Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Китая



История Древнего Китая свидетельствует о том, что письменные памятники этого народа известны со 2 тысячелетия до н.э. Следует отметить, что китайский язык до сих пор существует с незначительными изменениями и считается самым древним языком среди азиатских народов. Это свидетельствует о непрерывной связи культур древнего и современного Китая, о сохранении индивидуальности и самобытности в развитии, в том числе и философского наследия.

В мифах и первых книгах выделяются пять первоначал мира – воду, огонь, дерево, металл и землю (которые стали основой и всей древнекитайской медицины). В человеческом организме каждый орган соответствует определенному первоначалу. При этом печень и желчный пузырь соответствуют дереву, селезенка и желудок – земле, легкие и толстая кишка – металлу, почки и мочевой пузырь – воде. Лечение заключалось в том, чтобы оказать влияние на связи первоначал.

Позже возникают разнообразные философские школы, наиболее известными среди которых были даосизм и конфуцианство.

Основателем даосизма считают Лао-цзы, который жил в 6-5 в. до н.э.

Основой всего существующего является дао – вечное, бесконечное, бестелесное, не воспринимаемое органами чувств начало, которое – первоначало и завершение всего. Оно является действительной основой всех предметов и явлений природы, обозначает также путь или закон мира. Главным требованием дао по отношению к человеку является у вей (принцип «недеяния»), созерцательное отношение к действительности, или поступки, действия, совершаемые в соответствии с природой. «Недеяние» – это не отказ от действия, а это большая работа человека над собой, конечной целью которой является достижении гармонии человека и космоса. Эти требования распространялись не только на индивидуальную деятельность человека, но и на общество, на область познания. Кроме этого, дао обозначает вечный процесс превращений, т.е. своеобразная диалектика. В мире все связано диалектически: добро рождает зло, легкое – тяжелое, бытие – небытие. Мудрость человека состоит в умеренности, спокойствии, близости к природе. Принцип «недеяния» – главный метод психологической практики даосистов, который требует отвечать на зло добром и уметь регулировать свои эмоции. Это было необходимым условием постижения дао, и мудрец, который постиг его, придерживался уже не закона земли, как другие люди, а непосредственно закона дао.

Человек, как и мир, является порождением дао. Он является частью природы, и его назначение заключается в том, чтобы идти путем добродетели. Жизнь должна осуществляться в соответствии с природой. Философия дао – прежде всего указание человеку – идти по пути, указанному природой. Выражением его является принцип природности, означающий, что все в мире находится в гармоническом развитии. Данный принцип оказал влияние на китайскую медицину: сформировалось учение об акупунктуре, лечебной гимнастике. Врачи должны содействовать организму человека, следуя принципу природности. Принцип природности и недеяния требовали изучать мир и человека такими, какими они есть, не вмешиваться в их развитие.

Основателем конфуцианства был Кун Фу-цзы, который жил в 551-479 до н.э. Основу учения Конфуция составляют моральные поучения – указания, как необходимо вести себя в разнообразных ситуациях. Он учил во всем придерживаться меры – золотой середины и главного принципа поведения – не делать людям того, чего не желаешь себе.

Стремясь утвердить древние обычаи, Конфуций сформулировал принцип «чжен минь», согласно которому в обществе должна действовать определенная субординация между людьми, чтобы обеспечить регулирование отношений и должный порядок.

В субординацию входили такие требования: уважение к родителям, уважение к старшему брату, верность своему правителю, гуманность и любовь к людям, церемониал (определенные, обязательные формы этикета) и чувство долга, справедливости.

Таким образом, в центре философии конфуцианства стали отношения между людьми в обществе, их нравственное содержание, а также проблема воспитания. Конфуций считал, что человек от рождения добрый и имеет четыре качества: сочувствие, стыд, скромность и умение отличать правду от лжи.

Конфуций сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции.

Конфуций разработал учение о благородном муже (цзюнь-цзы), который придерживается обязанности и закона, требовательный к себе и живет в согласии с людьми. Благородный муж воспитывает в себе пять качеств:

жень – доброту, человеколюбие, которое состоит из трех моментов: любить людей, делать добрые дела, ощущать себя частицей Вселенной;

чжи – разум, интеллект, знание, умение найти лучший вариант;

и – чувство обязанности, порядочность, мужество;

ли – соблюдение норм поведения, этикета, вежливость, послушность;

сяо – синовий почет (служить родителям при их жизни, похоронить их и молиться за них).

В основу воспитания и всей культуры Древнего Китая Конфуций заложил четыре принципа:





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...