Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские взгляды Г.С. Сковороды



Имя Григория Сковороды (1722 - 1794) занимает очень высокий рейтинг среди имен знаменитых философов. Его философская система не только оригинальная, но и довольно современная.

Путь Г. С. Сковороды в философию был длинным. Из 72-х прожитых лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение. А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этому странствию в образе «старца» – бродячего философа-наставника.

Из чего же состоял этот предфилософский путь?

Григорий Саввич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько лет (с перерывами) он учился в Киево-Могилянской академии. Потом находился в придворной капелле в Петербурге. В составе посольской миссии был несколько лет в Венгрии. После возвращения работал преподавателем – сначала в Переяславской семинарии (излагал поэтику), а потом в Харьковском коллегиуме (читал курс лекций по этике). Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием объединения двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и социальной обстановки, которая резко меняется - с другой. Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, исключительно музыкальный слух и голос; он писал стихи, сочинял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.

Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которая потом отразилась и на характере его философского учения) заключалась в том, что при отрицательном отношении к миру, который увяз в корыстолюбии, он избрал такую положительную форму борьбы со злом, при которой центр бремени из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу образования, культуры и морали.

Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал.

В 50-60 гг. XVIII ст. Сковорода создает в основном литературные произведения. Он написал возле 50 песен и стихов, создал цикл басен под названием «Басни Харьковские», сделал пересказы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес морали, основанной на богатстве, золоте и власти, Григорий Сковорода прославляет человека «малых желаний» и ограниченные материальные нужды. Басни Сковороды по своему идейному содержанию являются как бы прелюдией к его философскому творчеству. Уже в баснях звучит один из его главных философских принципов. Его суть заключается в признании законными и естественными только тех нужд и стремлений человека, которые отвечают естественному, а не социальному отличию людей. Мораль его басен часто превышает их непосредственный сюжет.

Необходимость перехода от творения басен непосредственно к философскому творчеству особенно явным образом ощущается в морали басни №19: «…Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие - составляют мир этот и нужны один для одного. Кто тьма – пусть будет тьмой, а сын света - пусть будет светом. От плодов их распознаете их…»

Формально философская система Сковороды укладывается в один строку. Основа этой системы заключается в существовании «двух натур» и «трех миров». Расшифровка существования «двух натур» следует непосредственно из трактата «О Боге»: «…Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, вторая - невидимая. Видимая натура носит название тварь, а невидимая - Бог....у старинных [людей] Бог носил название “ум всемирный”. Ему у них были разные имена: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и др. А у христиан известнейшие ему имена такие: дух, Господь, царь, отец, ум, истина.... Что же к видимой натуре, то ей также не одно имя, например: вещество или материя, земля, плоть, тень и др. …»

Вопрос о Боге, который составляет первооснову всего сущего – «высшую всех причин причину», внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды. Своим представлением о Боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви, которая придерживается библейской легенды о создании мира Богом на протяжении шести дней. В отличие от церковного, его Бог – вечное начало – неуловимый и невидимый, поскольку он, «будучи присутствующим во всем, не является ни частью, ни целым, не имеет меры, временной и пространственной характеристики». Такое понимание Бога, который отождествляется с природой, получило в философии название пантеизма. Представление Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него Бог и материя сосуществуют рядом, хотя невидимая натура всегда первичная, т.е. у Сковороды цель развития материи задана Богом. Поскольку любое развитие мира понимается Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданные Богом и от людей не зависят.

Разберем теперь, что же понимается под существованием «трех миров», каждый из которых также имеет две натуры – видимую и невидимую.

Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная – макрокосм. Макрокосм включает в себя все родившееся в этом большом мире, составленному из параллельных бесчисленных миров. В этом мире нет ни начала, ни конца – он вечный и безграничный. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а раскрытие их невидимой натуры – постижение их внутреннего значения, так как через внутреннюю суть отдельных вещей можно постигнуть «тайные пружины развития всей Вселенной». При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая суть вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, которая определяется мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.

Вторым из «трех миров» является малый мир – микрокосм – мир человека. Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что осуществляется в мире – макрокосме, находит свое завершение в человеке – микрокосме. Из учения Сковороды следует, что возможности познания мира человеком ничем не ограниченные. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к Богу без посредников, так как Бог есть самая природа, а человек – ее произведение, – познавая Бога – познает самого себя. В этом смысле Сковорода возражает агностицизму – учению о непознаваемости мира.

Очень тонким моментом в теории познания Сковороды есть тот факт, что он не связывает умножения человеком своих познаний с ростом материальных нужд, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья. Скорее наоборот: чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем разумнее и скромнее должны быть его нужды.

Что же касается счастья, то оно связано не с удовлетворением все возрастающих материальных потребностей, а с радостью работы.

Возможность преодоления человеком моральных недостатков Сковорода связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами человека. Вообще науку о человеке Сковорода считает высшей из всех наук. Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры человека. Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном результате, выражается через взаимодействие с определенным видом работы. Тема «сродного труда» – эта одна из самых важнейших тем, которые развиваются Сковородой. Эта тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, которая приобрела значение общего принципа, который определяет не только человеческое счастье, но даже значение человеческого бытия.

Третьим из существующих «трех миров» – есть символический мир, который отождествляется Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур – внешней и внутренней. Сковорода считает, что представленные в Библии легенды – это фантазия, обман, фальсификация, небылицы, вранье, с одной стороны, но в них заложенное таинственное значение, полезное и поучительное знание – с другой.

Сковорода и сам написал несколько притч с выдуманными образами, но с глубоким внутренним значением. Поэтому и Библию он рассматривал как инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма – это случайное, явление, которое вносится в природу, а внутренняя натура – это истинный источник красоты.

Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает вывод, что человек осуществляет прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими естественными наклонностями.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 911 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...