Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вера в существование двусторонних связей и отношений между человеком и сверхъестественными силами



3. Чтобы сверхъестественное оказало человеку благо, его необходимо почитать не только в сознании, но и на практике. Практика поклонения сверхъестественным сущностям получила наименование религиозного культа. На основании этого можно сделать следующее определение религии: религия это вера людей в сверхъестественные силы и поклонение им.

Религия по своей структуре - это довольно сложное социальное явление, которое в своей совокупности представлено религиозным комплексом. Религиозный комплекс включает в себя следующие элементы:

1) Религиозное сознание это система взглядов, идей, теорий и т.д., основанных на сверхъестественном. Сущностью религиозного сознания является удвоение мира, т.е. признание наряду с реальным миром бытие второго, потустороннего мира. Поэтому важнейшим атрибутом религиозного сознания выступает религиозная вера. Вера – это способ существования религиозного сознания. В религиозном сознании выделяется обыденное и теоретическое религиозное сознание.

Обыденное религиозное сознание – это сознание, которое вырабатывается рядовыми верующими в процессе практической деятельности.

Для него характерно то, что оно:

-более конкретно;

- более наглядно;

-вырабатывается в процессе жизненной деятельности людей. Бог, например, представляется им в виде старика с бородой, черт – с рогами, хвостом, копытами.

Теоретическое религиозное сознание - это сознание, которое вырабатывается теоретиками, богословами.

Эторелигиозное сознание:

- более абстрактно;

- вырабатывается теоретиками;

- требует обобщений;

- организовано;

2) Религиозная деятельность – это система действий, которая ориентируется на сверхъестественное. Существует два вида религиозной деятельности:

а) внекультовая – это разработка религиозных идей, богословских сочинений, миссионерство, преподавание богословских дисциплин, пропаганда религиозных взглядов через печать и т.д.

б) культовая деятельность или просто религиозный культ - совокупность религиозных обрядов (молитв, заклинаний, жертвоприношений, церковных богослужений и др. церемоний), которым приписываются магические способности вызывать сверхъестественные последствия;

3) Религиозные отношения – это взаимодействие людей, ориентированых на сверхъестественное. Могут различаться внутрицерковные; межцерковные; внецерковные отношения.

Если внутрицерковные отношения складываются в процессе культовой и иной религиозной деятельности между верующими, между верующими и священнослужителями, между священнослужителями различных рангов, то межцерковные отношения – это отношения между организациями различных конфессий (например, католиками и православными), а внецерковные отношения возникают тогда, когда поведение людей в различных областях общественной жизни определяются религиозными нормами, стандартами, шаблонами. Религиозные нормы – это правила, регулирующие религиозные действия, отношения, систему верования;

4) Религиозные организации - это объединение последователей той или иной конфессии, возникающие на основе общности определенного вероучения и культа. Их бывает несколько типов:

1. Церковь – это формально организованная группа, для которой характерно:

- отсутствие постоянного и строго контролируемого членства (массовая организация);

- деление верующих на клир и мирян (т.е. профессиональное духовенство и рядовые верующие);

- иерархический принцип упорядочения социальных позиций и ролей;

- наличие органов управления и бюрократии.

Примером может служить англиканская церковь в Англии, римско-католическая церковь в Ватикане, а в недалеком прошлом в Италии и Испании.

2. Секта - небольшая, формальная и оппозиционная к церкви группа. Ей присуще:

- постоянное и строго контролируемое членство;

- отсутствие деления верующих на клир и мирян;

- отсутствие иерархичности;

- отсутствие разветвлённой системы управления и бюрократии;

- психология и идеология избранничества;

- изоляционизм.

Например, секта «Христианская наука» запрещает своим последователям лечиться от рака облучением, считая, что больных должна спасти вера в Бога.

3. Деноминация – реформаторская церковь, промежуточная между церковью и сектой: баптисты, адвентисты, мормоны и многие другие. Признаки деноминации состоят в следующем:

- отрицание деления верующих на клир и мирян;

- постоянство и строго контролируемое членство;

- позиция избранничества, что объединяет ее с сектой;

- наличие иерархии;

- наличие системы управления и бюрократии;

- отсутствие изоляционизма, что роднит деноминацию с церковью.

Таким образом, деноминация - это «промежуточный» тип религиозных организаций между церковью и сектой или оцерковленная секта.

4. Харизматический культ - крайняя форма секты. Такими являются церковь Единения, Храм людей и др. Им присуще:

- братство преданных верующих;

- отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти;

- наличие харизматического лидера;

- полная преданность;

- глубокая эмоциональность религиозного действия.

Функции религии - основные направления воздействия религии на общество, группу единоверцев и личность. Это «работа», которую выполняет религия в обществе. Следует отметить следующие функции:

1) Мировоззренческая, где можно выделить две подфункции:

а) этиологическую ( объяснения мира);

б ) аксиологическую (ценностное отношение к миру).

2) Компенсаторная (восполняющая). Это самая главная функция религии. Если она будет выполненной, то потребность в религии отпадёт.

3) Психотерапевтическая – функция религиозного утешения человека.

4) Коммуникативная – функция передачи религиозной информации.

5) Культурно-транслирующая - функция передачи традиций религиозной культуры.

6) Легитимирующая – узаконение общественных порядков.

7) Регулятивная – функция регулирования социального поведения.

8) Интегрирующая – функция объединения религией индивидов, групп на основе присущих ей ценностей.

9) Дезинтегрирующая функция противоположная интегрирующей.

3.Основные версии происхождения религии. Причины её возникновения

Происхождение религии - проблема весьма важная для философии религии. В научной литературе уже сложилось две авторитетных версии:

1) теологическая версия считает, что религия вечна. Другими словами, она утверждает, что религия была дана людям Богом с момента их появления (шотландский учёный Арнольд Ланг и австралийский католический священник Вильгельм Шмидт).

2) светская версия доказывает, что в истории человечества существовал дорелигиозный период. Эта точка зрения, основываясь на данных науки (антропологии, археологии, этнографии), была выдвинута французским просветителем Дени Дидро в 18 в.

Данные версий остаются на уровне гипотез. Однако большинство ученых придерживаются того, что в зачаточном виде религиозные верования появляются в период от 100 до 40 тыс. лет назад.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...