Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классический позитивизм



Родоначальником позитивизма является французский философ и социолог Огюст Конт. От классической немецкой философии позитивизм О. Конта отличается своей антиспекулятивной направленностью. Главная черта абсолютного идеализма Гегеля, против которого Конт направляет свою полемику, – это умозрительные заключения.

В истинном философском учении, полезном для развития наук (а именно развитие наук Конт ставит в центр внимания своей философии), нет места суждениям, не основанным на прямом чувственном наблюдении. Критерием научности теории, по Конту, является то, что она описывает реально являемые наблюдению свойства объектов природы. Такое знание называется позитивным, а философия Конта – позитивизмом.

Поскольку объективный идеализм основан, прежде всего, на отвлеченных рассуждениях о сущностях, не доступных наблюдению, на категориях абстрактных и не основанных на непосредственном наблюдении, позитивизм считает его произвольным теоретизированием.

Материализм традиционно был близок к естествознанию. Однако ключевой категорией материализма является материя, содержание которой также является предметом абстрактного умозрения. Естествознание не нуждается, по Конту, в понятии материи, дополнительном к понятиям, обозначающим реальные объекты природы. Поэтому О. Конт отказывается причислять свою философию к материализму.

Не удовлетворяет позитивизм и субъективный идеализм, хотя с ним у позитивизма прослеживаются единые теоретические истоки – сенсуалистические учения. Но субъективный идеализм в лице Д. Юма приходит к солипсизму и агностицизму, в то время как позитивизм, напротив, целиком устремлен на развитие системы естествознания и учения об обществе.

Таким образом, Конт отказывается считать себя сторонником какого бы там ни было из основных направлений философии и претендует на то, чтобы позитивизм был признан самостоятельным новым философским учением, не сводимым ни к какому иному.

Полностью потенциал философии Конта раскрывается лишь в том случае, если его рассматривать в связи с его ближайшим последователем – Гербертом Спенсером.

Герберт Спенсер (1820 – 1903) – философ и социолог, последний представитель классического позитивизма, завершает картину его становления разработкой онтологических аспектов. Любая философия, претендуя на завершенность, должна решить вопрос целостной картины мира.

Г. Спенсер вводит категорию “непознаваемого”. Непознаваемое – это та часть мира, о которой известно доподлинно, что она существует, но не более того. Таким образом, развитие позитивного знания, по Спенсеру, будет продолжаться вечно, стремясь к непознаваемому, но, никогда не достигая его.

Второй этап позитивизма - эмпириокрицизм ("Критика опыта"). Этот этап развития позитивизма связан с именами Авенариуса и Маха.

Эмпириокритики занимались критикой опыта, стремились очистить его от всего, что могло быть истолковано как признание факта объективности, независимости от наших ощущений, какой бы то ни было реальности. Эмпириокрицизм исходил из субъективно идеалистической предпосылки о неразрывности связи объекта и субъекта. Опыт у них очищен от объективного, его элементами являются ощущения. Именно они и есть источники всего содержания познания, следовательно, все существующее – это ощущения или их сочетание.

Неопозитивизм - это третий этап позитивизма, пришел на смену чисто опыта эмпириократиков в 20-е годы 20 века.

В истории неопозитивизма выделяются такие направления:

· логический атомизм, который провозглашает тождественность структуры мира и структуры математической логики;

· логический позитивизм венского кружка с принципом "верификации": проверки как средства отличия научных высказываний от метафизических и философских. Представители: Шлик, Карнап. В 30 - 40-е годы 20 века образовалось еще 2 направления позитивизма:

· семантический позитивизм, который решает проблему слов, терминов и выражений (Тарский, Морис)

· философия лингвистического анализа, исследование философских проблем с позиции лингвистики (Витгенштейн).

Неопозитивизм возник как течение, борющееся за подлинную философию. Этот подход они объясняли тем, что классическая философия допускает неясность рассуждения, усложненность языка и оперирование мистическими понятиями типа "чистый разум". Неопозитивисты стремились применить в философии данные естествознания и математики.

Постпозитивизм часто рассматривается как четвертый этап в развитии позитивизма. Своей задачей его представители (прежде всего поздний Л. Витгенштейн) видели в анализе языка повседневности. В дополнение идеи идеального языка была введена мысль о мудрости обыденного языка, который связан с деятельностью людей и отражает тысячелетнюю мудрость человека. Истинную философскую деятельность Витгенштейн усматривает в анализе языка, в выделении и описании многих способов употребления слов и выражений в различных "языковых играх". Все существующие до сих пор философские суждения Витгейштейн определил как языковые игры. Мир у него представляет человеческий опыт. Он выступает в различных видах и формах, принимает различные очертания, сочетания в зависимости от того, как о нем думают, т.е. в зависимости, что о нем говорят.

В отличие от сторонников логического позитивизма, которые стояли в стороне от большинства философских проблем, представители аналитической философии пытаются их анализировать и обсуждать. Особый акцент они делают на сферу морали. Если логический позитивизм этические высказывания воспринимает как высказывания не о фактах, а только об эмоциональном состоянии субъекта, то сторонники философии лингвистического анализа приоритет отдают через слова чувственно-эмоциональному состоянию субъекта.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 530 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...