с.

32. Новейший философский словарь / Сост. и гл. ред. А.А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280с.

33. Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815с.

34. Современная западная философия: словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Политиздат, 1991. – 414с.

Список дополнительной рекомендованной и использованной литературы

1. Августин А. Исповедь: Пер. с лат. /А. Августин. – М.: Канон+, 1997. – 464с.

2. Аристотель Сочинения: в 4 т. Т.2: Пер. с древнегр. / Аристотель. – М.: Мысль, 1978. – 687с.

3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т.4: Пер. с древнегр. / Аристотель. – М.: Мысль, 1983. – 830с.

4. Бердяев Н.А. Дух и реальность / Н.А. Бердяев. – М.: ООО “Изд-во АСТ”; Харьков: “Фолио”, 2003. – 679, [9]с.

5. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев. – М.: ООО “Издательство АСТ”; Харьков: “Фолио”, 2003. – 702с.

6. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М.: Правда, 1989. – 607с.

7. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999. – 592с.

8. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т.2 / Ф. Бэкон. - М.: Мысль, 1972. – 582с.

9. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель. - М: Мысль, 1977. – 471с.

10. Гельвеций. Сочинения: в 2 т. Т.1 / Гельвеций. - М.: Мысль, 1973. – 647с.

11. Гельвеций. Сочинения: в 2 т. Т.2 / Гельвеций. - М.: Мысль, 1974. – 687с.

12. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. Т.1: Пер. с лат. и англ. / Т. Гоббс. – М.: Мысль, 1989. – 622, [2]с.

13. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. Т.2: Пер. с лат. и англ. / Т. Гоббс. – М.: Мысль, 1991. – 731, [1]с.

14. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. Т.1: Пер. с фр. / Д. Дидро. – М.: Мысль, 1986. – 592с.

15. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. - М.: Мысль, 1979. – 620с.

16. Златоструй. Древняя Русь Х-ХІІІ вв. / Сост., авт. текст, коммент. А.Г. Кузьмина, А.Ю. Карпова. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 302 [2]с.

17. Ильин И.А. Религиозный смысл философии / И.А. Ильин. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003. – 694, [10]с.

18. Камю А. Избранное: Пер. с фр. / А. Камю. – М.: Прогресс, 1969. – 543с.

19.Камю А. Изнанка и лицо: сочинения / А. Камю. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во “Фолио”, 1998. – 863с.

20.Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. – СПб.: Наука, 1995. – 528с.

21.Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем. Н. Лосскогосверен и отред. Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным / И. Кант. – М.: Мысль, 1994. – 591, [1]с.

22. Конфуций. Уроки мудрости: сочинения / Конфуций. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во “Фолио”, 1999. – 958с.

23. Кьеркегор С. Или-или / С. Кьеркегор. – М.: Арктогея, 1991. – 420с.

24. Ламетри Ж.О. Сочинения / Ж.О. Ламетри. - М.: Мысль, 1976. – 551с.

25. Левицкий С.А. Трагедия свободы / С.А. Левицкий. – М.: Канон, 1995. – 512с.

26. Лейбниц Г.-В. Сочинения: в 4 т. Т.1: Пер. /Г.-В. Лейбниц. – М.: Мысль, 1982. – 636с.

27. Лейбниц Г.-В. Сочинения: в 4 т. Т.3. Пер. /Г.-В. Лейбниц. – М.: Мысль, 1984. – 734с.

28. Маркс К. Святое семейство, или критика критической критики / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955. - Т.2. – С.3-230.

29. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - М.: Политиздат,1974. - Т.42. – С.264-266.

30. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е. изд. - М.: Политиздат, 1974. - Т.42. – С.41-174.

31. Марсель Г. Быть и иметь / Г. Марсель. - Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. – 160с.

32. Монтень М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / М. Монтень. - М.: Правда, 1991. – 656с.

33. Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. Т.2.: Пер. / Николай Кузанский. – М.: Мысль, 1980. – 471с.

34. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: сб.: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак”, 2003. – 269, [3]с.

35. Паскаль Б. Мысли: Пер с фр. / Б. Паскаль. - СПб.: Азбука-классика, 2004. – 336с.

36. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль // Ф. де Ларошфуко. Максимы. Б. Паскаль. Мысли. Ж. де Лабрюйер. Характеры: Пер. с фр. - М., 1974. – 543с.

37. Платон. Диалоги: Пер. с древнегр. / Платон. – М.: Мысль, 1986. – 607с.

38. Платон. Сочинения: в 3 т. Т.2: Пер. с древнегреч. / Платон. – М.: Мысль, 1970. – 611c.

39. Платон. Сочинения: в 3 т. Т.3. Ч.1: Пер. с древнегреч. / Платон. – М.: Мысль, 1971. – 687с.

40. Платон. Сочинения: в 3 томах. Т.3. Ч.2: Пер. с древнегр. / Платон. - М.: Мысль, 1972. – 678с.

