Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его – самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия между системой и методом Гегеля.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха и проблемы гуманизма
Философия Фейербаха являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критика философии Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь он обосновал принципы материалистического мировоззрения.
Идеализм, по его мнению, представляет собой рациональную религию. А подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу. Религия, как и ее основа, представляют собой невежество человека, его неспособность вдуматься в природу. Бог – абстрактное, отвлеченное, нечувственное существо, он представляет собой сущность разума.
Развивая дальше свои идеи, Фейербах предлагает человеку освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку. На место веры в бога – веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах положил в основу новой философии, которая, по его мнению, превращает человека, включая и природу как его базис, в единственный, универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Фейербах делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.
Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность различия между "я" и "ты". Уединенность – конечность и ограниченность, общение – свобода и бесконечность.
Фейербах стремится возродить в человеке чувство самоутверждения и достоинства, и сделать это можно на основе материалистического мировоззрения.
Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Заменив понятие материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от бога, ни от философии людей. Безусловно, уделяя большое внимание природе, Фейербах примыкал к натуралистическому направлению в философии, но его натурализм носит антропологический характер.
Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в реальном мире. Мыслить – это читать показания чувств.
Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в себе. Истина, по его мнению, достигается путем согласия большинства людей. Отделив субъект от религии, Фейербах наделил его атеистическим мировоззрением, и он считал, что философское мировоззрение атеистично.
Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической философии, материализма Маркса и Энгельса.
5. Марксистская философия: основные источники, этапы
Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах 19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением Европы. Предпосылками распространения марксизма были:
* общественно-политические процессы и выдвижение на арену политической борьбы пролетариата;
* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей капитализма;
* предшествующий этап развития социально-политических взглядов.
Самое главное значение марксизма связано с деятельностью пролетариата, интересы которого эта философия с самого начала защищала.
Концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и Фейербаха. В отличие от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и строит ее строго в соответствии с научным диалектическим методом, разработанным Гегелем.
Маркс развивает материалистическую диалектику, особое внимание уделяя социальному миру. До него философы фактически мир представляли как противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир - общественный мир, который существует через иное, через природное.
Маркс рассматривает практику как критерий истины и делает вывод о том, что, если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем самым их правомерность, т.е. истинность, ставится под сомнение. Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и научно-обоснованной идеей диалектического материализма.
В книге "Диалектика природы" и в работе "Анти-Дюринг" Энгельс материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу он взял категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и природных процессов, ибо все законы диалектики имеют место, как в природе, так и в обществе.
Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин для разработки теории революционной деятельности.
Марксисты освоили критику пороков капиталистического общества, что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой концепции, тот, кто трудится, овеществляет свою деятельность, если результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло отчуждение труда. Иначе говоря, капиталист использует чужой труд, отчужденный от непосредственного производителя. На основании этого делался вывод: для преодоления отчужденности труда необходима социалистическая революция.
Этот вывод Ленина не все ученые восприняли однозначно. С первым выводом многие были согласны (результаты не должны отчуждаться от непосредственного производителя), но второй вывод о том, что только социалистическая революция преодолеет отчуждение человека от результатов собственного труда, вызвало неоднозначное отношение к марксистской концепции в целом.
Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления является:
* критика недостатков капитализма,
* тщательная проработка проблем практики,
* научное обоснование материалистического понимания истории.
Тем не менее, все эти три положительных момента получили трансформацию в более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма.
Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и умалению личностно-индивидуального.
Второе: отрицание многих философских воззрений мировой философии, которые не имели отношения к диалектико-материалистическому мышлению.
Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса осуществлялось с серьезным перекосом в сторону политики.
И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы, общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 363 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!