Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Просвещения. Киево-Могилянская академия



В конце XVI ст. начинается новый этап в развитии духовной мысли в Украине. Важную роль в развитии философской культуры Украины того периода сыграла Острожская академия – первая украинская школа высшего типа. В Острожской академии изучали семь так называемых свободных наук, излагали старославянский, греческий и латинский языки. Философия как отдельная дисциплина в Острожской академии еще не значилась, но читался курс логики, которая называлась тогда диалектикой. Уровень преподавания свободных наук (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, физика и астрономия) имел обобщающий, философский характер.

В Острожской академии был сконцентрирован значительный научный интеллектуальный потенциал, который оказывал содействие интенсификации процессов взаимообмена идеями, духовного взаимообогащения их носителей. В этом взаимообмене и взаимообогащении рождалась особая философия, в основе которой лежала идея обоснования необходимости сохранения и развития старославянского языка, требование абсолютной точности при переводах с греческого языка на старославянский священных и богослужебных книг. Особое место занимала вера в чудодейственную силу старославянского языка.

Особое значение в процессе духовного становления человека уделялось самопознанию. Иван Вышенский, в частности, считал, что благодаря самопознанию человек становится способным преодолеть свою земную форму и войти во внутренний духовный контакт с высшим бытием. Вследствие этого, озаренный небесным светом, человеческий ум проникает в скрытую сущность весомого поучительного слова Библии, а сам человек превращается из существа, которое привязано к земным желаниям и страстям, в духовного человека. То, что постижение истины возможно через самопознание, острожские книжники основывали на убежденности в неразрывной связи между умом отдельного человека и Богом, в непосредственном контакте человеческого мышления и бытия.

На основе идеи противопоставления Бога и мира, Бога и человека острожские книжники формируют представление о ничтожности, греховности человеческой природы, предельном унижении и нивелировании ее познавательных способностей. Однако при этом верили в силу человеческого познания, которая, по их мнению, зависела от искренности, настойчивости и воли каждого человека. На основе этой веры звучит призыв к украинскому народу рассматривать свой собственный, внутренний потенциал как основу саморазвития, обосновывается идея свободы совести, право человека на свою веру и церковь. Острожский культурно-образовательный центр своей деятельностью внес значительный вклад в развитие философской мысли Украины. В нем культивировалось понимание философии как мудрости с характерными поисками истины на пути мистического единения с Богом. Здесь отстаивалась жизнеспособность традиций славянской письменности, развивались реформационные и ренессансно-гуманистические идеи.

В конце XVI и в начале XVII ст. в Украине и Белоруссии возникали и развивались религиозно-национальные организации православного населения городов — братства. Братства были выразителями национального протеста украинского и белорусского народов против политики национального и религиозного угнетения украинцев и белоруссов со стороны польсько-шляхетных правящих кругов и католической церкви.

Первое братство и его школа были созданы в Украине во Львове в 1586 г. В конце XVI и в начале XVII ст. братства возникали в Киеве, Луцке, Остроге, Вильне, Могилеве, Минске и многих других городах.

Самыми влиятельными в Украине были Львовское и Киевское братства, а созданные братствами школы вели широкую культурно-просветительскую деятельность. Антицерковная, реформационная по своей сути направленность идеологии и общественно-политической деятельности братств — одна из характерных черт ранних периодов братского движения. В пределах этой идеологии развивалась философская мысль братств.

Выдающийся деятель Львовской, а потом и Киевской братских школ Исайя Копынский в своем произведении «Алфавит духовный» исследует с философской точки зрения проблему человека. Он рассматривает человека с позиций подъема в нем морального, умного и духовного начала, которые раскрываются в процессе самопознания. Познавая себя, человек раскрывает свою двойственную натуру, которая состоит из телесной и духовной, внешней и внутренней. И перед ним возникает дилемма, чему отдать предпочтение: преходящему, противоречивому, тленному миру, с которым он связан телом, своему ли внутреннему естеству, уму, бессмертному духу, которым он уподобляется Богу. И. Копынский советует человеку избрать второй путь, который, по его мнению, ведет к познанию Бога, единению с ним, достижению блаженства не только на небе, но и на земле. Определенный интерес представляют философские идеи такого представителя Киевского братства, как Кирилла Транквиллиона Ставровецкого. Транквиллион, рассматривая проблему «Бог-мир», создает учение о четырех мирах. Первый — это мир невидимых духовных сущностей, которые принадлежат к небесной иерархии. Второй — макрокосм, мир видимых телесных вещей, в котором живет человек. Третий — сам человек, микрокосм. Четвертый — объединение злых людей и грешников с дьяволом, которое в определенной степени является самостоятельным творческим началом зла.

Транквиллион, различая четыре мира, прежде всего показывает, что не весь мир – зло. Он делает ударение на красоте и доброте телесного мира, в том числе тела и телесных чувств человека.

Ставя в центр своего учения проблему человека, Транквиллион, в отличие от своих предшественников, придает проблеме души и тела не только моральное, но и гносеологически-естественное звучание. Без тела и вегетативных процессов человек не может жить, а его душа — ощущать, понимать, приобретать и обнаруживать добропорядочность, поэтому тело — друг души. Транквиллион приближается к признанию гармонии души и тела.

Заметным представителем второго периода братского движения есть Мелетий Смотрицкий (прибл. 1572-1633), который, в отличие от предшественников, придает общественно-гражданское направление своим работам. Проблема человека, его душа, критика нравственно-социальных недостатков того общества приобретают у него подчиненное значение. Призывая к человечности и обращаясь к совести и самопознанию человека, М.Смотрицкий придает самопознанию не столько моральное, сколько общественно-патриотического звучание.

В XVII в. в Украине создается первое высшее учебное заведение университетского типа – Киево-Могилянская академия (1632 г.). В ней изучается античная и византийская философия, а также произведения арабских философов, в частности «Логика Авиасафа» Аль Газзали. Большое внимание уделяется изучению природы, особенно астрономии.

Профессора Киево-Могилянской академии всесторонне исследуют проблемы познания, познавательные способности человека: ощущения, восприятия, память, речь и мышление. Все ощущения они делят на внешние (зрение, слух, обоняние, осязание, прикосновение) и внутренние (представления, фантазия, сновидения, память). В произведениях и лекциях Ф.Прокоповича, С.Яворского, Г.Щербацкого и других прослеживается постепенный переход от богопознания к познанию природы и человека, акссимиляция передовых идей западноевропейской философии Нового времени (Коперника, Галилея, Декарта и др.).

Первый университетский центр Украины, России и Белоруссии – Киево-Могилянская – академия становится сосредоточием всех знаний своего времени, а также центром подготовки деятелей образования и науки всех восточных славян.

Итак, мыслящие люди всегда были на Украине. Начиная от правителей Киевской Руси, заканчивая философами, учеными, дипломатами. Именно их раздумья и стали фундаментом того периода, при котором Украина была высокообразованным и культурным государством, имела уважение и силу голоса среди других государств.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 806 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...