41. Руссо Ж.-Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений: Пер. с фр. / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Дет. лит., 1976. – 190с.

42. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии: Пер. с фр. / Ж.-П. Сартр. – М.: Республика, 2000. – 639с.

43. Сартр Ж.-П. Тошнота: роман: Пер. с фр. / Ж.-П. Сартр. – М.: ООО “Издательство АСТ”; Харьков: “Фолио”, 2004. – 317, [3]с.

44. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1990. – С.319-344.

45. Секст Эмпирик. Сочинения: в 2 т. Т.1: Пер.с древнегр. / Секст Эмпирик. – М.: Мысль, 1976 – 399с.

46. Сенека. Марк Аврелий Наедине с собой / Сенека. Марк Аврелий. – Симферополь: Реноме, 1998. – 384с.

47. Сковорода Г. Сочинения: в 2 т. Т.1 / Г. Сковорода. - М.: Мысль, 1973. – 511с.

48. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVвек) / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 384с.

49. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: сочинения / Б. Спиноза. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО–Пресс, Харьков: Изд-во “Фолио”, 1998. –864с.

50. Трубецкой Е.Н. Избранное / Е.Н. Трубецкой. - М.: Канон, 1995. – 480с.

51. Фейербах Л. Сочинения: в 2 т. Т.1: Пер. с нем. /Л. Фейербах. – М.: Наука, 1995. – 502с.

52. Фейербах Л. Сочинения: в 2 т. Т.2: Пер. с нем. /Л. Фейербах. – М.: Наука, 1995. – 425с.

53. Федоров Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. – М.: Мысль, 1982. – 711с.

54. Фома Аквинский Сумма теологии, Ч.1, вопр. 1-43 / Фома Аквинский. - Киев: Эльга, Ника-Центр, Москва: Элькор-МК, 2002. – 560с.

55. Фома Аквинский Сумма теологии. Ч.1, вопр.75-119 / Фома Аквинский. - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 576с.

56. Франк С.Л. С нами Бог / С.Л. Франк. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003. – 750, [2]с.

57. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя: Пер. с англ. / Э. Фромм. – Мн.: ООО “Попурри”, 1998. – 672с.

58. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. / Э. Фромм. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1990. – 336с.

59. Фромм Э. Революция надежды: Пер. с англ. / Э. Фромм. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 283, [5]с.

60. Шопенгауэр А. Под завесой истины: сб. произведений / А. Шопенгауэр. – Симферополь: Реноме, 1998. – 496с.

61. Шопенгауэр А. Сборник произведений: Пер. с нем. / А. Шопенгауэр. – Мн.: ООО “Попурри”, 1998. – 464с.

62. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1983. – 483с.

63. Энгельс Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1982. – 359с.

64. Эсхил. Трагедии: Пер. с древнегр. / Эсхил. – М.: Изд-во художеств. лит., 1971. – 383c.

65. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 527с.

66. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - 3-е изд. - М.: Высш.шк., 1999. - 400с.

67. Афонов А.П. Социализация индивида как субъективно-объективный процесс: монография / А.П. Афонов. – Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2001. – 232с.

68. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. – М.: Наука, 1989. – 272с.

69. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики / А.С. Богомолов. – М.: Мысль, 1982. – 263c.

70. Винниченко В. Лепрозорій / В. Винниченко // Вітчизна. – 1999. - №1-2. – С.2-63; №3-4. – С.22-72; №5-6. – С.20-80.

71. Достоевский Ф.М. Записки из подполья: повесть / Ф.М. Достоевский. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 256с.

72. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. - 464с.

73. История теоретической социологии: в 4 т. Т.1 / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 1997. – 496с.

74. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. учебное пособие для гуманит. вузов / В.Е. Кемеров. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 215с.

75. Кессиди Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1988. – 220с.

76. Коплстон Ф. История философии. ХХ век: Пер. с англ. / Ф. Коплстон. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. – 269с.

77. Кремень В.Г. Філософія: мислителі, ідеї, концепції: підручник / В.Г. Кремень, В.В. Ільїн. – Київ: Книга, 2005. - 528с.

78. Кузнецов В.Н. Французский материализм ХVІІІ века / В.Н. Кузнецов. - М.: Мысль, 1981. - 303с.

79. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования / С.Я. Лурье. – Л.: Наука, 1970. – 664с.

80. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: ист.-филос. очерки и портреты / Н.В. Мотрошилова. – М.: Политиздат, 1991. – 464с.

81. Философия: учебник для вузов / Под ред. Л.Г. Кононовича и Г.И. Медведевой. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 576с.

82. Философия западноевропейского Средневековья: учеб. пособие / Отв. ред. Д.В. Шмонин. – СПб.: Изд-во С.–Петерб. ун-та, 2005. – 299с.

83. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Т.2: Л – С / Гл. ред. С.С. Аверинцев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 671с.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...